В "Архипелаге ГУЛАГе" Солженицына есть специальная глава, посвященная лагерным "придуркам".
Так называлась своеобразная "прослойка", существовавшая между рядовыми "зеками" и лагерной администрацией. К "придуркам" относились банщики, библиотекари, повара, хлеборезы - словом, все те, кто в чем-то занимал "привилегированное" положение по сравнению с рядовой "зековской" массой.
Так вот, по мнению Солженицына, аналогичные "придурки" существовали и на воле, к ним относились все те, кто занимался "идеологическим обслуживанием" режима. Журналисты, часть "писательского корпуса", преподаватели "общественных наук".
Когда почва под СССР начала пошатываться, вся эта "придурня" с удивительной быстротой ринулась искать себе новых хозяев - и, конечно, нашла, сыграв "выдающуюся" роль в окончательном развале собственной страны.
А те, кто пытался отстаивать СССР, были немногочисленны и группировались, в основном, вокруг литературных журналов, которые были зайклемены "реакционными" и "ретроградскими". Таких, как "Наш современник", в котором работал друг Солженицына академик Шафаревич, или "Москва", который возглавил незадолго перед тем вышедший из заключения, где пребывал за "антисоветскую деятельность", писатель Леонид Бородин. И с изумлением обнаружил, что бороться ему опять приходится с теми, кто прежде гнобил его и преследовал.
Вот только в рабочем кабинете Бородина висел портрет не Ленина и не Сталина, а... Солженицына.
Так называлась своеобразная "прослойка", существовавшая между рядовыми "зеками" и лагерной администрацией. К "придуркам" относились банщики, библиотекари, повара, хлеборезы - словом, все те, кто в чем-то занимал "привилегированное" положение по сравнению с рядовой "зековской" массой.
Так вот, по мнению Солженицына, аналогичные "придурки" существовали и на воле, к ним относились все те, кто занимался "идеологическим обслуживанием" режима. Журналисты, часть "писательского корпуса", преподаватели "общественных наук".
Когда почва под СССР начала пошатываться, вся эта "придурня" с удивительной быстротой ринулась искать себе новых хозяев - и, конечно, нашла, сыграв "выдающуюся" роль в окончательном развале собственной страны.
А те, кто пытался отстаивать СССР, были немногочисленны и группировались, в основном, вокруг литературных журналов, которые были зайклемены "реакционными" и "ретроградскими". Таких, как "Наш современник", в котором работал друг Солженицына академик Шафаревич, или "Москва", который возглавил незадолго перед тем вышедший из заключения, где пребывал за "антисоветскую деятельность", писатель Леонид Бородин. И с изумлением обнаружил, что бороться ему опять приходится с теми, кто прежде гнобил его и преследовал.
Вот только в рабочем кабинете Бородина висел портрет не Ленина и не Сталина, а... Солженицына.