Из речи Патриарха на Всемирном Русском народном соборе 03.10.12
Все три вызова, брошенных нам в 1612, 1812 и в 1942 году, имели не только общие черты, но и свои характерные особенности. Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов или дать ассимилировать Русскую православную церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году, Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов – они защищали судьбу вселенского Православия.
В годину наполеоновского нашествия, на первое место выдвинулась проблема защиты русской культуры, культурной идентичности – на фоне глобального натиска франкоцентризма, французского языка и культурных стандартов. Неслучайно именно после победы над Наполеоном и освобождения от наложенных в XVIII веке на нашу элиту духовных оков произошел бурный расцвет русской культуры, русской философской мысли, наступил «золотой век» Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Хомякова, Киреевского. Творцам русской культуры была необходима эта победа, чтобы отойти от подражания образцам Парижа и Версаля и обрести веру в силу собственного народа. Кроме того, упразднив геополитический проект Бонапарта, Россия создала благоприятные условия для национально-культурного разнообразия самой Западной Европы.
Наконец, самым страшным испытанием для России стало гитлеровское нашествие, – Под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа. Но было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание. На ее полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия, вопрос о справедливости: равны ли люди Земли в своем достоинстве или же они делятся на высшие и низшие расы? Иными словами, можем ли мы, члены огромной человеческой семьи, по-христиански обращаться друг к другу со словами "Братья и сестры" ========Я нахожу этот ист анализ верным и оч рад,что во главе Церкви стоит адекватный и умный человек.Он достоин того,что бы его поносили недруги.
Все три вызова, брошенных нам в 1612, 1812 и в 1942 году, имели не только общие черты, но и свои характерные особенности. Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов или дать ассимилировать Русскую православную церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году, Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов – они защищали судьбу вселенского Православия.
В годину наполеоновского нашествия, на первое место выдвинулась проблема защиты русской культуры, культурной идентичности – на фоне глобального натиска франкоцентризма, французского языка и культурных стандартов. Неслучайно именно после победы над Наполеоном и освобождения от наложенных в XVIII веке на нашу элиту духовных оков произошел бурный расцвет русской культуры, русской философской мысли, наступил «золотой век» Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Хомякова, Киреевского. Творцам русской культуры была необходима эта победа, чтобы отойти от подражания образцам Парижа и Версаля и обрести веру в силу собственного народа. Кроме того, упразднив геополитический проект Бонапарта, Россия создала благоприятные условия для национально-культурного разнообразия самой Западной Европы.
Наконец, самым страшным испытанием для России стало гитлеровское нашествие, – Под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа. Но было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание. На ее полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия, вопрос о справедливости: равны ли люди Земли в своем достоинстве или же они делятся на высшие и низшие расы? Иными словами, можем ли мы, члены огромной человеческой семьи, по-христиански обращаться друг к другу со словами "Братья и сестры" ========Я нахожу этот ист анализ верным и оч рад,что во главе Церкви стоит адекватный и умный человек.Он достоин того,что бы его поносили недруги.