Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
29 Марта 2024 пятница
Fyodor Tatarinov
Fyodor Tatarinov22.02.2017  с помощью Деловая газета Взгляд
Андрей Бабицкий: Контрреволюция как основа общественного согласия
Стоит разорвать эту являющуюся нам из прошлого связку – революция и справедливое общество. Не распрощавшись раз и навсегда с идеологией, которая когда-то оказала плохую услугу России, мы обречены возвращаться к ней снова и снова.
Думаю, надо различать две вещи - практические выводы и эмоциональные оценки. Монголы вон поставили Чингисхану самую большую конную статую в мире, но никто ведь их не подозревает в стремлении к мировому господству! Вывод тут однозначный - революции делать не надо: тут я абсолютно согласен с автором.
А насчет эмоций - не соглашусь
1. Переход на новый этап развития цивилизации всегда идет по маятниковому принципу. Сначала идет радикальный вариант - условно говоря, революция, потом откачка - контрреволюция, и наконец общество стабилизируется на чем-то среднем. Скажем, ранняя Реформация в Европе сопровождалась крайней нетерпимостью и массовыми зверствами с обеих сторон в гуситские войны погибла чуть ли не пятая часть населения Чехии, в 30-летнюю войну - тоже около того и в Чехии, и в Германии. Но в конце концов это привело к свободе совести. То же с французской революцией - через гильотину и якобинский террор, Бонапарта, реставрацию Бурбонов - к современному демократическому обществу. С нашей революцией аналогично - безусловно она была экстримом, но в итоге возникло европейское социальное государство, а против минимальной социальной защиты не спорят даже самые радикальные неоконы. Так что, признавая жестокости революции, надо признать и то, что переход к социальному государству был необходим.
2. Советский период - это часть нашей истории. И закрашивать его весь черной краской - значит отрезать часть своей души. Мой дед был в Красной армии медбратом, а брат моей бабушки - его будущей жены - белым офицером. И бросать в кого-либо из них камень я не собираюсь.
3. Очень люблю старый французский фильм с Бельмондо "Повторный брак" о французской революции. Добротная французская комедия, где досталось всем - и монархистам, танцующим в версальских туалетах на Богом забытой бретонской ферме, распихивая ногами кур, и санкюлотам, мгновенно бросающимся от желания тащить персонажа на гильотину к желанию носить его на руках. А заканчивается по-французски изящным патриотическим пафосом. Когда мы сможем снимать про нашу революцию такие же фильмы - можно будет считать, что вопрос исчерпан