Информация Страна: Россия Город: Семейное положение: Без пары
День рождения: 1 января 1973 г. Политические взгляды: конституционный-демократ Религиозные взгляды: Атеизм Обо мне: Учитель истории, увлекаюсь историей, философией, компьютерными технологиями. Веду блоги и готов к сотрудничеству. | Образование ВУЗ: | Интересы Авторы: Игры: Общие: Фильмы: Телешоу: |
Друзья! В этой статье хочу с вами поделиться историей цивилизации народа майя. Майя оставили после себя огромное количество тайн и загадок, многие из которых не разгаданы до сих пор. Культура майя была необычайной и высокоразвитой. Так, например, календарь майя был точнее европейского, что говорит о существовании на этой земле еще более древней цивилизации. К этому вопросу я еще вернусь, а сейчас же остановимся на истории майя, их цивилизации, археологических находках и сенсационных открытиях.
Для начала определимся со временем возникновения этой цивилизации. Как предполагают современные ученые, предки майя обитали в горах Южной Мексики (Чьяпас), Гватемалы, Сальвадора и Гондураса. Оттуда они стали спускаться в тропические леса Северной Гватемалы, Белиза и Юкатана на протяжении II тысячелетия до н.э. Именно на равнинах культура майя достигла наивысшего развития. Это произошло приблизительно в I тысячелетии н.э. В общепринятом понимании – этот период называется еще классическим.
Памятники культуры майя встречаются на землях нынешних мексиканских штатов Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, почти всего Табаско и западной половины Чьяпаса, а также в Гватемале, Белизе и на западе Гондураса и Сальвадора. В первую очередь к этим памятникам относятся храмовые комплексы в городах-государствах, таких как Копан, Тикаль, Вашактун, Яшчилан, Паленке.
Одним из главных свидетельств по истории майя является книга испанского священника Диего де Ланде (1524 – 1579) “Сообщения о делах в Юкатане, 1566”, написанная на староиспанском языке. Перевод книги в 1955 году сделал советский (российский) лингвист, этнограф и доктор исторических наук Ю.В. Кнозоров. Приведу отрывки из этой книги.
“Индейцы Юкатана – пишет Ланде – люди хорошо сложенные, высокие, быстрые и очень сильные, но обычно кривоногие, ибо в детстве матери переносят их с места на место, посадив на бедра. Они считают изящным быть косоглазыми, что делают искусственно их матери, подвешивая им еще маленьким, к волосам шарик из смолы, который спускается у них между бровей, доходя до глаз. Так как он постоянно двигается там, качаясь, они становятся косоглазыми. Они любители хороших запахов и поэтому употребляют букеты цветов и пахучих трав, оригинально и искусно составленные. Они имели обыкновение красить в красный цвет лицо и тело; это придавало им очень дурной вид, но считалось у них очень изящным”.
Дальше миссионер пишет о быте майя, об их пище, ремеслах и подчеркивает, что главное их занятие – это торговля. Они вывозят соль, ткани и рабов, а ввозят какао и камешки, которые служили у них вместо монет. Открытием для испанца стало то, что майя продавали товары в кредит, давали взаймы и платили честно, без ростовщичества.
Говоря о нравах майя, Ланде отмечает их щедрость и гостеприимство. “…никто не войдет их в дом, – говорит Ланде, – чтобы ему не дали еду и питье, которые они имеют, днем – их питье, ночью – их пищу. Если же не имеют, ищут ее по соседству…”.
Из описания Ланде мы узнаем, что у майя было множество идолов и храмов, пышных на свой лад, и даже, кроме общих храмов жрецы и знатные люди имели молельни и идолов в своем собственном доме, которым приносили жертвы. Одним из таких святых мест был храм в Чичен_Ицы, рядом с которым находился колодец для жертвоприношений.
Говоря о жертвоприношениях, Ланде особо выделяет человеческие жертвоприношения. Вот, что он в частности писал по этому поводу.
“Кроме праздников, на которых, чтобы их отпраздновать приносили в жертву животных, также из-за какого-либо несчастья или опасности жрец приказывал им принести в жертву людей. В этом участвовали все, чтобы купить рабов; или же некоторые по набожности отдавали своих детей, которых очень услаждали до дня праздника (жертвоприношения) и очень оберегали, чтобы они не убежали или не осквернялись каким-либо плотским грехом. Когда наступал день, они собирались во дворе храма, и если его надлежало принести в жертву стрельбой из лука, его раздевали догола, мазали тело лазурью и одевали ему убор на голову. Приблизившись к демону, народ исполнял торжественный танец с ним, все с луками и стрелами, вокруг столба, и, танцуя поднимали его на нем и привязывали, все время танцуя, и все время смотря на него. Поднимался нечистый жрец, одетый и со стрелой; и независимо от того была ли это женщина или мужчина ранил его с срамную часть, извлекал кровь, спускался и смазывал ею лицо демона, сделав определенный сигнал танцующим. Они начинали пускать в него стрелы по очереди, когда танцуя проходили с быстротой; сердце же его было отмечено белым знаком, и таким образом они превращали всю его грудь в мишень, выглядевшую как щетина из стрел. Если должны были ему вырвать сердце, его приводили во двор с большой пышностью, в сопровождении народа, вымазанного лазурью и в его пышном головном уборе. Затем его приводили к круглому возвышению, которое было местом принесения жертв. Жрец и его служители мазали этот камень в голубой цвет и изгоняли демона, очищая храм. Чаки (служители храма) брали несчастного, которого приносили в жертву, с большой поспешностью клали его спиной на этот камень и хватали его за руки и за ноги все четыре, ток что его перегибали пополам. Тогда након-палач подходил с каменным ножом и наносил ему с большим искусством и жестокостью рану между ребрами левого бока, ниже соска, и тотчас помогая ножу рукой. Рука схватывала сердце, как яростный тигр, и вырывала его живым. Затем он на блюде подавал его жрецу, который очень быстро шел и мазал лица идолам этой свежей кровью. В других случаях они бросали живых людей в колодец Чичен-Ицы, полагая, что они выйдут на третий день, хотя они никогда более не появлялись”.
С колодцем Чичен-Ицы связаны самые невероятные истории, касающиеся главным образом кладоискательства. Майя были не только торговцами, гончарами, архитекторами, земледельцами, но еще и искусными ювелирами, создававшими великолепнейшие изделия из золота, превосходившие произведения европейских ювелиров. Почти все эти произведения искусства майя были превращены в “золотой лом” испанскими завоевателями. В музеях мира можно было увидеть лишь считанное число этих шедевров, пока в недрах колодца Чичен-Ицы не начал вести раскопки предприимчивый американец Эдвард Томпсон.
В 1885 году 25-летний Эдвард Томпсон прибыл в Чичен-Ицу – в величайший и могущественный город-государство майя, о котором ходили по свету самые фантастические легенды. Именно здесь находился и по сей день находится таинственный “Священный колодец – Храм бога дождя”, о котором Ланде писал следующее: “Если в этой стране было когда-нибудь золото, то большая его часть должна находится на дне пруда в Чичен-Ице”. Повода так писать у испанского миссионера было достаточно. Дело в том, что когда наступало время засухи, жрецы приносили в жертву богу дождя Чак-Моолю невесту – самую красивую девушку, дабы умилостивить разгневанного бога. Как правило, вместе в девушкой майя бросали в колодец драгоценности и различную домашнюю утварь. Это было приданое невесты.
Поиски на дне колодца Томпсон вел с помощью изобретенного им самим и сделанного по его заказу на заводе приспособления, напоминавшего землечерпалку. Механизм состоял из 10-метровой мачты, ковша с зубчатым краем, кривошипа, стальных тросов и блоков. С помощью этой машины, Томпсон и его нанятые им работники, методично начали вычерпывать дно колодца. Ковш извлекал на поверхность черный как смола, ил, гнилые ветви, истлевшие деревья, а однажды даже сцепленные между собой кости ягуара и серны, немое свидетельство трагедии джунглей. Однако, вскоре, на поверхность начали извлекаться разнообразные находки. С каждым разом ковш приносил добычу: украшения, вазы, копья, ножи или чаши из обсидиана и яшмы. Окончательным подтверждением рассказа Ланды был скелет молодой девушки, извлеченный со дна Священного колодца. Так было сделано одно из величайших археологических открытий, связанных с цивилизацией майя.
Дальнейшие поиски Томпсон вел уже сам, спустившись на дно колодца в скафандре. Им были извлечены тысячи разнообразных предметов: бусы, браслеты, чаши, статуэтки идолов, золотые щиты, ножи, зеркала из обсидиана, но главное – черепа молодых женщин. Все эти находки полностью подтвердили достоверность предания о том, что майя приносили в жертву богу девушек, бросая их в Священный колодец.
Исследования останков цивилизации майя на этом не прекратились. В ходе дальнейших исследований было установлено, что богу дождя приносили в жертву не только (или нисколько девушек), а детей. Детских скелетов было извлечено со дна колодца в огромном количестве. Причем, их не бросали живыми. Жестокая традиция требовала предварительно умерщвлять жертвы обсидиановым ножом на самом краю верхней площадки. Свежей детской кровью обмазывали каменных идолов, которые затем также летели в воду.
Еще более интересные и сенсационные открытия ждали ученых, когда они начали исследовать многочисленные храмы в Чичен-Ицу. Один из таких храмов очень напоминает современную обсерваторию.
Археологами были найдены храмовые и дворцовые комплексы и в других городах-государствах, принадлежавших майя. Все они являются немыми свидетелями исчезнувшей цивилизации с высокой, и все еще не до конца изученной культурой.
<table border="0" cellspacing="0" cellpadding="2" width="474"> <tbody> <tr> <td valign="top" width="472">Источники
</td></tr> <tr> <td valign="top" width="472">1. Тайны гибели цивилизаций. Великолепные майя.
Энциклопедия тайн и сенсаций.; стр. 350 – 372
Минск. Литература 1997 г.
2. Клады и кладоискатели. Тайна “Священного колодца”. Энциклопедия тайн и сенсаций.; стр. 539 - 560
Минск. Литература 1997 г.
3. Всемирная история. Люди, события, факты. Три империи – Солнца, золота и жертвоприношений.; стр. 366 – 367
Ридерз Дайджест М. 2002 г.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М. 2007 г.
http://myrusiafootball.blogspot.ru/
Сегодня так много говорят о конце света, предсказывая его наступление в 20 числах декабря 2012 года, что решил высказать свои собственные рассуждения по этому поводу.
Апокалипсис – Армагеддон – Конец света – все эти страшные на первый взгляд слова приводят в трепет слишком уж неуравновешенных и впечатлительных представителей homo sapiens. Но так ли страшен черт, как его малюют? И наступит ли конец света именно в декабре текущего года или будет отложен еще на неопределенный срок? Сколько вообще осталось жить нашей планете, цивилизации, Солнечной системе? Ответы на эти вопросы и составляют в общем и целом проблему с концом света.
Начнем с того, что о конце света впервые заговорили после того, как был найден и расшифрован календарь майя. Давайте еще раз обратимся к этому календарю, на фоне древнейшей и новейшей истории земных цивилизаций и всеобщего планетарного эволюционного процесса.
Календарь майя состоит из 13 циклов, разделенных по периодам. Начинается календарь 3113 годом до н.э. и завершается 2012 годом. Астрологи, мистики и даже ученые, поддавшись общим настроениям начали рисовать страшные картины апокалипсиса, даже не задумываясь о том, что в истории человечества уже не раз были случаи, когда предрекался близкий конец света.
В эпоху Возрождения художники не раз обращались к теме апокалипсиса. Стоит вспомнить, например фрески Микеланджело “Потоп” и “Страшный суд”.
К этим картинам можно добавить и другие, к примеру “Триумф смерти” Питера Брейгеля.
Питер Брейгель-старший. Триумф смерти
Но все опасения так и оставались опасениями не смотря на то, что во все времена находились кликуши, которые предрекали то второе пришествие Иисуса Христа, то торжество Сатаны, то потоп, то еще какое либо бедствие, с которым человечество прекратит свое бытие. Однако Земля как существует в течение вот уже 4 миллиардов лет, так и продолжает еще существовать. Конечно могут сказать, что за это время человечество пережило многие катастрофы, быть может вспомнят и библейскую хронику о потопе, исчезновение легендарных цивилизаций – Лемурии и Атлантиды, гибель Помпея и многие другие. Да, эти события были, но они не означали ни конец Земли, ни конец цивилизации, а только переход на другой, более высокий уровень развития. Мы сегодня наблюдаем тот же самый процесс; мы в ней принимаем и активное участие.
В тоже время, происходит и смещение космических часов, и Земля, как и вся Солнечная система входит в новую стадию своего развития (кстати говоря об этом повествует календарь майя), что не может не сопровождаться негативными явлениями, таким как цунами, землетрясения, извержение вулканов, аномальными температурами. Но означает ли это действительно конец света? На этот вопрос мы даем отрицательный ответ и вот почему.
Земля еще не исчерпала всей своей жизненной энергии. Поэтому ее развитию не препятствуют никакие внешние силы. Но угрозу цивилизационного взрыва исключить нельзя, особенно в связи с возрастанием последствий техногенной революции. Но это уже совсем другая история. Сейчас же мы говорим о конце света, как о явлении природной. Так вот такого конца света в этом году не будет. Но это не значит, что наша планета и цивилизация вообще огорожены от катаклизмов. Катаклизмы будут, но они будут носить только локальный, но ни как не глобальный характер. Избежать таких катаклизмов в общем можно, но для этого нужно усилие всех землян.
Таким образом, можно сказать, что конец света еще не близок, хотя человечество своими неразумными действиями может его приблизить.
Летом 2013 года МБОУ “Таканышская СОШ” Мамадышского муниципального района Республики Татарстан празднует свой 75-летний юбилей. Данной статьей открываю публикацию об истории школы, о выпускниках и педагогах, о современной жизни школьного коллектива.
В 1936 году началось строительство нового здания Таканышской школы, а уже 1937 – 1938 учебном году школа перешла в новое здание. Сюда из многих деревень района приходили учащиеся после семилетки. В те годы работал сплоченный и талантливый педагогический коллектив: Анна Абучева, Халим Шакиров, Варвара Иванова, Каюм Салеев, Бадар Ахметова, Рашит Хузяхметов, Саида Галлямова, Бадар Голова, Гали Сафин, Александр Волков, Ахмет Валеев, Камиль Шарафутдинов, Хаят Давлеева, Гали Бикбов и другие педагоги.
Здание Таканышской средней школы (1936 – 1998 гг.)
Летом 1941 года началась война, в жизни школы произошли резкие изменения. Мужчины – учителя ушли на фронт, их заменили женщины. Затруднились отопление школы, обеспечение детей учебными пособиями, организация жизни детей в интернате, кадровые проблемы. Кроме этого в школу поступили более 50 эвакуированных детей из 322 школы-интерната блокадного города Ленинграда. В связи с этим событием в школе были открыты параллельные классы: русским и татарским языком обучения.
Учителя и учащиеся Таканышской школы внесли огромный вклад в дело победы. С первых же дней войны ушли на фронт и не вернулись учителя Салеев Каюм Мухаметзянович, Васильев Константин Федорович, Герасимов Василий Степанович, Каримов Шагит Закирович, Валиев Ахмат Валиевич, Насыров Вали Гадиевич, Шарафутдинов Камиль Шарафиевич, ученики Зарипов Зиннур Зарипович, Аитов Назим, Ибатуллин Хазип. Мы чтим память павших учителей и учащихся, собираем материалы об их подвиге.
История школы богата именами и традициями, но выдающийся вклад в дело образования внесли директора Н. М. Максимов и М. Х. Ахметов, превратившие школу в одну из лучших в республике. Была создана кабинетная система, освоены новые программы, заложены сад при школе. Силами учащихся посажен лес на площади 25 гектаров. При школе были созданы два школьных музея, построены учебные мастерские, спортивный зал.
Лес, посаженный силами учащихся Таканышской школы под руководством директора школы М. Х. Ахметова
Кабинеты физики, математики, русского языка стали образцами для многих школ республики. Ежегодно в районных и республиканских конкурсах и фестивалях они занимали призовые места.
