Игорь Поночевный
Один добрый человек посоветовал нарисовать мне работу "Дух Майдана", в рамках того проекта "Черный Квадрат2.0", о котором я сегодня писал. И я немного подумал, и нарисовал эскиз. Лик на фоне черепа, и он как бы со штриховкой от плеч, и вроде как похоже на крылья, и густые волосы по плечам, и один глаз видно, а второй - вроде впадина.
А потом посмотрел, и выбросил этот эскиз. А выбросил потому, что слишком пафосно, и в лоб, и очевидно. И такие вещи не прокатывают, и это называется конъюнктура в узких художественных кругах. Ибо большое искусство должно быть с двойным дном и зритель всегда должен сам додумывать. И работа должна быть с некоторой долей неопределенности, и каждый должен видеть в ней то, что посчитает нужным. Один увидит в Майдане ужас, а другой - надежду. И зритель всегда должен сделать мысленное усилие, и вдруг прозреть, и тогда только это - шедевр и гениально.
И я еще немного подумал, и нарисовал девочку, лет 12-13. Она просто стоит и смотрит на зрителя, и одета в футбольную форму в цвета украинского флага, и в руках у неё мяч. И она не очень красивая, и с веснушками. Похожа на мальчика. Но по выпуклостям уже видно, что девочка.
Почему я так нарисовал? И какое это отношение имеет к Духу Майдана? Потому, что времена экспрессии и мунковского крика в искусстве уже прошло, и теперь современная живопись - это отстраненность, апатия и безразличность. И дети должны быть похожи на аутистов. Почему подросток? Потому, что это - и результат и следствие и причина Майдана. Делали революцию для детей, чтобы они жили цивилизованно, а не в стране воров и лгунов. И дети, по сути, эту революцию и сделали.
Почему девочка? Потому, что в этой революции не малая заслуга принадлежит женщинам, и их было немало, и это надо увековечить.
Почему футбольная форма? Не только потому, что там были фанаты, но и потому, что это образ ребенка, выбирающего эмансипацию вместо прялки и лучины. И когда я это нарисовал, я опять порвал эскиз и выбросил. Я подумал, что если убрать название "Дух Майдана", и не говорить зрителю, как называется работа, то он мало чего и поймет. И я глубоко задумался.
А потом подумал, что зря выбросил. Можно сзади нарисовать ворота, как будто она – вратарь. И фингал – под глазом. И улыбку на лице. И назвать работу без всяких духов – "Голкипер". И она просто защищает свою команду. И она – бесстрашная.
Люди, читайте Поночевного - умный, честный, русский, что особенно приятно