"С городом что-то не так пойдёт" - ? Магизм в чистом виде.
Безусловно, влияние символов существует и потенциально оказывает воздействие на реальность. Символ сам по себе мёртв, но если я взглянул на символ и помыслил в себе его значение, то я уже сделал шаг на пути актуализации этого значения, этой реальности.
Глядя на Крест Христа, я вспоминаю Его спасительные страдания и любовь, и сочетаюсь с этой реальностью, желаю быть её проводником.
Глядя на Око или на фашистскую свастику, я могу либо сочетаться, либо отвращаться от значения, заключённого в символе.
Нам, суетным, не понять такого трепетного отношения к Оку Саурона или Хэллоуину, хотя подобная бдительность естественна для живущих духовной жизнью людей. Но я боюсь, что опасность влияния символа в данном случае преувеличена. Что может "пойти не так" в городе, в каждом храме которого ежедневно от сердца совершается Божественная Литургия? Либо мы верим в могущество Ока, либо в могущество Бога. Я не дерзну поучать отца Всеволода, но подано как-то неудачно.
Предостерегать надо не от того, что "что-то пойдёт не так", а от того, чтобы не заигрывать с этой символикой, ни в коем случае не считать её безобидной. Именно заигрывание со злом и очарование запретом, полуправда, полутени и т.п., скрывающие изначальный смысл, - опасны. Язык искусства - форма выражения голых смыслов. В данном случае язык и форма могут быть очаровательными, но надо обращать внимание на смыслы. Если Око действительно имеет отрицательный смысл, то и в этом случае не стоит выносить поспешных оценок. Надо посмотреть, а не подобие ли это очарования Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным? Но даже если и эта версия не подтвердится, то нам стоит творить на своём поле, использовать подобные и современные формы выражения сказочных и священных сюжетов. Благо, у нас есть для этого и свобода, и мозги, и таланты. Думаю, что православная символика в Москве вне конкуренции и адекватно отображает наш внутренний мир, один Храм Христа Спасителя чего стоит. Хотя, как мы знаем, её количество требуется восстановить по отношению к дореволюционному.
Безусловно, влияние символов существует и потенциально оказывает воздействие на реальность. Символ сам по себе мёртв, но если я взглянул на символ и помыслил в себе его значение, то я уже сделал шаг на пути актуализации этого значения, этой реальности.
Глядя на Крест Христа, я вспоминаю Его спасительные страдания и любовь, и сочетаюсь с этой реальностью, желаю быть её проводником.
Глядя на Око или на фашистскую свастику, я могу либо сочетаться, либо отвращаться от значения, заключённого в символе.
Нам, суетным, не понять такого трепетного отношения к Оку Саурона или Хэллоуину, хотя подобная бдительность естественна для живущих духовной жизнью людей. Но я боюсь, что опасность влияния символа в данном случае преувеличена. Что может "пойти не так" в городе, в каждом храме которого ежедневно от сердца совершается Божественная Литургия? Либо мы верим в могущество Ока, либо в могущество Бога. Я не дерзну поучать отца Всеволода, но подано как-то неудачно.
Предостерегать надо не от того, что "что-то пойдёт не так", а от того, чтобы не заигрывать с этой символикой, ни в коем случае не считать её безобидной. Именно заигрывание со злом и очарование запретом, полуправда, полутени и т.п., скрывающие изначальный смысл, - опасны. Язык искусства - форма выражения голых смыслов. В данном случае язык и форма могут быть очаровательными, но надо обращать внимание на смыслы. Если Око действительно имеет отрицательный смысл, то и в этом случае не стоит выносить поспешных оценок. Надо посмотреть, а не подобие ли это очарования Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным? Но даже если и эта версия не подтвердится, то нам стоит творить на своём поле, использовать подобные и современные формы выражения сказочных и священных сюжетов. Благо, у нас есть для этого и свобода, и мозги, и таланты. Думаю, что православная символика в Москве вне конкуренции и адекватно отображает наш внутренний мир, один Храм Христа Спасителя чего стоит. Хотя, как мы знаем, её количество требуется восстановить по отношению к дореволюционному.
подробнее
подробнее
подробнее