Друзья! В этой статье хочу с вами поделиться историей цивилизации народа майя. Майя оставили после себя огромное количество тайн и загадок, многие из которых не разгаданы до сих пор. Культура майя была необычайной и высокоразвитой. Так, например, календарь майя был точнее европейского, что говорит о существовании на этой земле еще более древней цивилизации. К этому вопросу я еще вернусь, а сейчас же остановимся на истории майя, их цивилизации, археологических находках и сенсационных открытиях.
Для начала определимся со временем возникновения этой цивилизации. Как предполагают современные ученые, предки майя обитали в горах Южной Мексики (Чьяпас), Гватемалы, Сальвадора и Гондураса. Оттуда они стали спускаться в тропические леса Северной Гватемалы, Белиза и Юкатана на протяжении II тысячелетия до н.э. Именно на равнинах культура майя достигла наивысшего развития. Это произошло приблизительно в I тысячелетии н.э. В общепринятом понимании – этот период называется еще классическим.
Памятники культуры майя встречаются на землях нынешних мексиканских штатов Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, почти всего Табаско и западной половины Чьяпаса, а также в Гватемале, Белизе и на западе Гондураса и Сальвадора. В первую очередь к этим памятникам относятся храмовые комплексы в городах-государствах, таких как Копан, Тикаль, Вашактун, Яшчилан, Паленке.
Одним из главных свидетельств по истории майя является книга испанского священника Диего де Ланде (1524 – 1579) “Сообщения о делах в Юкатане, 1566”, написанная на староиспанском языке. Перевод книги в 1955 году сделал советский (российский) лингвист, этнограф и доктор исторических наук Ю.В. Кнозоров. Приведу отрывки из этой книги.
“Индейцы Юкатана – пишет Ланде – люди хорошо сложенные, высокие, быстрые и очень сильные, но обычно кривоногие, ибо в детстве матери переносят их с места на место, посадив на бедра. Они считают изящным быть косоглазыми, что делают искусственно их матери, подвешивая им еще маленьким, к волосам шарик из смолы, который спускается у них между бровей, доходя до глаз. Так как он постоянно двигается там, качаясь, они становятся косоглазыми. Они любители хороших запахов и поэтому употребляют букеты цветов и пахучих трав, оригинально и искусно составленные. Они имели обыкновение красить в красный цвет лицо и тело; это придавало им очень дурной вид, но считалось у них очень изящным”.
Дальше миссионер пишет о быте майя, об их пище, ремеслах и подчеркивает, что главное их занятие – это торговля. Они вывозят соль, ткани и рабов, а ввозят какао и камешки, которые служили у них вместо монет. Открытием для испанца стало то, что майя продавали товары в кредит, давали взаймы и платили честно, без ростовщичества.
Говоря о нравах майя, Ланде отмечает их щедрость и гостеприимство. “…никто не войдет их в дом, – говорит Ланде, – чтобы ему не дали еду и питье, которые они имеют, днем – их питье, ночью – их пищу. Если же не имеют, ищут ее по соседству…”.
Из описания Ланде мы узнаем, что у майя было множество идолов и храмов, пышных на свой лад, и даже, кроме общих храмов жрецы и знатные люди имели молельни и идолов в своем собственном доме, которым приносили жертвы. Одним из таких святых мест был храм в Чичен_Ицы, рядом с которым находился колодец для жертвоприношений.
Говоря о жертвоприношениях, Ланде особо выделяет человеческие жертвоприношения. Вот, что он в частности писал по этому поводу.
“Кроме праздников, на которых, чтобы их отпраздновать приносили в жертву животных, также из-за какого-либо несчастья или опасности жрец приказывал им принести в жертву людей. В этом участвовали все, чтобы купить рабов; или же некоторые по набожности отдавали своих детей, которых очень услаждали до дня праздника (жертвоприношения) и очень оберегали, чтобы они не убежали или не осквернялись каким-либо плотским грехом. Когда наступал день, они собирались во дворе храма, и если его надлежало принести в жертву стрельбой из лука, его раздевали догола, мазали тело лазурью и одевали ему убор на голову. Приблизившись к демону, народ исполнял торжественный танец с ним, все с луками и стрелами, вокруг столба, и, танцуя поднимали его на нем и привязывали, все время танцуя, и все время смотря на него. Поднимался нечистый жрец, одетый и со стрелой; и независимо от того была ли это женщина или мужчина ранил его с срамную часть, извлекал кровь, спускался и смазывал ею лицо демона, сделав определенный сигнал танцующим. Они начинали пускать в него стрелы по очереди, когда танцуя проходили с быстротой; сердце же его было отмечено белым знаком, и таким образом они превращали всю его грудь в мишень, выглядевшую как щетина из стрел. Если должны были ему вырвать сердце, его приводили во двор с большой пышностью, в сопровождении народа, вымазанного лазурью и в его пышном головном уборе. Затем его приводили к круглому возвышению, которое было местом принесения жертв. Жрец и его служители мазали этот камень в голубой цвет и изгоняли демона, очищая храм. Чаки (служители храма) брали несчастного, которого приносили в жертву, с большой поспешностью клали его спиной на этот камень и хватали его за руки и за ноги все четыре, ток что его перегибали пополам. Тогда након-палач подходил с каменным ножом и наносил ему с большим искусством и жестокостью рану между ребрами левого бока, ниже соска, и тотчас помогая ножу рукой. Рука схватывала сердце, как яростный тигр, и вырывала его живым. Затем он на блюде подавал его жрецу, который очень быстро шел и мазал лица идолам этой свежей кровью. В других случаях они бросали живых людей в колодец Чичен-Ицы, полагая, что они выйдут на третий день, хотя они никогда более не появлялись”.
С колодцем Чичен-Ицы связаны самые невероятные истории, касающиеся главным образом кладоискательства. Майя были не только торговцами, гончарами, архитекторами, земледельцами, но еще и искусными ювелирами, создававшими великолепнейшие изделия из золота, превосходившие произведения европейских ювелиров. Почти все эти произведения искусства майя были превращены в “золотой лом” испанскими завоевателями. В музеях мира можно было увидеть лишь считанное число этих шедевров, пока в недрах колодца Чичен-Ицы не начал вести раскопки предприимчивый американец Эдвард Томпсон.
В 1885 году 25-летний Эдвард Томпсон прибыл в Чичен-Ицу – в величайший и могущественный город-государство майя, о котором ходили по свету самые фантастические легенды. Именно здесь находился и по сей день находится таинственный “Священный колодец – Храм бога дождя”, о котором Ланде писал следующее: “Если в этой стране было когда-нибудь золото, то большая его часть должна находится на дне пруда в Чичен-Ице”. Повода так писать у испанского миссионера было достаточно. Дело в том, что когда наступало время засухи, жрецы приносили в жертву богу дождя Чак-Моолю невесту – самую красивую девушку, дабы умилостивить разгневанного бога. Как правило, вместе в девушкой майя бросали в колодец драгоценности и различную домашнюю утварь. Это было приданое невесты.
Поиски на дне колодца Томпсон вел с помощью изобретенного им самим и сделанного по его заказу на заводе приспособления, напоминавшего землечерпалку. Механизм состоял из 10-метровой мачты, ковша с зубчатым краем, кривошипа, стальных тросов и блоков. С помощью этой машины, Томпсон и его нанятые им работники, методично начали вычерпывать дно колодца. Ковш извлекал на поверхность черный как смола, ил, гнилые ветви, истлевшие деревья, а однажды даже сцепленные между собой кости ягуара и серны, немое свидетельство трагедии джунглей. Однако, вскоре, на поверхность начали извлекаться разнообразные находки. С каждым разом ковш приносил добычу: украшения, вазы, копья, ножи или чаши из обсидиана и яшмы. Окончательным подтверждением рассказа Ланды был скелет молодой девушки, извлеченный со дна Священного колодца. Так было сделано одно из величайших археологических открытий, связанных с цивилизацией майя.
Дальнейшие поиски Томпсон вел уже сам, спустившись на дно колодца в скафандре. Им были извлечены тысячи разнообразных предметов: бусы, браслеты, чаши, статуэтки идолов, золотые щиты, ножи, зеркала из обсидиана, но главное – черепа молодых женщин. Все эти находки полностью подтвердили достоверность предания о том, что майя приносили в жертву богу девушек, бросая их в Священный колодец.
Исследования останков цивилизации майя на этом не прекратились. В ходе дальнейших исследований было установлено, что богу дождя приносили в жертву не только (или нисколько девушек), а детей. Детских скелетов было извлечено со дна колодца в огромном количестве. Причем, их не бросали живыми. Жестокая традиция требовала предварительно умерщвлять жертвы обсидиановым ножом на самом краю верхней площадки. Свежей детской кровью обмазывали каменных идолов, которые затем также летели в воду.
Еще более интересные и сенсационные открытия ждали ученых, когда они начали исследовать многочисленные храмы в Чичен-Ицу. Один из таких храмов очень напоминает современную обсерваторию.
Археологами были найдены храмовые и дворцовые комплексы и в других городах-государствах, принадлежавших майя. Все они являются немыми свидетелями исчезнувшей цивилизации с высокой, и все еще не до конца изученной культурой.
Источники
1. Тайны гибели цивилизаций. Великолепные майя.
Энциклопедия тайн и сенсаций.; стр. 350 – 372
Минск. Литература 1997 г.
2. Клады и кладоискатели. Тайна “Священного колодца”. Энциклопедия тайн и сенсаций.; стр. 539 - 560
Минск. Литература 1997 г.
3. Всемирная история. Люди, события, факты. Три империи – Солнца, золота и жертвоприношений.; стр. 366 – 367
Ридерз Дайджест М. 2002 г.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М. 2007 г.