Школа по праву гордится талантливыми педагогами: Л.А. Ключниковой, А. Г. Ганиевым, Г.З. Зариповым А.А. Ахметовой, Ф.А. Давлеевым Р.Н. Нигматуллиной – заслуженными учителям РТ и РФ.
Сейчас педагогический коллектив строит свою работу, основываясь на традициях прошлых лет. Особое внимание уделяется нравственному и патриотическому воспитанию детей, созданию условия для всестороннего развития творческих способностей и социальной активности учащихся.
http://hictoryworld.blogspot.ru/2012/12/blog-post.html#more
Уважаемые друзья! В данной статье вашему вниманию предлагаю статью, посвященную такой актуальной теме, как “Интеграция и глобализация”. Эти процессы определяют лицо современной цивилизации, и в тоже время они неоднозначны и весьма спорны.
Для начала давайте определимся с понятиями: что такое интеграция?; и что такое глобализация"?
Современная обществоведческая наука дает следующие определения этим процессам.
Глобализация – процесс стирания традиционных границ между странами и народами, превращение человечества в единое целое
Интеграция – это форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок, зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов.
Одной из моделей интеграционного процесса является создание единого европейского дома. Европейский Союз, образован в 1993 году в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 году подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, так называемую концепцию “Европа без границ”, завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, в 1999 введена единая валюта — евро (кроме Великобритании, Дании) осуществляется единая денежно-кредитная политика. Кроме полноправных членов в ЕС входят страны, которые считаются ассоциированными членами, ждущими окончательного приема. Турции, Мальте и Кипру это обещано после выполнения ими определенных условий. Заявки Венгрии и Польши были приняты к рассмотрению. Евросоюз заключил также соглашение о сотрудничестве с Болгарией и Румынией. В 1994 году тесные связи начали устанавливаться между ЕС, Россией и Украиной. Сегодня же Россия является главным поставщиком нефти и газа, древесины другого сырья на общеевропейский рынок.
История образования Европейского сообщества
1951 г. - ФРГ (Западная германия), Франция, Италия и страны Бенилюкса образовали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
1957 г. - Римский договор об образовании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)
1967 г. - образование Европейского Сообщества, в которое вошли организации ЕЭС, ЕОУС и Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом)
1973 г. - присоединение к ЕС Великобритании, Ирландии, Дании
1979 г. - учреждение Европейской валютной системы
1981 г. - в ЕС входит Греция
1986 г. - членами ЕС становятся Испания и Португалия
1991 г. - члены ЕС подписывают Маастрихтский договор о создании ЕС
1999 г. - введение единой европейской валюты – Евро
Другая форма интеграции проходит в рамках Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, созданной в 1960 году. Эта организация включает Иран, Ирак, Венесуэлу, Кувейт, Саудовскую Аравию, Катар, Индонезию, Ливию, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерию, Эквадор, Габон. На начало 90-х годов ХХ века страны ОПЕК добывали около 40% нефти в мире, экспортировали свыше 50%. ОПЕК устанавливает единые продажные цены на нефть. Штаб-квартира находится в Вене. Благодаря высоким ставкам на нефтяном рынке страны ОПЕК сегодня получают сверхприбыли, обращая их на развитие своей инфраструктуры, созданию процветающих городов. Но надо сказать, что интеграция в рамках ОПЕК менее тесна, чем в Европейском Сообществе. Благодаря высоким ставкам на нефтяном рынке страны ОПЕК сегодня получают сверхприбыли, обращая их на развитие своей инфраструктуры, созданию процветающих городов. Но надо сказать, что интеграция в рамках ОПЕК менее тесна, чем в Европейском Сообществе.
Какие же факторы играют главенствующую роль в процессах интеграции и глобализации? В-первую очередь необходимо упомянуть информационный бум, вызванный развитием телевидения, радио, и конечно-же интернета. Телевидение и Интернет стали важнейшими факторами объединения современного мира. Они глубоко влияют на формирование образа жизни человека, на понимание цивилизационных процессов, происходящих сегодня. Они также формируют планетарное мышление, и массовую культуру.
Не менее важным фактором глобализации и интеграции является развитие транспорта, в частности воздушного. На карте показаны основные воздушные пути, по которым человечество объединяется в одно целое.
Таким образом, интеграция и глобализация стали сегодня уже реальностью, которые невозможно не принять.
Зороастризмфилософия добра
Новая статья в блоге
В духовном совершенствовании Ближнего Востока важную роль сыграло религиозно-философское учение, известное под названием Зороастризма. Это учение получило свое название по имени его основателя – религиозного подвижника Зороастра (в латинской трансформации Заратустра).
Долгое время Заратустра считался персонажем древнеиранской мифологии, и даже о его годах жизни было мало, что известно. Поэтому датировка его жизни весьма условны. Считается, что он жил в XII—X веках до н.э.
Исследования, проведенные в XIX—XX столетиях доказали, что Заратустра был такой же реальной личностью, как и Будда или пророк Мухаммед. Отступая от легенд и мифов, можно с определенной достоверностью сказать, что Заратустра жил где-то в восточном Иране и принадлежал к одному из кочевых племен. По всей видимости, он был одним из жрецов и должен был выполнять различные ритуальные действия. Известно также, что у него была жена и двое детей.
В одной из легенд рассказывается о том, как Заратустра стал сведущим человеком и пророком. “Однажды Заратустра отправился к реке, чтобы набрать воды для приготовления хумы—священного опьяняющего напитка. Когда он подошел к воде, то увидел перед собой Вохумана—сияющее существо, которое повело его за собой. Вскоре они оказались перед верховным божеством иранцев Агурамаздой (Владыкой порядочности, праведности и справедливости). Агурамазда наделил Заратустру пророческим даром” / Энциклопедия Все обо всех в 10 томах; т. 5 стр. 192 “Слово”; М. 1997 г. /.
Свои откровения Заратустра изложил в религиозных гимнах—Гатах. Судя по этим гимнам, Заратустра происходил из небогатой семьи из иранского рода Спитама. Первоначально, Заратустра проповедовал свои идеи ограниченному кругу лиц. Но затем, по велению Агурамазды он отправился в Северный Иран, в котором в то время правил царь Виштаспе. Этот царь принял Заратустру в число своих приближенных. В царстве Виштаспе, Заратустра стал главным жрецом и составил книгу святых писаний, известную под названием «Авеста», представляющий собой сборник гимнов, священных текстов, и содержащий драматический рассказ о жизни самого Заратустры.
Заратустра объявил высшим божеством Агурамазду, которого позже начали именовать Ормузд. Он олицетворял собой высшее и всезнающее божество, который сотворил весь мир. От Агурамазды появились добрые духи, излучающие свет, и злые, обитавшие в царстве тьма. Их вождем оказался злой дух Ахриман.
Тем самым, по учению Заратустры, перед человеком открываются два пути—добра и зла. Но в итоге обязательно восторжествует добро и Агурамазда окажется победителем. Символом Агурамазды Заратустра сделал огонь, и поэтому он стал главным объектом поклонения для приверженцев зороастризма.
Согласно концепции Зороастра, миропорядок зависит от свободного выбора человека, который должен выступать как активный борец за добро. Таким образом, Заратустра проповедовал своеобразную триаду—единство благих мыслей, благих слов, благих дел. Заратустра приучал людей к постоянному самосовершенствованию, поскольку от жизни и поступков каждого человека зависит, куда попадет его душа после смерти—в рай или в ад. Эта часть учения Заратустры впоследствии была воспринята в качестве главенствующей доктрины исламом и христианством, так же как и некоторые другие его откровения, в частности о приходе миссии, о конце света.
С именем Заратустры связано множество мифов и легенд. Согласно одной из них, Заратустра в поисках истины удалился на уединенную гору и вернулся оттуда наделенный искомой мудростью. Наиболее интересную трактовку образа Заратустры мы находим у немецкого мыслителя XIX века, основоположника доктрины волюнтаризма Фридриха Ницше (1844—1900), в книге «Так говорил Заратустра». Фридрих Ницше изобразил пророка в образе мрачного отшельника, исповедующего идею абсолютной свободы духа.
Учение Заратустры в раннее Средневековье (III—VII вв.), в эпоху царствования Сасанидов обрело все черты государственной религии и идеологии, выступало объединяющим началом Персии.