Одной из основных причин крушения Российской Империи стал разрыв между общественным сознанием и теми стремительными изменениями, которые вносил в повседневную жизнь научно-технический прогресс, когда входили в быт и становились повседневностью железные дороги, телеграф, а впоследствии и телефон, когда поднимались в воздух аэропланы, а на улицах появились автомобили, когда в городах начали появляться электрический транспорт и электрическое освещение и пр. Общественное сознание не поспевало за этими изменениями, людям хотелось всего и сразу, а существующая власть стала казаться досадным препятствием на этом пyти. Подвергалось осмеянию и начинало выглядеть старомодным то, что казалось незыблемым еще вчера: супружеская верность, религия, семья, преданность своему долгу, чувство Родины, любовь к Отечеству. На смену приходил больше ничем не обузданный социальный и частный эгоизм, когда Государственная Дума азартно боролась за власть с "царскими бюрократами", требуя создания подчиненного ей "ответственного министерства", рабочие требовали полутора-двукратной оплаты за сверхурочные работы (и это в военное время), крестьяне жаждали безвозмездно получить помещичьи земли, а двухдневных перебоев с хлебом в Петрограде оказалось достаточно для того, чтобы заставить его жителей высыпать на улицу и смести государственную власть (можно сравнить с тем, что пришлось пережить ленинградцам во Вторую Мировую войну).
При этом "передовые", на тот момент, общественно-экономические теории (марксизм) шли еще дальше и требовали большего, "отменяя" само понятие семьи, частной собственности, веру, Отечество ("У пролетариата нет отечества").
Что и заставило Бердяева (бывшего в молодости "легальным марксистом") впоследствии написать: "Скоро для всех будет поставлен вопрос о том, «прогрессивен» ли «прогресс» и не был ли он часто довольно мрачной «реакцией», реакцией против смысла мира, против подлинных основ жизни" (Н.А.Бердяев, "Новое средневековье").
Одной из главных задач современного консерватизма как раз и должно стать сохранение вечных ценностей и их преобладания над временным перед лицом неизбежных перемен в условиях научно-технического прогресса, недопущение нового торжества первобытных инстинктов и низких страстей над человеческим началом.
При этом "передовые", на тот момент, общественно-экономические теории (марксизм) шли еще дальше и требовали большего, "отменяя" само понятие семьи, частной собственности, веру, Отечество ("У пролетариата нет отечества").
Что и заставило Бердяева (бывшего в молодости "легальным марксистом") впоследствии написать: "Скоро для всех будет поставлен вопрос о том, «прогрессивен» ли «прогресс» и не был ли он часто довольно мрачной «реакцией», реакцией против смысла мира, против подлинных основ жизни" (Н.А.Бердяев, "Новое средневековье").
Одной из главных задач современного консерватизма как раз и должно стать сохранение вечных ценностей и их преобладания над временным перед лицом неизбежных перемен в условиях научно-технического прогресса, недопущение нового торжества первобытных инстинктов и низких страстей над человеческим началом.
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее