Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
27 Декабря 2024 пятница
Николай Забабурин14.01.2014  с помощью Деловая газета Взгляд
Очередь к Дарам волхвов в Москве ускорилась до семи часов
Чтобы поклониться Дарам волхвов в храме Христа Спасителя, в воскресенье паломникам нужно выстоять в очереди в по ее...
Профессор Алексей Осипов: Сущность христианства и его искажение
...............................................
....................................


Троица: необходимая тайна

Мне очень хочется довести до вашего сознания: заявление о том, что Бог есть Любовь и Смирение, беспрецедентно, вы такого учения не встретите ни в одной религии. Откуда могло быть такое потрясающее откровение? Причем, это не философы говорили. Кто такой Иисус? Он даже нигде не учился. А кто такие апостолы? Рыбаки. И вдруг такие потрясающие идеи.

А учение о Боге-Троице? Даже ветхозаветное откровение его не знало. Тогда еще и не нужно было это знать. Это теперь надо было узнать обязательно, иначе мы не могли понять, кто такой Христос.

Нужно прямо сказать, что Троица для человеческого сознания — тайна, неразрешимая, непостижимая. Тем не менее, хотя бы, насколько это можно, в достаточно грубых образах она предложена, чтобы мы поняли, кто такой Христос, и почему Он действительно может быть Спасителем. Потому что Он не просто человек. Ни один человек не мог сделать того, что может сделать Богочеловек.
Несколько слов о почитании закона

Итак, Бог есть любовь, следовательно, основной закон человеческой жизни — любовь. Хотите не набить шишек? — не нарушайте закон тяготения. Будете прыгать с пятого этажа — знаете, что получите. Не садитесь на раскаленную сковороду. Почему? Нельзя нарушать законы.


Самым основным законом является закон Любви. Не нарушай его. Никогда не вздумай другому сделать то, чего не хочешь себе. Никогда даже не мысли зла, а не только не делай. Недаром сказано: «Возлюби ближнего как самого себя». Себе хочешь блага? — Хочу, конечно, еще бы, только о счастье и думаем, о счастье! — Не нарушай закона Любви. Это самый фундаментальный закон жизни.

Здесь мы обращаемся не только к учению о Боге, но и к пониманию человека. Вот в чем самая суть христианства, вот где спасение, вот где должна быть основная направленность жизни!
Покаяние

Христианство дало еще то, чего мы не встречаем в иных религиях.

Я понимаю, что это закон Любви, но только я спотыкаюсь на каждом шагу. Я завидую, я осуждаю, я гневаюсь, а то и ненавижу. А христианство говорит: если Бог есть Любовь, — а Он Любовь,-то оказывается, можно покаянием смыть эту рану своей души. Каждый грех есть рана, и самый страшный грех — это грех нелюбви по отношению к другому человеку. Ты хочешь себе блага? — Люби. Нарушаешь? — Кайся. Кайся пред кем? — Пред Богом прежде всего.


Не жди, когда пойти в церковь — священнику скажешь самое главное сказать. Души каются перед Богом. Вспомните дневники Иоанна Кронштадтского: «Опять я потщеславился, опять позавидовал…. И обратился к Богу моему: прости меня! И опять я ощутил пространство в душе своей. И возблагодарил я Бога».

Кто получал явственно прощение своих грехов, знает, что такое «пространство в душе своей». Правда, замечательно? Оказывается, наш Бог не просто где-то. Христос открыл нам планету, на которой находится Бог. Астрономы, правда, ее не знают. Царство Божие внутрь вас есть. Сами понимаете, не может быть царства без царя, и этот царь, Любовь и смирение, живет внутри нас.

Итак, не нарушайте основного закона бытия, а если нарушили, — кайтесь.
Бандит в раю

Если мы обратимся к какой угодно религии и спросим, что нужно, чтобы спастись, — ответ готов: «Исполни заповеди религии». А христианство — это антирелигиозная религия. Что оно нам предлагает? Кто первый в рай вошел? Бандит! Вот где мы поняли величие Божие. Оказывается, искреннее покаяние, искреннее осознание, что он никто («Ты меня помяни, Господи, во царствии Твоем — я там никогда не буду, но ты помяни!»), смирение тут же спасает человека.

Мы все слышали о мытарствах и о тех истязаниях, которые там душа будет претерпевать. Если кто хочет избежать этого — ключ в его руках. Для этого он должен так же смириться, осознать всю пакостность своей жизни, а не мнить о себе. Осознать, что он хуже разбойника, который был распят рядом со Христом, прочувствовать это, раскаяться от всей души.

Разбойник сегодня же был в раю, никаких сорока дней не прошло. А кажется, кому-кому, а уж ему-то надо было пройти через такие мытарства! уж там бы его, наверное, поджарили и на сковородках, и на вилах, и на чем только его не подержали бы.
Яд тщеславия

Христианство открыло удивительную истину: оказывается, мы спасаемся, побеждая свою гордыню, самомнение, ощущение своей «хорошести».

Макарий Великий молился: «Боже, очисти меня, грешного, поскольку я ничего доброго не сотворил. — Яко николиже сотворих благое пред Тобою». Мы о себе думаем: «Я много чего сделал… Это Макарий ничего не сделал, а уж я-то кое-что, слава тебе Господи…». Оказывается, все доброе, что мы делаем, только копни поглубже, отравлено у нас ядом то тщеславия, то самомнения, то расчетов.

Поразительный факт из Святоотеческого предания: святые оплакивали свои добродетели как грехи. Мы не оплакиваем даже грехов своих, а они добродетели оплакивали — как профессионал, тончайшим чувством сразу видит всю фальшь, так и они видели.

Главным бедствием на пути человека к Богу являются эти скрытые или явные, как гордыня, грехи: самомнение, тщеславие, и так далее. Христианство требует не скрывать этого от себя, а выявлять, напротив, перед собой и каяться пред Богом.
Кого нужно спасать?

Кто может уверовать во Христа? Мы подчас легко к этому подходим. Вот я, например, апологетику преподаю. Я сейчас докажу, что есть Бог, потом — что Христос был, и что Он действительно Мессия, и люди поверят. Но когда мы говорим о вере во Христа, мы говорим не о признании того, кто Он есть, а о направленности жизни по Христу, а не вопреки Ему.

Что такое вера? Если сейчас крикнуть: «Пожар!» — все ринутся во все двери и в окна. А может быть бесовская вера: «Ну да, Бог есть. Христос есть, но Он Сам по Себе, а я сам по себе».

Замечательный подвижник и наставника Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Не может уверовать во Христа тот, кто не видит своих грехов, не кается в своих грехах, доволен своим состоянием. Такому человеку Христос не нужен. От чего его спасать, когда он и так хорош?»

Ну да, верю в будущую жизнь. Там, в какой-то будущей жизни, меня спаси. А здесь меня чего спасать, я и так хорош.

Истинную веру во Христа может иметь только тот, кто видит, что не могу я справиться хотя бы с этой несчастной завистью. Господи, помоги мне. Я вижу, что я негодный. Если хотите, я подлец. Как я себя веду по отношению к людям явно, и что я думаю о них тайно? Когда человек осознает себя таким образом, увидит себя нуждающимся в спасении, — вот такой только человек может признать действительно Христа как Спасителя.


Кто-то ходит в храм, исповедуется, причащается, ставит свечки, подает записки, ходит с крестными ходами,- и слава Тебе, Господи. Постом съем пескарика и закушу человечком. Или человека съем, а закушу пескариком. И хорош православный христианин.

Зачем нам все это дано: исповедь, Причащение, хождение в церковь и прочее? Только для того, чтобы мы в конце концов поняли, что мы — грешные люди, а не святые. А мы подчас надеемся, как язычники, на внешние формы, и всё христианство только к ним и сводим.

Вот так можно до невозможности извратить христианство — суть выбросить, оставить одну форму, вспомогательные средства. Когда они превращаются в самоцель, от нашего христианства ничего не останется.
За что гнали христиан?

После выступления докладчик ответил на вопросы. Первый же вопрос был о мученичестве — почему римляне гнали первых христиан?

— Вы даже не представляете, насколько сложный вопрос вы задали! — признался профессор. — Я читал лекции по истории Древней Церкви знаменитого русского историка Василия Васильевича Болотова, но так и не нашел там удовлетворительного ответа. Болотов пишет, что христиан гнали только за то, что они не приносили жертв императорам — но иудеи тоже не приносили жертв, их же не гнали. Распускали слухи, что христиане убивали младенцев — но эти очевидные сплетни легко было проверить.

Действительно ответа на этот вопрос не существует. Единственное, что можно сказать — христианство действительно было религией концентрации того духа, который решительно противостоит духу всей мирской жизни, говоря: «Царствие не от мира сего». Это более всего раздражает и убивает людей.


Мне кажется, дух творит себе формы. Дух как иудейства того времени, так и язычества был решительно противоположным христианскому. А дальше нужны только поводы. Когда человека невзлюбили, ищут только поводы, чтобы против него поднять скандал.

Хотя возможно, были какие-то причины и внешнего порядка.
Отчего погибнет мир?

Был задан пессимистичный вопрос: если люди даже десяти заповедей или кодекса строителя коммунизма не исполняли, откуда уверенность, что призыв любить подействует? Алексей Ильич на это ответил, что он этого и не говорил.

— Более того, его так никто не исполнял и исполнять не будет, и потому мир погибнет, — «успокоил» он. — За нарушение юридических законов человек попадает в тюрьму. Нарушение природных законов приводит к экологическому кризису. Ученые говорят, что жизнь на Земле прекратится уже в середине нашего века.

Закон указывает нормы, но достигаются они в разной степени. А многие не хотят вообще никаких норм соблюдать. Напился в самолете и начал бузить — вот вам и нормы.

Кстати, в моральном кодексе строителя коммунизма многое было взято из Нового завета. Ленин говорил: «Кто не работает, то не ест», — хотя это слова апостола Павла.
Есть ли ад?

В последнее время в воздухе висит вопрос о смерти. Вот и теперь к профессору Осипову обратился катехизатор: Как научиться сострадать родственникам усопших?

— В древней Церкви день кончины мученика назывался dies natalis, день рождения и отмечался как день торжества. Память мученика мы отмечаем не рыданиями и воплями, а говорим, что это праздник.

В отношении людей не святых — во-первых, мы не знаем, кто более свят перед Богом. Если бы не евангелист Лука, никому и никогда бы не пришло в голову, чтобы первый в рай вошел бандит. Так и мы часто смотрим на человека: он негодяй, вор, убийца — а души его не знаем. Но мы верим, что Бог есть Любовь, и Он не взыщет с человека ни на одну йоту больше того, чем он мог бы сделать. Эта надежда на Бога-Любовь вселяет в нас радость. Это надо иметь в виду. Нельзя же представить себе, чтобы Бог, зная, что человек в своей жизни изберет зло и следовательно пойдет в бесконечные мучения, дал ему бытие. Как Любовь может дать бытие для бесконечных мучений? Коль уж Бог-Любовь дал человеку жизнь, то значит, он дал ее в конечном счете, пусть и через страдания, но для его блага. Это мысль подтверждается множеством святых отцов, вселяет надежду и импульс радости.

Впрочем, существования ада и загробных мук профессор не отрицает — так он понимает учение о мытарствах на примере видения блаженной Феодоры.


— Какую она выразила суть? Действительно, мы будем страдать за все свои бессовестные поступки, если не покаемся. Сколько мы будем переживать — зависит, видимо, от силы раны, которую мы наносим себе. О форме страдания ангел сказал преподобному Макарию прямо: «Всё что ты видел здесь, есть слабое подобие того, что там».

Представьте, что вы хотите слепому объяснить, что есть цвета: красный, оранжевый, голубой и т. п. Вы нажимаете ноту до — и говорите, что это красный цвет, ре — оранжевый цвет и так далее. Так и Феодоре было показано самое слабое подобие того, что будет там.

Муки будет претерпевать душа. Страсти нас уже мучают. Совесть может мучить. Злоба или зависть могут мучить. Когда тело сбросится, страсти откроются с еще большей силой. Здесь мы заснули, и кажется, забылись. А там уже не заснешь, и страсти будут мучить в тысячу раз больше, чем здесь.

Вот, что такое мытарства и страдания, потому Бог и призывает: «Спасайтесь, кайтесь здесь», пока не поздно. Старайтесь жить по заповедям, чтобы избежать мук.

Каких мук, кстати? Душа вступает в мир вечности. Там нет времени, поэтому там наступают страдания, которые называются вечными.

На преждевременную, в частности детскую смерть христианин смотрит оптимистично:

— Мы идем по очень трудной горной дороге. Обрывы, обвалы, скалы, а то и леопарды, разбойники, дорога ужасная, обледенелая. Представьте себе, вы идете с ребенком, и вдруг подлетает вертолет и оттуда говорят: «Есть одно место, мы летим по пути с вами». Что вы скажете? «Возьмите ребенка — хоть он спасется».

Он уже дома. А мы еще идем. Наш дом не этот. Не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем. Только глупый человек думает, что вся жизнь здесь. Нет же. Здесь миг — и жизни нет. Наша жизнь там, и это не просто жизнь души, а всеобщее воскресение. Там будет настоящий полноценный человек. Возможно, он избежал таких скорбей и страданий, о которых мы даже и не предполагаем.

Почему христиане, даже испытывая страдание от того, что расстались с ребенком, радуются: может, он уже избежал таких бед и невзгод, о которых мы даже подумать не могли.
Держаться Отцов

Зашел разговор о правильном понимании Писания.

— Что является критерием правильного понимания того или иного места Священного Писания? Протестанты скажут: «На каждого Святой Дух действует по-своему и открывается по-своему». Католики скажут: «Как сказал Папа Римский, так и есть». Православные говорят: «Мы считаем правильным только то понимание любого места Писания, в котором есть согласное учение святых отцов».

Я недавно встречался с протестантами и спрашивал об их критерии понимания Писания. Оказывается, Лютер сказал: «Я не мыслю себя выше профессоров и соборов, но я почитаю своего Христа выше всякой догмы и собора». Что такое «своего Христа»? — Значит — как я понимаю. На этом очень многие ошибаются.

Поэтому надо держаться учения святых отцов. Когда мы находим единое мнение целой группе святых отцов, мы говорим, что это учение церковное.

Если мы находим у другой группы отцов иное учение, мы говорим, что Церковь не осудила ни того, ни другого и возможны две точки зрения.
Время совета

Кому доверять сегодня? В поиске духовника Алексей Ильич предлагает снова обращаться к святым отцам:

— Во-первых, уже в V–VI веках пишут, что трудно найти старца непрелестного. Во-вторых, приведу своими словами: прежде чем дать свою душу кому-то другому, узнай его, испытай, искуси, чтобы тебе не оказаться вместо пристани на острых камнях и не потерпеть полное кораблекрушение.

Третье. В монастырях и отшельники-пустынники, старцы часто имели учеников и между ними были отношения полного послушания. Но Пимен Великий приказывает немедленно разлучаться со старцем, если продолжение жизни с ним является душевредным.


Опытнейшие наставники XIX столетия (Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, оптинские старцы) в один голос говорят: «Духоносных наставников нет». То есть нет тех, кто видели бы душу человека и могли бы показать в ней самую суть.

Наше время — это время не послушания между духовником и пасомым, а совета. Духовник (великое благо, если вы нашли разумного и опытного духовника!) — друг, а не командующий. Если он командует — он наполнен самомнением, от него надо бежать. Если же он друг, он скажет: «Святые отцы по этому вопросу пишут так», и не будет ссылаться на тебя. Если даже он скажет что-то от себя, он предложит: «Мне кажется так, но ты подумай, спроси еще кого-нибудь».
Любовь в соблюдении заповедей

О любви говорилось много. Что это такое и как она должна выглядеть?

— Христос отчетливо сказал: «Меня любит тот, кто исполняет заповеди Мои». Разве может человек, признавшись в любви, отказаться помочь или дать взаймы? Итак, любовь к Богу проявляется в соблюдении заповедей.

Одна из заповедей — это доброе, справедливое отношение к людям. К ближним или, тем более, врагам не обязательно пылать любовью. Справедливо отнестись к человеку, которого ты терпеть не можешь — это уже знак любви.

Все понятно — не делай другому того, чего не хочешь себе.

И в зависимости от степени нашей борьбы с самим собой Господь воздаст и нам соответствующим образом. Если я скажу доброе слово или улыбнусь человеку, которого терпеть не могу — это великое благо, поскольку исполнение заповеди Божьей.
Свобода любить

Два вопроса вывели на тему свободы. «Нужно ли понуждать близкого человека к таинству исповеди?» — Осипов ответил категорично:

— Христианство — религия, которая запрещает насильно заставлять человека идти в рай. Если бы это можно было бы сделать насильно, Христос взял бы нас всех за шкирку — и в рай. И мы бы завопили: «Нет, нам не подходит!» Как в анекдоте: умер человек, ему показывают ад — кабаре, вино, музыка, девочки. Дальше проводят в рай — деревья, цветочки, все ходят скромненько. Спрашиваю: «Выбирай, куда», — «Конечно, в ад!» Его сажают прямо на сковородку. Он кричит: «Я же в ад хотел!» — «Так то был агитпункт».

Именно для того, чтобы у человека оставалась свобода, Господь не вмешивался в природу человека после грехопадения.

— Вопрос очень простой: или у человека свобода есть, или нет. Если есть — он может вести себя и так, и сяк. А если нет, то хуже существа не придумаешь: всё понимать, всё чувствовать, переживать, а свободы выбора нет. Это хуже всякой скотины. А человек — богоподобное существо. Он может быть только свободным.

Нельзя заставить насильно любить. Для того и Сам Господь пострадал, чтобы люди, преклонившись перед этой величайшей жертвой любви и смирения, могли добровольно обратиться к нему. Кто-то это сделает здесь, став христианами — это счастливые люди. Кому то, видимо, придется перенести очень много по смерти страданий и тяжелейших испытаний, чтобы наконец понять, что без Бога мы несчастнейшие люди.

Поэтому Церковь молится за усопших, и это великое благо — кто не познал Бога здесь, может быть, пройдя через испытания и страдания, познает его там.

Текст подготовила Мария Сеньчукова