Независимо от отношения к проблеме существования бога (в виде Саваофа, Аллаха, Перуна и т.п.), нужно ясно понимать, что церковь, по-крайней мере христианская, имеет отношение к вере не более, чем дворник Байконура к космосу (не хочу обидеть дворника), т.е. обслуживает человеческие нужды, в том числе и нужду в той социальной защите, которую человек не нашёл в других государственных институтах. Не нашёл человек защиты в суде, он идёт в церковь, обидел его кто - в церковь, умер кто - в церковь! В современной России авторитет церкви обратно пропорционален слабости государственных институтов. Не устроился человек в жизни - будет чтецом в алтаре, не нашёл работы - а вот можно на церковной кухне или шофёром к батюшке, бесталанен музыкант - а в церкви и такой сгодится! Есть такой анекдотец. Спрашивают послушника перед постригом: "Зачем идёшь в монахи? Чего хочешь?" А тот отвечает: "Архиерейского жития хочу!" Мне кажется, что этот ответ вполне может служить эпиграфом к статье Всеволода Чаплина. Я не отрицаю роли церкви в истории России, как объединяющей силы, как вольной или невольной выразительницы чаяний народа, особенно в тяжёлые годы войн, нашествий, смут и пр. Я готов мириться с ней, признавая её роль помощницы народа и царской власти в деле строительства Русского Дома и русской цивилизации. Но современная церковь в России строит, прежде всего, саму себя, выторговывая льготы, помещения, государственную поддержку. Пусть деревни, заводы, дороги в разрухе, зато строятся новые храмы. Армия скоро будет годна лишь для парадов, зато в ней есть для усиления священники. Население России уменьшается на глазах, зато в моргах вам услужливые монаси отходную пробормочут. Школьники скоро перестанут химию от физики отличать, зато церковь готова закон божий ученикам толковать. Какую социальную роль играет сегодня церковь? Только не надо говорить о загадочном окормлении страждущих! На мой взгляд, церковь сегодня - это слепок того класса, к которому она стремится примкнуть, класса богатых, и который всё лучше и лучше обслуживает, с лёгкостью и упоением восприняв все атрибуты и стиль поведения этого класса: стремление к богатству, презрение к бедным (это не оговорка!), сословную изолированность и пр. Поэтому для Чаплина так странна логика Иуды, заикнувшего о возможности помочь бедным за счёт церкви (о ужас!). Но по мне, лучше такой Иуда, чем такая церковь!
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее