1916 Кустодиев Б.М. "Пасхальный обряд (Христосование)."
Это был последний год перед революцией в Российской империи. Уже в 1917-м православные традиции и обряды полетели в тартарары. И картины Кустодиева стали своеобразным музеем, хранящим утраченную на глазах историю.
Сегодняшняя работа фиксирует пасхальные традиции. На переднем плане купчиха целует гостя в щёку. Троекратный символический поцелуй шёл сразу после обмена приветствиями «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».
Гость держит в руках крашанку: на заднем плане видна тарелка с остальными. За ней видна белая пирамидка творожной пасхи с акронимом «ХВ», а рядом — пасхальный кулич (который на южнорусских и украинских землях называют паской).
В первые десятилетия советский режим рьяно боролся и с религией, и с зажиточным классом. Уже на следующий год после завершения этой картины и купечество, и пасха стали историей. Но делалось это не по причине классовой борьбы. На самом деле борьба велась не с отдельными социальными группами, а со всем русским народом. Большевики прекрасно понимали, что основой русской культуры, традиция является именно Православие, а поэтому они уничтожали Русскую православную церковь: оскверняли иконы, взрывали Храмы, тысячами убивали священнослужителей.
Картина написана в 1916 г. Хранится в Астраханской государственной картинной галерее имени П. М. Догадина.
Это был последний год перед революцией в Российской империи. Уже в 1917-м православные традиции и обряды полетели в тартарары. И картины Кустодиева стали своеобразным музеем, хранящим утраченную на глазах историю.
Сегодняшняя работа фиксирует пасхальные традиции. На переднем плане купчиха целует гостя в щёку. Троекратный символический поцелуй шёл сразу после обмена приветствиями «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».
Гость держит в руках крашанку: на заднем плане видна тарелка с остальными. За ней видна белая пирамидка творожной пасхи с акронимом «ХВ», а рядом — пасхальный кулич (который на южнорусских и украинских землях называют паской).
В первые десятилетия советский режим рьяно боролся и с религией, и с зажиточным классом. Уже на следующий год после завершения этой картины и купечество, и пасха стали историей. Но делалось это не по причине классовой борьбы. На самом деле борьба велась не с отдельными социальными группами, а со всем русским народом. Большевики прекрасно понимали, что основой русской культуры, традиция является именно Православие, а поэтому они уничтожали Русскую православную церковь: оскверняли иконы, взрывали Храмы, тысячами убивали священнослужителей.
подробнее