ЖУРНАЛ "ПЕРЕПРАВА"
Требования к нашим «островкам»:
Мы наверняка не лучшие делатели правды Божией, но у нас есть путь, есть понимание, как стать лучше. Чтобы устоять под натиском стихий мира сего и стать школами инакового бытия, «островки» народа Божия должны крепко держаться следующих правил:
* Поддержание предельно напряжённой духовной жизни. Чем спокойнее внешний мир, тем крепче должны быть душа и духовная жизнь. Когда прекращается бескровная жертва Богу, учили Отцы, начинается кровавая жертва дьяволу.
* Строгое следование устоям церковной жизни, регулярное причастие членов общины из единой чаши.
* Оказание помощи Церкви во всех доступных формах, в т.ч. благотворением и личным трудом в храме.
* Изучение Писания и Предания Церкви.
* Соблюдение церковного принципа соборности в принятии всех решений в рамках общины.
* Изучение теоретического наследия Святых Отцов - непременно под руководством опытного духовника.
* Всемерное поддержание духа любви и братства в общине.
* Воспитание смирения, ибо в немощи Божией больше силы, чем в самой великой силе челове ческой. Смирение есть отсечение своей воли, но не в смысле безвольного попустительства злу, а через исполнение, благодатью Духа Святого, воли Божией.
* Молитва по соглашению. Как узнать, что она действует? Во-первых, ты начинаешь чувствовать беду и боль другого человека как свою собственную. Во-вторых, при действии молитвы «неравенство» братьев в духовном развитии и трудах начинает служить общему благу и общему делу. Каждый совершает для общины всё, что может, делясь избытками обретённой благодати с другими или принимая эти дары себе; это своего рода круговая порука и солидарная ответственность: моё личное - и плохое, и хорошее -распространяется на всех.
Понятие плотного ядра
Осмысление столь сложного и неординарного явления, каким является в России «царственное священство мирян», только-только народившееся, но уже вынужденное вступить в жестокую схватку с нигилизмом, дело непростое. Потенциал народа Божия не проходит привлекает к себе пристальное внимание «старых» политиков: с православием заигрывают, ему поют дифирамбы, с ним хотят дружить, его роль в истории России всеми, кроме разве что самых отъявленных нигилистов, признаётся и превозносится. При этом, правда, для светских партий и движений Церковь остаётся всего лишь «фактором», «традицией», «союзником», «попутчиком», «институтом». Недуховному не понять духовного, писали Отцы. Поэтому в адрес отрядов народа Божия раздаются - и чем дальше, тем их будет больше, - призывы «объединяться», «вливаться» или «поддерживать» различные патриотические течения и их инициативы.
Как нам быть в этой ситуации? С одной стороны, идея объединения выглядит привлекательной и многообещающей. С другой - не совершим ли мы ошибки, если встроимся, особенно на подчинённых ролях, в нехристианские по своей природе политические течения, хотя бы и движимые самыми благими намерениями? Известно, куда нередко заводят такие благие намерения! К тому же традиционные методы политической борьбы - митинги, забастовки, революции - для нас, православных, неприемлемы по определению. Это не наш путь, так как он ведёт лишь к изменению внешних форм общественной жизни, не меняя при этом или, хуже того, меняя в отрицательную сторону природу самого человека. Сколько тому примеров в истории? Не счесть! Что дали народам бесчисленные революции, кроме горя, слёз и рек крови?
Нам представляется, что православным нет нужды вступать в какие бы то ни было политические партии или создавать их. Само слово «партия» (от англ. part - часть) несёт в себе дух разделения и слепо служит ему. Форма неотделима от содержания - поэтому, заигрывая со «старой» партийностью в любых видах, мы, по сути, совершаем ошибку, от которой прямо предостерегает Евангелие: пытаемся влить новое вино в старые меха.
Идея партийности вообще в России доживает последние дни. Ещё в начале прошлого века, накануне трагических событий 1917 года, епископ-мученик Андроник (Никольский) призывал русский народ «отгребаться всякой партийности», несущей ему только смуту, разлад и разорение. Не прислушались тогда к духовному наставлению, вот и получили, что имеем. Судьба партий предрешена: они дробятся и мельчают, всё сильнее и дальше отстраняются от реальных нужд простых людей, всё больше напоминают харизматические кружки, временно и ненадёжно сбивающиеся вокруг идолов-вождей. Во всех партиях независимо от их идеологической раскраски кипят лютые страсти. Князь мира сего действует в этих точках политического пространства наиболее зримо, мощно и непосредственно.
То же самое можно сказать и о митингах. В толпе, особенно в толпе возбуждённой и агрессивно заряженной, совершенно теряется и растворяется драгоценная для Бога и Церкви личность человека. Мнения людей не слышны, зато кипят тёмные энергии, управляемые и направляемые в нужное русло опытными закулисными кукловодами. Когда на одном клочке земли собираются либералы, патриоты, коммунисты и националисты, дирижирует всегда кто-то один, остальные же, хотят они того или нет, играют роль безликих статистов. Народу Божию это ни к чему. Это не наш путь!
К тому же тем, кто предлагает нам объединиться, мы вправе задать встречный вопрос: а почему вы сами, господа патриоты, за четверть века политических свобод в России так и не сумели создать ни одной сколько-нибудь широкой и устойчивой коалиции? Почему в ваших рядах не изжиты пороки «старой» партийности: склоки, зависть, предательства, расколы? Почему так мало проявлений единомыслия и единодушия? Вывод напрашивается сам собой: наши патриоты, к сожалению, сохраняют несут в себе болезни «старой» партийности. Объединяться с партиями - всё равно, что заселяться в тифозный барак: раньше или позже заразишься и помрёшь. Не зря апостолы предупреждали: худые общества портят добрые нравы.
Будучи неотмирным сообществом, народ Божий, по самому естеству своему, непримиримому к страстям и греху, вынужден сторониться союзов с неродственными по духу силами и движениями. Его первейшая задача на данном этапе - внутреннее домостроительство, миссионерство и просветительство, с помощью которых он мог бы укрепить прежде всего сплочённость собственных рядов. Только в результате этой работы начнёт уплотняться и расти ядро народа Божия, представленное наиболее стойкими к греху, духовно зрелыми и или, как говорили Отцы, «непадательными» мирянами. Это, конечно, не святые, но это люди, укоренённые в вере и решимости порвать с дьяволом и идти к Богу, люди, если можно так сказать, самоопределившиеся во Христе. Формирование плотного ядра народа Божия - это залог того, что наши нарождающиеся общины и приходы не растворятся в духовно чуждой и враждебной им среде, где «революционный романтизм» часто служит прикрытием для чудовищной духовной эклектики, а то и прямого богоотступничества и богоборства.
Плотное ядро народа выполняет, таким образом, несколько функций.
Во-первых, оно ускоряет развитие самого этого народа, поскольку силами образующих его людей способно привлекать и удерживать в себе преизбыточную благодать Божию.
Во-вторых, благодаря влиянию и примеру клеток этого ядра духовно очищаются и укрепляются в общем служении относительно более слабые клети и части тела Христова; плотное ядро не только незримо тянет их к центру - Христу, но и удерживает их в своей орбите, оберегая от пагубы соблазнов и стихий мира сего.
В-третьих, ядро народа Божия «притягивает» ко Христу не только «своих». Оно способно издалека незримо смягчать и облагораживать даже языческие сердца. Его силы, может быть, и не хватит, чтобы преобразить весь нравственный строй «старой» партийности, но сам факт такого воздействия неоспорим, и сила его, похоже, будет только возрастать. Главная причина привлекательности платформы народа Божия состоит в том, что она правдива и даёт ответы на самые запутанные вопросы современности, волнующие умы всех честных патриотов. И не только даёт. Своими «островками» народ Божий показывает образцы новой жизни по любви и согласию, которая глубоко созвучна русскому генетическому коду.
«Круги» народа Божия
Иисус Христос говорил апостолам: кто не против вас, тот с вами. Эта истина верна во все времена, ибо слово Божией не прейдет вовеки. В России народ Божий не просто есть. Он имеет несомненный потенциал роста и развития.
Выполняя функцию «закваски» как по отношению к себе самому, так и к окружающему его обществу, народ Божий становится чем-то вроде магнита, притягивающего к себе духовно однородные частицы. Вокруг него, таким образом, возникает несколько кругов или орбит, в зависимости от того, сколь удалены те или иные люди от истины Христовой.
Первый круг, или «плотное ядро», народа Божия составляют глубоко воцерковленные люди, священники и миряне. Они находятся в состоянии единомыслия и единодушия, строят свою жизнь по церковному канону, умом и сердцем устремлены к Богу. В большинстве своём это люди деятельные: они создают православные воскресные школы, детские сады, летние лагеря, гимназии, артели, производственные предприятия, творческие коллективы и т.п., вся организация которых всецело ориентирована на Творца. Без такого плотного ядра народ Божий не может существовать и сохраняться как исторически устойчивая и перспективная общественная сила. Базовыми для него, опорными и первичными ячейками являются православные общины. Образно говоря, это стволовые клетки, дающие жизнь всему организму и содействующие зарождению новых здоровых клеток. Сохранение, укрепление и пополнение плотного ядра есть первейшая и сугубая забота всего народа Божия. Без этого не будет точки опоры для движения вперёд. С этого «кристаллика» начинается весь процесс кристаллизации. Это и есть та «малая закваска», с помощью которой, согласно Евангелию, поднимется всё народное «тесто», поражённое лжеверием, всеверием и всесме-шением. Если наш анализ системного кризиса в России верен, то именно этот относительно небольшой «кристаллик» веры, будучи помещён в плотный соляной раствор общественного неверия и вызванного им кризиса - суда Божия, должен начать быстро прирастать, формируя новый образ и новое будущее России.
Второй круг народа Божия - оглашенные. Это люди, сознающие обречённость и пагубу безбожного бытия, склоняющиеся к принятию правды Христовой, тянущиеся к духовному теплу Церкви, но всё-таки пока ещё не до конца понимающие, что от них для этого требуется. Примером в подражании для этой категории верующих является Константин Великий, император Рима, который, тоже будучи оглашенным, то есть готовившимся к осознанному принятию Святого Крещения, на литургийной ектений «Оглашеннии, изыдите!», как и положено, смиренно покидал храм... а ведь он удостоился личного посещения Богом.
Как правило, оглашенные не входят в основной состав действующих православных общин и приходов, и нередко это происходит по вине самих этих общин, когда там недостаёт напряжения духовной жизни. Можно ожидать, что по мере распространения и укрепления православных «островков» оглашенные как ближайший резерв Церкви начнут живее тянуться к плотному ядру народа Божия. В любом случае их немало -одно это обязывает уделять им первостепенное внимание.
Третий, ещё более удалённый от ядра и более широкий круг народа Божия, - все вообще крещёные. Многие из них имеют, увы, весьма смутное и поверхностное представление о вере и о Церкви, сводя всё к обрядовой или нравственной стороне. В силу ряда обстоятельств и зачастую по вине самого церковного люда они иногда как бы «зависают» вдали от церковной ограды и живут, инстинктивно почитая храм и всё-таки предпочитая следовать стихиям мира сего. Как и круг оглашенных, эта часть народа Божия представляет собой важнейший резерв Церкви и, соответственно, приоритетную сферу нашей миссионерской и просветительской работы.
Четвёртый, наиболее многочисленный и одновременно самый удалённый от «плотного ядра», круг народа Божия представлен всеми вообще добропорядочными и честными люди. Теми, в ком ещё действует данный от Бога нравственный закон и звучит голос совести, сокровенный глас Божий в душе человека. В этот круг входят в том числе люди и некрещёные, и порой уже даже частично захваченные ересями и сектами. Словом, это все те, в ком всё-таки ещё теплится ориентация на Творца и заповеди Его. Ведь, как учил Тертуллиан, «каждая душа - по природе христианка». Эта группа наименее защищена от стихий падшего мира, она наиболее им подвержена и, в силу слабости опоры на Творца, наименее от них защищена. Диапазон душевных метаний и поисков внутри четвёртого круга чрезвычайно широк. Конечный духовный выбор представителями этой категории, как правило, ещё не сделан, и исход борьбы за эти души неясен.
Роль «маяков»
Укреплению и развитию внутренних связей народа Божия могут серьёзно помочь своего рода «островки-маяки». Если отталкиваться от примера «Переправы», то это православные общины, от начала обладающие естественным потенциалом и возможностями собирать вокруг себя другие «островки». «Маяки» невозможно создать искусственно. Они такими уже появляются на свет, следуя, очевидно, таинственной воле Божией и Его «плану» строительства Своего народа. Той же Высшей волей они наделяются тягой к миссионерской и просветительской работе, в результате чего вокруг них образуется довольно сильные поля духовного притяжения. Такого рода «маяки» уже существуют во многих регионах России, хотя многие из них, возможно, и не задумываются о своей особой миссии в рядах воинства Христова, народа Божия. Где-то, возможно, их ещё пока нет, но можно не сомневаться - они обязательно возникнут по мере необходимости.
Отличительные черты «маяка»: интерес к изданию просветительских ресурсов - журналов, газет, интернет-порталов православной направленности, вообще ведение активной миссионерской и просветительской работы в самом широком диапазоне, во всех четырёх кругах народа Божия, инстинктивное стремление «собирать» другие «островки». Как правило, вокруг региональных «маяков» сразу начинают складываться некие локальные участки взаимодействия клеток и частей тела Христова. Часто они ищут контактов с другими, подобными им «маяками» как в России, так и за её пределами. Тяготение «маяков» друг к другу только внешне выглядит хаотичным, случайным. Через эти «нервные узлы» оживающего народа Божия путём своего рода наложения полей горизонтальных духовных коммуникаций происходит соединение и упорядочение всей православной самодеятельности. Решающую роль в этом процессе имеет личное общение между руководителями и членами «общин-маяков»; Интернет и другие технические средства связи служат ему лишь дополнением. Клетки народа Божия приходят, таким образом, в соединение. Между ними протягиваются незримые нити, действующие таинственно и неприметно. По уровню эффективности этим «коммуникациям» нет равных в вещественном мире. Это известно каждому верующему человеку: иной раз стоит только подумать о брате, живущем от тебя за тысячу вёрст, и Господь тут же найдёт способ соединить тебя с ним.
Задача дня - устанавливать местонахождение «маяков» и налаживать между ними бесперебойные рабочие контакты. Через них со временем соединятся, не сливаясь в какие-либо формальные структуры, тысячи и тысячи отдалённых частей народа Божия. При этом важно иметь в виду: по духу и характеру своего служения «маяки» не претендуют и ни в коем случае не должны претендовать на роль неких «лидеров», диктующих свою волю «подшефным» частям народа Божия. Они такие же, как все, рядовые части и члены единого тела Христова, выполняющие лишь специфическую функцию его собирания, просвещения и консолидации. Не исключено, что по мере выполнения этой задачи те или иные «маяки» будут отмирать, функционально преобразуясь в более востребованные к тому времени формы жизнедеятельности воинства Христова.
Основные задачи «маяков»
* Учиться жить по Христу.
* Готовить наставников-миссионеров из числа наиболее одарённых мирян. К примеру, раввин, в иудаизме, выступающие учителями Церкви, - все сплошь светские люди.
* Ходить «в народ», далеко за ограду храма, в дальние тылы незримого врага с проповедью Христовой - в школы, вузы, трудовые коллективы.
* Вести просветительскую работу в профессиональных союзах, ассоциациях и сообществах, нейтрализуя враждебные христианству секты и субкультуры.
* Создавать и поддерживать разного рода просветительские ресурсы: газеты, журналы, интернет-порталы, театрально-художественные студии и т.п.
* Создавать информационно-организационную инфраструктуру «собирания «островков» народа Божия, содействовать обмену опытом и налаживанию кооперации между ними.
* Поддерживать развитие православных творческих инициатив, своего рода «лабораторий» для выработки общественных, экономических, образовательных и других альтернатив неоязычеству.
* Разрабатывать формы ненасильственного противодействия нигилизму и постмодернизму всюду, где это возможно.
* Налаживать механизмы коллективной защиты «островков» народа Божия, всей матери Церкви от нападок извне и изнутри, с особым акцентом на сохранение духовной чистоты собственных рядов.
Чего греха таить: протестантские общины зачастую превосходят нас как в инициативности и активности, так и в области налаживания душевной атмосферы в общинах. На это стоит обратить внимание: прежде чем решать задачи высокого духовного уровня, хорошо бы управиться с более простыми вопросами, заимствуя полезный опыт у других христианских общин: в конце концов всемилостивый Бог ведь оставил частички благодати для всех людей, даже заблудших.
Принцип служения
Сегодня Россия, как никогда, нуждается в верующем профессионале - человеке служения, вооружённом, с одной стороны, широкими научными познаниями и профессиональным опытом, а с другой - страхом Божиим, рождающим в благородных сердцах жертвенную любовь, стойкость и духовную дисциплину.Такой человек не способен лгать, воровать, насиловать и унижать свой народ, свою Родину. Он не способен на предательство. Он пассионарен, но не в старом, эгоистическом, умственном понимании этого слова, а в новом божественном его понимании. Тысячи и тысячи беззаветных служителей Божиих уже трудятся на просторах Русской земли. Эти люди в конечном счёте держат на своих плечах хрупкое и распадающееся на глазах либеральное Российское государство. Не будь их беззаветного служения, наша держава давно погибла бы: предательство, коррупция и некомпетентность разодрали бы её на части. Но и одним только «удерживанием» роль этих Божиих людей не исчерпывается. Они - фундамент и залог грядущего возрождения России. Они уже сегодня её реальный кадровый резерв, готовый при наличии соответствующей политической воли взять на себя бремя управления страной, возглавить ключевые участки общественного и государственного строительства. Но эти люди, увы, не востребованы. Их время ещё не пришло. Но и ждать осталось недолго. С одной стороны, нынешний режим близок к истощению. Всё глубже погружаясь в трясину системного кризиса, он фактически теряет остатки социальной опоры и доверия. С другой стороны, когда народ Божий достигнет необходимого уровня зрелости, он сможет собрать вокруг себя и своей идеи - идеи третьего, срединного, царского, национально-религиозного пути - большинство русского народа, включая и сторонников различных патриотических сил, не имеющих «алгоритма спасения» и не способных к объединению.
Отношение к власти
Всякая власть от Бога - в том смысле, что мы действительно имеем ту правящую надстройку, которая адекватно отражает духовное состояние российского общества. Мы, сыны народа Божия, не революционеры. Мы контрреволюционеры, ибо мы следуем правде Христовой и твёрдо знаем, что все революции от дьявола, который стал первым революционером во вселенной. «Лжец и отец лжи» и доселе кроется за каждым революционным злодеянием, каждым бунтом, каждым посягательством на законную власть. Ещё мы всегда помним главный урок истории: ни одна революция не принесла людям ничего, кроме крови, слёз и невыносимых страданий. Власть может быть изменена, а точнее, положительно преобразована только изнутри - путём духовного изменения во Христе «начальствующих», а также притока в её ряды сынов народа Божия. Не иначе!
Наши братья присутствуют в структурах нынешней власти России, вот уже четверть века пытающейся лавировать между революционными крайностями, между либералами и патриотами, нигилистами и Церковью, западниками и националистами. Пространство для этих маневров стремительно сужается. Давление глобального кризиса извне и нестроений внутри страны неумолимо приближает момент окончательного выбора. Поэтому нам необходимо, с одной стороны, всячески поддерживать своих представителей в структурах государственного управления, а с другой - продвигать во власть новые свои кадры. Это благоприятно повлияет на выбор политического будущего России и в перспективе укрепит социальную базу национально-религиозного режима, востребованного временем и Промыслом. Пока же наши братья во власти остаются в меньшинстве. Они не допускаются к ключевым постам и часто вынуждены скрывать свои убеждения и даже страдать за них. До тех пор, пока государство не сделает ставку на верующих профессионалов, оно и дальше будет убывать, чахнуть и проигрывать во всемирной гонке на выживание.
Мы не можем ждать, когда власть опомнится и придёт в разум Истины - это вообще может не случиться само собой. Мы действуем как бы наперёд, с упреждением. Собирание народа Божия «снизу» быстрее всяких уговоров и революционных потрясений - Боже упаси от этой напасти! - через благодать Духа Святого повлияет на власть и преобразит её изнутри.
Стратегические задачи народа Божия
Эволюционное и постепенное преобразование всех сфер жизни России в духе исконных и проверенных временем духовно-светских ценностей, выработанных на базе синтеза лучшего опыта из всех предыдущих эпох.
Построение государства на началах христианской любви. Форма власти и другие существенные аспекты его строительства должны всецело соответствовать миссии России как «удерживающего» и «Третьего Рима».
Воспитание нового русского человека - человека служения Богу и людям.
Широкое распространение идей и миссии народа Божия по всему миру через зарубежные «островки», оказание им всемерной поддержки. Пропаганда нового, национально-религиозного пути развития цивилизации как реального выхода из глобального тупика.
Проведение повсюду политики миротворчества при одновременном наращивании потенциала отражения любой внешней угрозы.
Тактические задачи
Опытная проверка некоторых положений концепции. С этой целью в 2013 году планируется создать при «Переправе» небольшой штаб для активного установления связей с родственными «островками» как внутри России, так и за рубежом. Задача - опытно установить: а) какими темпами и с каким охватом могут развивать ся коммуникации внутри народа Божия, если этой работе придать организационный импульс; б) как реагируют «островки» на идею широкого взаимодействия и взаимопомощи.
Доработка платформы народа Божия - концепции, программы, манифеста. При этом мы будем стараться будущее не предвосхищать, не совершать ошибок, свойственных «старой» партийности, а лишь намечать общие контуры и вехи нашего развития, определяющие как бы рамки, в которых возможны выбор и творчество без нарушения духа и буквы Писания. Исходим из того, что Господь откроет нам истину в нужный момент и в меру нашего духовного взросления. Писать заново программу народа Божия не придётся: за четверть века противодействия «либеральному реваншу» национально-религиозная мысль наработала, даже с избытком, весь необходимый исходный аналитический и статистический материал, остаётся лишь тщательно просеять эту «золотоносную породу» через строгое сито святоотеческой мудрости, исторического опыта и здравого смысла.
Разработка конкретных форм (лозунгов, мероприятий) региональной, областной и федеральной ненасильственной мобилизации народа Божиядля заявления и отстаивания своих позиций.
Продолжение диалога со светскими партиями и организациями, а также властными структурами в целях разъяснения своих позиций и привлечения новых сторонников в ряды народа Божия.
Активная миссионерская и просветительская работа с упором на образованную молодёжь.
Подготовка к отражению возможных нападений и происков на наш проект со стороны незримого врага и его земных адептов.
Заключение
Пришло время нам осознать себя как единое целое. Как живое тело Христово. Как воинство Его, призванное в «последние дни». Если не мы, то кто? Наше соединение, наше братство представлено во всех уголках мира, но сердце его в России. Дух Божий укрепит и сплотит тех из нас, кто уже в строю, и привлечёт новых воинов. Наша сила - в правде. Наше единство - в вере и в Боге. Наша «закваска» всколыхнёт народ, блуждающий во тьме, и мир, лежащий во зле. Тесто поднимется. Сила Божия, выраженная в народе Его, сметёт мерзость запустения с нашей земли. Постоим за это, сколько хватит сил, до самого смертного часа!
Времени в обрез. Враг не просто у ворот: он уже внутри нашего дома. Он правит и торжествует, принимая безмолвие русских за покорность. Дни врага сочтены, но без помощи Божией его не одолеть. Таков урок и итог тысячелетней русской истории. Мы отбрасываем как ложные и бесплодные все мудрования «старой» политики. Мы обращаемся к истокам нашей веры, к Христу, к апостолам, к мудрости Святых Отцов. Всё предельно ясно: только очищая душу покаянием, мы делаемся сынами Божиими, и Он делает нас непобедимыми!
Александр Нотин
Требования к нашим «островкам»:
Мы наверняка не лучшие делатели правды Божией, но у нас есть путь, есть понимание, как стать лучше. Чтобы устоять под натиском стихий мира сего и стать школами инакового бытия, «островки» народа Божия должны крепко держаться следующих правил:
* Поддержание предельно напряжённой духовной жизни. Чем спокойнее внешний мир, тем крепче должны быть душа и духовная жизнь. Когда прекращается бескровная жертва Богу, учили Отцы, начинается кровавая жертва дьяволу.
* Строгое следование устоям церковной жизни, регулярное причастие членов общины из единой чаши.
* Оказание помощи Церкви во всех доступных формах, в т.ч. благотворением и личным трудом в храме.
* Изучение Писания и Предания Церкви.
* Соблюдение церковного принципа соборности в принятии всех решений в рамках общины.
* Изучение теоретического наследия Святых Отцов - непременно под руководством опытного духовника.
* Всемерное поддержание духа любви и братства в общине.
* Воспитание смирения, ибо в немощи Божией больше силы, чем в самой великой силе челове ческой. Смирение есть отсечение своей воли, но не в смысле безвольного попустительства злу, а через исполнение, благодатью Духа Святого, воли Божией.
* Молитва по соглашению. Как узнать, что она действует? Во-первых, ты начинаешь чувствовать беду и боль другого человека как свою собственную. Во-вторых, при действии молитвы «неравенство» братьев в духовном развитии и трудах начинает служить общему благу и общему делу. Каждый совершает для общины всё, что может, делясь избытками обретённой благодати с другими или принимая эти дары себе; это своего рода круговая порука и солидарная ответственность: моё личное - и плохое, и хорошее -распространяется на всех.
Понятие плотного ядра
Осмысление столь сложного и неординарного явления, каким является в России «царственное священство мирян», только-только народившееся, но уже вынужденное вступить в жестокую схватку с нигилизмом, дело непростое. Потенциал народа Божия не проходит привлекает к себе пристальное внимание «старых» политиков: с православием заигрывают, ему поют дифирамбы, с ним хотят дружить, его роль в истории России всеми, кроме разве что самых отъявленных нигилистов, признаётся и превозносится. При этом, правда, для светских партий и движений Церковь остаётся всего лишь «фактором», «традицией», «союзником», «попутчиком», «институтом». Недуховному не понять духовного, писали Отцы. Поэтому в адрес отрядов народа Божия раздаются - и чем дальше, тем их будет больше, - призывы «объединяться», «вливаться» или «поддерживать» различные патриотические течения и их инициативы.
Как нам быть в этой ситуации? С одной стороны, идея объединения выглядит привлекательной и многообещающей. С другой - не совершим ли мы ошибки, если встроимся, особенно на подчинённых ролях, в нехристианские по своей природе политические течения, хотя бы и движимые самыми благими намерениями? Известно, куда нередко заводят такие благие намерения! К тому же традиционные методы политической борьбы - митинги, забастовки, революции - для нас, православных, неприемлемы по определению. Это не наш путь, так как он ведёт лишь к изменению внешних форм общественной жизни, не меняя при этом или, хуже того, меняя в отрицательную сторону природу самого человека. Сколько тому примеров в истории? Не счесть! Что дали народам бесчисленные революции, кроме горя, слёз и рек крови?
Нам представляется, что православным нет нужды вступать в какие бы то ни было политические партии или создавать их. Само слово «партия» (от англ. part - часть) несёт в себе дух разделения и слепо служит ему. Форма неотделима от содержания - поэтому, заигрывая со «старой» партийностью в любых видах, мы, по сути, совершаем ошибку, от которой прямо предостерегает Евангелие: пытаемся влить новое вино в старые меха.
Идея партийности вообще в России доживает последние дни. Ещё в начале прошлого века, накануне трагических событий 1917 года, епископ-мученик Андроник (Никольский) призывал русский народ «отгребаться всякой партийности», несущей ему только смуту, разлад и разорение. Не прислушались тогда к духовному наставлению, вот и получили, что имеем. Судьба партий предрешена: они дробятся и мельчают, всё сильнее и дальше отстраняются от реальных нужд простых людей, всё больше напоминают харизматические кружки, временно и ненадёжно сбивающиеся вокруг идолов-вождей. Во всех партиях независимо от их идеологической раскраски кипят лютые страсти. Князь мира сего действует в этих точках политического пространства наиболее зримо, мощно и непосредственно.
То же самое можно сказать и о митингах. В толпе, особенно в толпе возбуждённой и агрессивно заряженной, совершенно теряется и растворяется драгоценная для Бога и Церкви личность человека. Мнения людей не слышны, зато кипят тёмные энергии, управляемые и направляемые в нужное русло опытными закулисными кукловодами. Когда на одном клочке земли собираются либералы, патриоты, коммунисты и националисты, дирижирует всегда кто-то один, остальные же, хотят они того или нет, играют роль безликих статистов. Народу Божию это ни к чему. Это не наш путь!
К тому же тем, кто предлагает нам объединиться, мы вправе задать встречный вопрос: а почему вы сами, господа патриоты, за четверть века политических свобод в России так и не сумели создать ни одной сколько-нибудь широкой и устойчивой коалиции? Почему в ваших рядах не изжиты пороки «старой» партийности: склоки, зависть, предательства, расколы? Почему так мало проявлений единомыслия и единодушия? Вывод напрашивается сам собой: наши патриоты, к сожалению, сохраняют несут в себе болезни «старой» партийности. Объединяться с партиями - всё равно, что заселяться в тифозный барак: раньше или позже заразишься и помрёшь. Не зря апостолы предупреждали: худые общества портят добрые нравы.
Будучи неотмирным сообществом, народ Божий, по самому естеству своему, непримиримому к страстям и греху, вынужден сторониться союзов с неродственными по духу силами и движениями. Его первейшая задача на данном этапе - внутреннее домостроительство, миссионерство и просветительство, с помощью которых он мог бы укрепить прежде всего сплочённость собственных рядов. Только в результате этой работы начнёт уплотняться и расти ядро народа Божия, представленное наиболее стойкими к греху, духовно зрелыми и или, как говорили Отцы, «непадательными» мирянами. Это, конечно, не святые, но это люди, укоренённые в вере и решимости порвать с дьяволом и идти к Богу, люди, если можно так сказать, самоопределившиеся во Христе. Формирование плотного ядра народа Божия - это залог того, что наши нарождающиеся общины и приходы не растворятся в духовно чуждой и враждебной им среде, где «революционный романтизм» часто служит прикрытием для чудовищной духовной эклектики, а то и прямого богоотступничества и богоборства.
Плотное ядро народа выполняет, таким образом, несколько функций.
Во-первых, оно ускоряет развитие самого этого народа, поскольку силами образующих его людей способно привлекать и удерживать в себе преизбыточную благодать Божию.
Во-вторых, благодаря влиянию и примеру клеток этого ядра духовно очищаются и укрепляются в общем служении относительно более слабые клети и части тела Христова; плотное ядро не только незримо тянет их к центру - Христу, но и удерживает их в своей орбите, оберегая от пагубы соблазнов и стихий мира сего.
В-третьих, ядро народа Божия «притягивает» ко Христу не только «своих». Оно способно издалека незримо смягчать и облагораживать даже языческие сердца. Его силы, может быть, и не хватит, чтобы преобразить весь нравственный строй «старой» партийности, но сам факт такого воздействия неоспорим, и сила его, похоже, будет только возрастать. Главная причина привлекательности платформы народа Божия состоит в том, что она правдива и даёт ответы на самые запутанные вопросы современности, волнующие умы всех честных патриотов. И не только даёт. Своими «островками» народ Божий показывает образцы новой жизни по любви и согласию, которая глубоко созвучна русскому генетическому коду.
«Круги» народа Божия
Иисус Христос говорил апостолам: кто не против вас, тот с вами. Эта истина верна во все времена, ибо слово Божией не прейдет вовеки. В России народ Божий не просто есть. Он имеет несомненный потенциал роста и развития.
Выполняя функцию «закваски» как по отношению к себе самому, так и к окружающему его обществу, народ Божий становится чем-то вроде магнита, притягивающего к себе духовно однородные частицы. Вокруг него, таким образом, возникает несколько кругов или орбит, в зависимости от того, сколь удалены те или иные люди от истины Христовой.
Первый круг, или «плотное ядро», народа Божия составляют глубоко воцерковленные люди, священники и миряне. Они находятся в состоянии единомыслия и единодушия, строят свою жизнь по церковному канону, умом и сердцем устремлены к Богу. В большинстве своём это люди деятельные: они создают православные воскресные школы, детские сады, летние лагеря, гимназии, артели, производственные предприятия, творческие коллективы и т.п., вся организация которых всецело ориентирована на Творца. Без такого плотного ядра народ Божий не может существовать и сохраняться как исторически устойчивая и перспективная общественная сила. Базовыми для него, опорными и первичными ячейками являются православные общины. Образно говоря, это стволовые клетки, дающие жизнь всему организму и содействующие зарождению новых здоровых клеток. Сохранение, укрепление и пополнение плотного ядра есть первейшая и сугубая забота всего народа Божия. Без этого не будет точки опоры для движения вперёд. С этого «кристаллика» начинается весь процесс кристаллизации. Это и есть та «малая закваска», с помощью которой, согласно Евангелию, поднимется всё народное «тесто», поражённое лжеверием, всеверием и всесме-шением. Если наш анализ системного кризиса в России верен, то именно этот относительно небольшой «кристаллик» веры, будучи помещён в плотный соляной раствор общественного неверия и вызванного им кризиса - суда Божия, должен начать быстро прирастать, формируя новый образ и новое будущее России.
Второй круг народа Божия - оглашенные. Это люди, сознающие обречённость и пагубу безбожного бытия, склоняющиеся к принятию правды Христовой, тянущиеся к духовному теплу Церкви, но всё-таки пока ещё не до конца понимающие, что от них для этого требуется. Примером в подражании для этой категории верующих является Константин Великий, император Рима, который, тоже будучи оглашенным, то есть готовившимся к осознанному принятию Святого Крещения, на литургийной ектений «Оглашеннии, изыдите!», как и положено, смиренно покидал храм... а ведь он удостоился личного посещения Богом.
Как правило, оглашенные не входят в основной состав действующих православных общин и приходов, и нередко это происходит по вине самих этих общин, когда там недостаёт напряжения духовной жизни. Можно ожидать, что по мере распространения и укрепления православных «островков» оглашенные как ближайший резерв Церкви начнут живее тянуться к плотному ядру народа Божия. В любом случае их немало -одно это обязывает уделять им первостепенное внимание.
Третий, ещё более удалённый от ядра и более широкий круг народа Божия, - все вообще крещёные. Многие из них имеют, увы, весьма смутное и поверхностное представление о вере и о Церкви, сводя всё к обрядовой или нравственной стороне. В силу ряда обстоятельств и зачастую по вине самого церковного люда они иногда как бы «зависают» вдали от церковной ограды и живут, инстинктивно почитая храм и всё-таки предпочитая следовать стихиям мира сего. Как и круг оглашенных, эта часть народа Божия представляет собой важнейший резерв Церкви и, соответственно, приоритетную сферу нашей миссионерской и просветительской работы.
Четвёртый, наиболее многочисленный и одновременно самый удалённый от «плотного ядра», круг народа Божия представлен всеми вообще добропорядочными и честными люди. Теми, в ком ещё действует данный от Бога нравственный закон и звучит голос совести, сокровенный глас Божий в душе человека. В этот круг входят в том числе люди и некрещёные, и порой уже даже частично захваченные ересями и сектами. Словом, это все те, в ком всё-таки ещё теплится ориентация на Творца и заповеди Его. Ведь, как учил Тертуллиан, «каждая душа - по природе христианка». Эта группа наименее защищена от стихий падшего мира, она наиболее им подвержена и, в силу слабости опоры на Творца, наименее от них защищена. Диапазон душевных метаний и поисков внутри четвёртого круга чрезвычайно широк. Конечный духовный выбор представителями этой категории, как правило, ещё не сделан, и исход борьбы за эти души неясен.
Роль «маяков»
Укреплению и развитию внутренних связей народа Божия могут серьёзно помочь своего рода «островки-маяки». Если отталкиваться от примера «Переправы», то это православные общины, от начала обладающие естественным потенциалом и возможностями собирать вокруг себя другие «островки». «Маяки» невозможно создать искусственно. Они такими уже появляются на свет, следуя, очевидно, таинственной воле Божией и Его «плану» строительства Своего народа. Той же Высшей волей они наделяются тягой к миссионерской и просветительской работе, в результате чего вокруг них образуется довольно сильные поля духовного притяжения. Такого рода «маяки» уже существуют во многих регионах России, хотя многие из них, возможно, и не задумываются о своей особой миссии в рядах воинства Христова, народа Божия. Где-то, возможно, их ещё пока нет, но можно не сомневаться - они обязательно возникнут по мере необходимости.
Отличительные черты «маяка»: интерес к изданию просветительских ресурсов - журналов, газет, интернет-порталов православной направленности, вообще ведение активной миссионерской и просветительской работы в самом широком диапазоне, во всех четырёх кругах народа Божия, инстинктивное стремление «собирать» другие «островки». Как правило, вокруг региональных «маяков» сразу начинают складываться некие локальные участки взаимодействия клеток и частей тела Христова. Часто они ищут контактов с другими, подобными им «маяками» как в России, так и за её пределами. Тяготение «маяков» друг к другу только внешне выглядит хаотичным, случайным. Через эти «нервные узлы» оживающего народа Божия путём своего рода наложения полей горизонтальных духовных коммуникаций происходит соединение и упорядочение всей православной самодеятельности. Решающую роль в этом процессе имеет личное общение между руководителями и членами «общин-маяков»; Интернет и другие технические средства связи служат ему лишь дополнением. Клетки народа Божия приходят, таким образом, в соединение. Между ними протягиваются незримые нити, действующие таинственно и неприметно. По уровню эффективности этим «коммуникациям» нет равных в вещественном мире. Это известно каждому верующему человеку: иной раз стоит только подумать о брате, живущем от тебя за тысячу вёрст, и Господь тут же найдёт способ соединить тебя с ним.
Задача дня - устанавливать местонахождение «маяков» и налаживать между ними бесперебойные рабочие контакты. Через них со временем соединятся, не сливаясь в какие-либо формальные структуры, тысячи и тысячи отдалённых частей народа Божия. При этом важно иметь в виду: по духу и характеру своего служения «маяки» не претендуют и ни в коем случае не должны претендовать на роль неких «лидеров», диктующих свою волю «подшефным» частям народа Божия. Они такие же, как все, рядовые части и члены единого тела Христова, выполняющие лишь специфическую функцию его собирания, просвещения и консолидации. Не исключено, что по мере выполнения этой задачи те или иные «маяки» будут отмирать, функционально преобразуясь в более востребованные к тому времени формы жизнедеятельности воинства Христова.
Основные задачи «маяков»
* Учиться жить по Христу.
* Готовить наставников-миссионеров из числа наиболее одарённых мирян. К примеру, раввин, в иудаизме, выступающие учителями Церкви, - все сплошь светские люди.
* Ходить «в народ», далеко за ограду храма, в дальние тылы незримого врага с проповедью Христовой - в школы, вузы, трудовые коллективы.
* Вести просветительскую работу в профессиональных союзах, ассоциациях и сообществах, нейтрализуя враждебные христианству секты и субкультуры.
* Создавать и поддерживать разного рода просветительские ресурсы: газеты, журналы, интернет-порталы, театрально-художественные студии и т.п.
* Создавать информационно-организационную инфраструктуру «собирания «островков» народа Божия, содействовать обмену опытом и налаживанию кооперации между ними.
* Поддерживать развитие православных творческих инициатив, своего рода «лабораторий» для выработки общественных, экономических, образовательных и других альтернатив неоязычеству.
* Разрабатывать формы ненасильственного противодействия нигилизму и постмодернизму всюду, где это возможно.
* Налаживать механизмы коллективной защиты «островков» народа Божия, всей матери Церкви от нападок извне и изнутри, с особым акцентом на сохранение духовной чистоты собственных рядов.
Чего греха таить: протестантские общины зачастую превосходят нас как в инициативности и активности, так и в области налаживания душевной атмосферы в общинах. На это стоит обратить внимание: прежде чем решать задачи высокого духовного уровня, хорошо бы управиться с более простыми вопросами, заимствуя полезный опыт у других христианских общин: в конце концов всемилостивый Бог ведь оставил частички благодати для всех людей, даже заблудших.
Принцип служения
Сегодня Россия, как никогда, нуждается в верующем профессионале - человеке служения, вооружённом, с одной стороны, широкими научными познаниями и профессиональным опытом, а с другой - страхом Божиим, рождающим в благородных сердцах жертвенную любовь, стойкость и духовную дисциплину.Такой человек не способен лгать, воровать, насиловать и унижать свой народ, свою Родину. Он не способен на предательство. Он пассионарен, но не в старом, эгоистическом, умственном понимании этого слова, а в новом божественном его понимании. Тысячи и тысячи беззаветных служителей Божиих уже трудятся на просторах Русской земли. Эти люди в конечном счёте держат на своих плечах хрупкое и распадающееся на глазах либеральное Российское государство. Не будь их беззаветного служения, наша держава давно погибла бы: предательство, коррупция и некомпетентность разодрали бы её на части. Но и одним только «удерживанием» роль этих Божиих людей не исчерпывается. Они - фундамент и залог грядущего возрождения России. Они уже сегодня её реальный кадровый резерв, готовый при наличии соответствующей политической воли взять на себя бремя управления страной, возглавить ключевые участки общественного и государственного строительства. Но эти люди, увы, не востребованы. Их время ещё не пришло. Но и ждать осталось недолго. С одной стороны, нынешний режим близок к истощению. Всё глубже погружаясь в трясину системного кризиса, он фактически теряет остатки социальной опоры и доверия. С другой стороны, когда народ Божий достигнет необходимого уровня зрелости, он сможет собрать вокруг себя и своей идеи - идеи третьего, срединного, царского, национально-религиозного пути - большинство русского народа, включая и сторонников различных патриотических сил, не имеющих «алгоритма спасения» и не способных к объединению.
Отношение к власти
Всякая власть от Бога - в том смысле, что мы действительно имеем ту правящую надстройку, которая адекватно отражает духовное состояние российского общества. Мы, сыны народа Божия, не революционеры. Мы контрреволюционеры, ибо мы следуем правде Христовой и твёрдо знаем, что все революции от дьявола, который стал первым революционером во вселенной. «Лжец и отец лжи» и доселе кроется за каждым революционным злодеянием, каждым бунтом, каждым посягательством на законную власть. Ещё мы всегда помним главный урок истории: ни одна революция не принесла людям ничего, кроме крови, слёз и невыносимых страданий. Власть может быть изменена, а точнее, положительно преобразована только изнутри - путём духовного изменения во Христе «начальствующих», а также притока в её ряды сынов народа Божия. Не иначе!
Наши братья присутствуют в структурах нынешней власти России, вот уже четверть века пытающейся лавировать между революционными крайностями, между либералами и патриотами, нигилистами и Церковью, западниками и националистами. Пространство для этих маневров стремительно сужается. Давление глобального кризиса извне и нестроений внутри страны неумолимо приближает момент окончательного выбора. Поэтому нам необходимо, с одной стороны, всячески поддерживать своих представителей в структурах государственного управления, а с другой - продвигать во власть новые свои кадры. Это благоприятно повлияет на выбор политического будущего России и в перспективе укрепит социальную базу национально-религиозного режима, востребованного временем и Промыслом. Пока же наши братья во власти остаются в меньшинстве. Они не допускаются к ключевым постам и часто вынуждены скрывать свои убеждения и даже страдать за них. До тех пор, пока государство не сделает ставку на верующих профессионалов, оно и дальше будет убывать, чахнуть и проигрывать во всемирной гонке на выживание.
Мы не можем ждать, когда власть опомнится и придёт в разум Истины - это вообще может не случиться само собой. Мы действуем как бы наперёд, с упреждением. Собирание народа Божия «снизу» быстрее всяких уговоров и революционных потрясений - Боже упаси от этой напасти! - через благодать Духа Святого повлияет на власть и преобразит её изнутри.
Стратегические задачи народа Божия
Эволюционное и постепенное преобразование всех сфер жизни России в духе исконных и проверенных временем духовно-светских ценностей, выработанных на базе синтеза лучшего опыта из всех предыдущих эпох.
Построение государства на началах христианской любви. Форма власти и другие существенные аспекты его строительства должны всецело соответствовать миссии России как «удерживающего» и «Третьего Рима».
Воспитание нового русского человека - человека служения Богу и людям.
Широкое распространение идей и миссии народа Божия по всему миру через зарубежные «островки», оказание им всемерной поддержки. Пропаганда нового, национально-религиозного пути развития цивилизации как реального выхода из глобального тупика.
Проведение повсюду политики миротворчества при одновременном наращивании потенциала отражения любой внешней угрозы.
Тактические задачи
Опытная проверка некоторых положений концепции. С этой целью в 2013 году планируется создать при «Переправе» небольшой штаб для активного установления связей с родственными «островками» как внутри России, так и за рубежом. Задача - опытно установить: а) какими темпами и с каким охватом могут развивать ся коммуникации внутри народа Божия, если этой работе придать организационный импульс; б) как реагируют «островки» на идею широкого взаимодействия и взаимопомощи.
Доработка платформы народа Божия - концепции, программы, манифеста. При этом мы будем стараться будущее не предвосхищать, не совершать ошибок, свойственных «старой» партийности, а лишь намечать общие контуры и вехи нашего развития, определяющие как бы рамки, в которых возможны выбор и творчество без нарушения духа и буквы Писания. Исходим из того, что Господь откроет нам истину в нужный момент и в меру нашего духовного взросления. Писать заново программу народа Божия не придётся: за четверть века противодействия «либеральному реваншу» национально-религиозная мысль наработала, даже с избытком, весь необходимый исходный аналитический и статистический материал, остаётся лишь тщательно просеять эту «золотоносную породу» через строгое сито святоотеческой мудрости, исторического опыта и здравого смысла.
Разработка конкретных форм (лозунгов, мероприятий) региональной, областной и федеральной ненасильственной мобилизации народа Божиядля заявления и отстаивания своих позиций.
Продолжение диалога со светскими партиями и организациями, а также властными структурами в целях разъяснения своих позиций и привлечения новых сторонников в ряды народа Божия.
Активная миссионерская и просветительская работа с упором на образованную молодёжь.
Подготовка к отражению возможных нападений и происков на наш проект со стороны незримого врага и его земных адептов.
Заключение
Пришло время нам осознать себя как единое целое. Как живое тело Христово. Как воинство Его, призванное в «последние дни». Если не мы, то кто? Наше соединение, наше братство представлено во всех уголках мира, но сердце его в России. Дух Божий укрепит и сплотит тех из нас, кто уже в строю, и привлечёт новых воинов. Наша сила - в правде. Наше единство - в вере и в Боге. Наша «закваска» всколыхнёт народ, блуждающий во тьме, и мир, лежащий во зле. Тесто поднимется. Сила Божия, выраженная в народе Его, сметёт мерзость запустения с нашей земли. Постоим за это, сколько хватит сил, до самого смертного часа!
Времени в обрез. Враг не просто у ворот: он уже внутри нашего дома. Он правит и торжествует, принимая безмолвие русских за покорность. Дни врага сочтены, но без помощи Божией его не одолеть. Таков урок и итог тысячелетней русской истории. Мы отбрасываем как ложные и бесплодные все мудрования «старой» политики. Мы обращаемся к истокам нашей веры, к Христу, к апостолам, к мудрости Святых Отцов. Всё предельно ясно: только очищая душу покаянием, мы делаемся сынами Божиими, и Он делает нас непобедимыми!
Александр Нотин