Не вижу никакого оскорбления и никакой крамолы в словах Алексиевич. Я тоже задумываюсь о наших национальных недостатках в подобном ключе.
Некоторый пророческий или обличительный пафос может допускать обобщения, потому что речь идёт о национальной черте, пусть далеко не всем присущей, но характерной для массового обывателя. Не надо бояться резких слов, безжалостной критики в свой адрес, если они проникнуты искренним переживанием критикующего.
Истинное обличение и здоровая критика определяются так. Если источник критики проявляет сострадание, сопереживание и соучастие в судьбе того, кого критикует, значит это обличение доброе. Если же отстраняется, не сопереживает, а лишь тычет пальцем, то этой критике верить нужно с большой осторожностью и не спешить давать право этому глашатаю называться голосом народной совести и право получать нобелевские премии.
Сравните обличение: "..Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?" (Матфей 17,17). Это сказано только о тех, к кому обращается Иисус? Нет, это сказано обо всём еврейском народе и обо всём человечестве. Вот вам пожалуйста, обобщение. А ведь именно за резкие обличения возненавидели Христа. А теперь мы ненавидим евреев за то, что они возненавидели Христа. А сами не пропустим ни одну критическую муху, прожужжавшую над ухом.
Некоторый пророческий или обличительный пафос может допускать обобщения, потому что речь идёт о национальной черте, пусть далеко не всем присущей, но характерной для массового обывателя. Не надо бояться резких слов, безжалостной критики в свой адрес, если они проникнуты искренним переживанием критикующего.
Истинное обличение и здоровая критика определяются так. Если источник критики проявляет сострадание, сопереживание и соучастие в судьбе того, кого критикует, значит это обличение доброе. Если же отстраняется, не сопереживает, а лишь тычет пальцем, то этой критике верить нужно с большой осторожностью и не спешить давать право этому глашатаю называться голосом народной совести и право получать нобелевские премии.
Сравните обличение: "..Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?" (Матфей 17,17). Это сказано только о тех, к кому обращается Иисус? Нет, это сказано обо всём еврейском народе и обо всём человечестве. Вот вам пожалуйста, обобщение. А ведь именно за резкие обличения возненавидели Христа. А теперь мы ненавидим евреев за то, что они возненавидели Христа. А сами не пропустим ни одну критическую муху, прожужжавшую над ухом.
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее