Честертон когда-то написал: "Христианство смотрит на мир через тысячи окон, а рационализм только через одно окно".
И действительно, Ленин, несомненно, был более одаренным человеком, чем, скажем, Бердяев. Но если Бердяев мог вполне понимать Ленина, критиковать его и даже в чем-то с ним соглашаться, - то Ленин никогда бы не смог понять Бердяева. Для него это была всего лишь "чистейшая философия поповщины", - и не больше. Подобный "научный подход" страшно сужал ленинский кругозор и не позволил ему, в итоге, разглядеть те причины, из-за которых он и его партия, в конечном счете, "проиграли" Россию. Причины, которые были абсолютно ясны для Бердяева.
Так и современный "научный атеист", изучая, скажем, историю России, найдет в ней не утонченную одухотворенность рублевской иконы и не загадочную красоту владимирских храмов, не отвагу и предприимчивость ее народа, сумевшего за короткий срок освоить огромные территории и достичь берега Тихого океана, а всего лишь "массовые казни", "пытки" и "сожжения в еретиков в срубах"; увидит не упорную борьбу народа, искушаемого и с Запада, и с Востока, за свою идентичность, а, прежде всего, мятежи, смуты и братоубийственные войны.
В своем пределе такое "мировоззрение" приводит к тому, что его носитель, затвердив пару лозунгов, вроде "бога нет" и "религия опиум для народа", и не умея толком изъясниться по-русски, начинает считать себя вправе выступать от имени "науки" и обзывать "мракобесами" всех, кто думает иначе, чем он.
Так единственное окошко, о котором написал мудрый Честертон, способно превратиться в узкую щель, через которую видна одна только грязь, прилипшая к "сапогам истории"...
И действительно, Ленин, несомненно, был более одаренным человеком, чем, скажем, Бердяев. Но если Бердяев мог вполне понимать Ленина, критиковать его и даже в чем-то с ним соглашаться, - то Ленин никогда бы не смог понять Бердяева. Для него это была всего лишь "чистейшая философия поповщины", - и не больше. Подобный "научный подход" страшно сужал ленинский кругозор и не позволил ему, в итоге, разглядеть те причины, из-за которых он и его партия, в конечном счете, "проиграли" Россию. Причины, которые были абсолютно ясны для Бердяева.
Так и современный "научный атеист", изучая, скажем, историю России, найдет в ней не утонченную одухотворенность рублевской иконы и не загадочную красоту владимирских храмов, не отвагу и предприимчивость ее народа, сумевшего за короткий срок освоить огромные территории и достичь берега Тихого океана, а всего лишь "массовые казни", "пытки" и "сожжения в еретиков в срубах"; увидит не упорную борьбу народа, искушаемого и с Запада, и с Востока, за свою идентичность, а, прежде всего, мятежи, смуты и братоубийственные войны.
В своем пределе такое "мировоззрение" приводит к тому, что его носитель, затвердив пару лозунгов, вроде "бога нет" и "религия опиум для народа", и не умея толком изъясниться по-русски, начинает считать себя вправе выступать от имени "науки" и обзывать "мракобесами" всех, кто думает иначе, чем он.
Так единственное окошко, о котором написал мудрый Честертон, способно превратиться в узкую щель, через которую видна одна только грязь, прилипшая к "сапогам истории"...
подробнее
подробнее
подробнее