Криминальная субкультура и интерес к музыкальному блатняку на пустом месте не вырастает. Если вспомнить недавнее прошлое и попробовать ответить на следующие вопросы:
Как там случилось, что во второй половине 80-х молодежь вдруг забыла пионерско-комсомольскую идеологию и начала не только прислушиваться к «криминальной романтике», но и активно её реализовывать?
Как так получилось, что, когда рубильник из позиции «развитой социализм» перебросили в позицию «недоразвитый капитализм» в обществе мгновенно появились «братки» и начались криминальные разборки.
А связь есть, она достаточно наглядна и кроется в общем криминальном сознании, свойственном советскому обществу. Этой теме посвящены книги, обширные статьи, диссертации, так что особо жаждущие разобраться имеют возможность поискать информацию, поэтому просто приведу примеры подобного явления.
Например, очень характерны некоторые слоганы советского периода:
«Неси с работы каждый гвоздь,
Ты здесь хозяин, а не гость».
Ещё одним индикатором криминального сознания была бардовская песня, например, у Высоцкого, пусть даже и в ироническом или пародийном стиле достаточно записей песен на уличные и уголовные мотивы. И не только Высоцкий, например, Евтушенко в 1958 написал:
«Интеллигенция поет блатные песни,
она поет не песни Красной Пресни,
Дает под водку и сухие вина
Про ту же Мурку и про Енту и раввина.»
А если продолжить музыкально-поэтическую ретроспективу и вспомнить такую знаковую фигуру предвоенной советской эстрады, как Леонида Утесова, то можно найти много интересного и даже неожиданного. Широко известны пластинки начала 30-х годов с блатными песнями и воспоминания самого артиста об исполнении по личной просьбе Сталина песни «С одесского кичмана» и последующей восторженной реакции «гения всех времён и народов».
Как там случилось, что во второй половине 80-х молодежь вдруг забыла пионерско-комсомольскую идеологию и начала не только прислушиваться к «криминальной романтике», но и активно её реализовывать?
Как так получилось, что, когда рубильник из позиции «развитой социализм» перебросили в позицию «недоразвитый капитализм» в обществе мгновенно появились «братки» и начались криминальные разборки.
А связь есть, она достаточно наглядна и кроется в общем криминальном сознании, свойственном советскому обществу. Этой теме посвящены книги, обширные статьи, диссертации, так что особо жаждущие разобраться имеют возможность поискать информацию, поэтому просто приведу примеры подобного явления.
Например, очень характерны некоторые слоганы советского периода:
«Неси с работы каждый гвоздь,
Ты здесь хозяин, а не гость».
Ещё одним индикатором криминального сознания была бардовская песня, например, у Высоцкого, пусть даже и в ироническом или пародийном стиле достаточно записей песен на уличные и уголовные мотивы. И не только Высоцкий, например, Евтушенко в 1958 написал:
«Интеллигенция поет блатные песни,
она поет не песни Красной Пресни,
Дает под водку и сухие вина
Про ту же Мурку и про Енту и раввина.»
А если продолжить музыкально-поэтическую ретроспективу и вспомнить такую знаковую фигуру предвоенной советской эстрады, как Леонида Утесова, то можно найти много интересного и даже неожиданного. Широко известны пластинки начала 30-х годов с блатными песнями и воспоминания самого артиста об исполнении по личной просьбе Сталина песни «С одесского кичмана» и последующей восторженной реакции «гения всех времён и народов».
подробнее