Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
21 Декабря 2024 суббота
Анастасия Веселова
Анастасия Веселова12.10.2015  с помощью Деловая газета Взгляд
Светлана Алексиевич знает, как и над кем нужно плакать
Если художественная литература – это любой текст, написанный по-русски, то «У войны не женское лицо» – безусловно,...
Нобелевская премия по литературе в 2015 году присуждена уроженке западной Украины, гражданке Белоруссии, проживающей в западной Европе Светлане Алексиевич.

В данной публикации я не буду рассуждать о факте вручения премии, как о политическом инструменте Европы. Без меня об этом уже говорят и будут говорить еще, ведь не заметить яркой окраски премии невозможно.
Через несколько часов после того, как постоянный секретарь Шведской академии Сара Даниус объявила о присуждении премии Светлане Алексиевич, информационные ленты пестрели комментариями известных литературных и политических деятелей, обильно сдобренные цитатами 108 обладателя премии и 8 миллионов крон.

Пересказывать кто и что говорит я не буду. Вы сами можете включить радио, телевизор или войти в сеть интернет и все узнать. Однако, я хочу обратить свой взор на одну из граней бурного обсуждения свершившегося факта и процитировать журналиста, главного редактора официального сайта партии «Единая Россия», члена федерального политического совета «Молодой гвардии Единой России» Михаила Бударагина:

«Если художественная литература — это любой текст, написанный по-русски, то «У войны не женское лицо» — безусловно, литература. Если же мы полагаем литературой метод создания убедительного художественного мира посредством обращения к языку, то любой текст Алексиевич — не более литература, чем инструкция к микроволновой печи или утюгу».

О нехудожественности и нелитературности произведений 108 обладателя Нобелевской премии по литературе, говорят многие.

Я решила ознакомиться с доступными в сети публикациями Светланы Алексиевич и, у меня сформировался свой собственный взгляд на творчество автора Алексиевич.
В немецкой газете Frankfurter Allgemeine весной 2014 года вышло эссе Светланы Алексиевич. Информационное агентство DW опубликовала этот труд (ниже есть ссылка) именно из этого источника я привожу цитаты 108 обладателя Нобелевской премии.
Первая цитата:
«...Рейтинг Путина зашкаливает. До оккупации Крыма довольны деятельностью президента были 27%, а сейчас – 67% населения.»

Интересно, где автор взял такие данные?! Не в одном уважаемом статистическом исследовании я не нашла таких данных за 2014 год. Согласно данным ВЦИОМ, обнародованным 13 марта 2014 года, рейтинг президента Путина 71,6%.
По тем же данным около 80% рейтинга у Путина было в 2012 году после инаугурации, затем был небольшой спад до 60%-70% и в середине 2014 года вновь подъем до 86%!

Даже по итогам рейтинга самых влиятельных людей мира, который каждый год проводит компания FORBES, в 2014 году на первом месте стоит Путин, опустивший своего основного конкурента в этой нише – президента США Барака Обаму, на второе место.

Где Светлана Алексиевич взяла цифру 27 для меня загадка, как для аналитика, но как автор художественной прозы, я прекрасно понимаю - это литературный прием – конфликт. На конфликте двух противоречивых данных строит свое эссе 108 обладатель Нобелевской премии. Не важно, что это публицистика – олицетворением которой является точность, ради литературного изыска этой мелочью – точностью равно правдой можно пожертвовать.

Далее мне очень понравился вот такой литературный "шедевр":
«Недалеко от Красной площади я наблюдала такую картину: двое молодых людей стояли с плакатом: "Прохожий! Сколько детей, братьев, соседей ты готов похоронить, чтобы Крым стал частью России?" При мне ребят обзывали фашистами, бандеровцами, американскими прихвостнями. Крыли матом. Старые женщины плевали в них. Порвали плакат. Какие-то мужики с распахнутыми полушубками и массивными крестами на груди привели омоновцев: "Заберите этих юродивых в участок, а то мы им суд Линча устроим". Подъехал полицейский автозак и ребят увезли...»

Мне так и представился голливудский сценарий подписанный Псаки:
2014 год.Москва.Красная Площадь. Идут цыгане с медведями. Русский Иван в телогрейке, босой пьет водку из горла.

Это я, конечно, утрирую, но всему виной столь высокохудожественные, яркие образы описанные в публицистическом эссе Нобелевским лауреатом.

«Полицейский автозак» - какие полицейские монстры разъезжают по Москве реагируя на вызовы граждан по бесплатному, экстренному номеру 02! И неважно, что русский, полицейский автопарк оснащен по последнему слову техники, и имеет не только разные модификации современных отечественных автомобилей, но и такие автомобили, как Тайота, Мицубиси, Деу.

«Распахнутые полушубки и массивные кресты» - яркий литературный троп, но, придется расстроить автора шедевра – избитый. Избит он тюремными байками, жанровым анекдотичным, дворовым, опять же тюремным искусством.

Теперь небольшой отрывок из книги «Время секонд-хенд» изданной в 2013 году, в которой повествование идет о 90-х годах:

«Едем по Смоленщине. В одной деревне остановились возле магазина. Какие знакомые (я же сама выросла в деревне), красивые, какие хорошие лица – и какая унизительная, нищая жизнь вокруг. Разговорились о жизни. «О свободе спрашиваете? Зайдите в наш магазин: водка стоит, какая хочешь: «Стандарт», «Горбачев», «Путинка», колбасы навалом, и сыра, и рыбы.

Бананы лежат. Какая еще свобода нужна? Нам этой хватит». – «А землю вам дали?» – «Кто на ней будет корячиться? Хочешь – бери. У нас один Васька Крутой взял. Младшему пацану восемь лет, а он рядом с отцом за плугом идет...»

Начнем с того, что обратимся к истории создания бренда "Путинка".
Циклопедия нам сообщает:" Путинка — знаменитая российская водка, выпускаемая с 2003 года. Автор бренда — известный маркетолог Станислав Кауфман."

Интересно пишет Нобелевский лауреат получивший премию в литературном документальном жанре!

Госпожа,Алексиевич, хочется обратиться к Нобелевскому лауреату, как же так?! Вы документально описываете девяностые годы, а фактов, о которых Вы говорите, еще нет!

Далее по тексту:
"...а он рядом с отцом за плугом идет". После такой фразы возникает логичное предположение, что автор был на каком-то костюмированном реалити шоу, оформленном в стиле досоветских времен. Всего лет на 100, примерно, документалистка ошиблась.
Современные русские если и видели плуг то разве что в исторических музеях!

Наверно надо Нобелевского лауреата просветить, чем пашут в русских деревнях?!
Светлана, пашут тракторами! Лет 100 уже пашут тракторами повсеместно!

Еще в 1888 году крестьянин села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии Федор Абрамович Блинов построил первый в мире гусеничный трактор «ФА».

А с 27 года прошлого века трактора тысячами отправлялись на заданную партией задачу - коллективизацию.

В промежуток с1911 по1924 года Я. В. Мамин создал трактора: «Русский трактор», «Гном», «Карлик». Модели эти были отмечены золотыми медалями и премиями, как в России так и за границей.

В 1940 году СССР вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов. Свыше 40 % мирового производства тракторов приходилось на долю Советского Союза.

Кстати, с описанием временных особенностей России, у автора уже второй "ляп" всего за несколько процитированных абзацев.
В эссе, о котором говорилось выше, в речи описываемых карикатурных, но по мнению Алексиевич реально ею уведенных в 2014 году персонажей в золотых крестах и полушубках, автор использует оборот: "Заберите этих юродивых в участок...".

"Юродивых" устаревшее слово, русские его не используют в разговорной речи, опять-же не менее 80 лет!

По таким стилистическим и документальным ошибкам становится понятно, сколь автор далека от России и документалистики!

Можно и еще привести примеры литературных шедевров 108 Нобелевского лауреата…

Но мне уже не интересно.
Подобную – напичканную дешевыми, избитыми, карикатурными штампами литературу можно найти на различных сетевых "литературных" площадках, где публикуются пенсионеры, домохозяйки и тд и тп…

Да это литература низкого качества, но ведь это литература! Так, что не согласна я с мнением, что «Литературная премия в 2015 году присуждена за нелитературу». За литературу! Но какую?!


В жанровом многообразии литературы есть определенная градация. По этой шкале можно судить о литературном мастерстве автора. Можно судить и все исторические данные переданные литературоведами,строятся на литературном опыте - мастерстве владения словом.

Литературный опыт один из ингредиентов фундамента мировой литературы.
Опыт этот складывается годами, накапливается, а мастерство людей желающих стать писателями, на основании этом развивается, талант расцветает и литература получает чудесные плоды-произведения-шедевры!

Любой школьник уже имеет литературный опыт: записки, сочинения, дневниковые записи...

В жанре журналистики нет места тому без чего не бывает трагедий, драм, пьес, поэм. Это характеры, конфликты, образы и еще очень многое описанное живым, передающим полноту эмоций неосязаемых, ускользающих от реальности и яркую красоту мира.

По каким критериям была выдана премия 108 Нобелевскому лауреату по литературе, всю свою творческую жизнь цитирующему чьи-то высказывания и придающему им собственными комментариями, желаемый автору (или еще кому-то?) смысл?!
Для меня очевидно, что не по литературным законам было принято это решение.

Хорошо разбираясь в литературе и понимая уровень-качество врученной премии- оцененной достаточно высоко в материальном плане - 8 миллионов крон, я невольно задумываюсь: а как обстоят дела с премиями в других направлениях?!


Не является ли высокая награда-Нобелевская премия профанацией в принципе – в сути своей?!

© Copyright: Веселова Анастасия Алексеевна, 2015