Дело, конечно, не в личности того или иного политика. Мы верим, мы точно знаем, что Господь и Пресвятая Богородица не оставят русский народ в эту лихую годину. Но и сам народ Божий, все мы, православные христиане, не должны отсиживаться в «келье под елью». Как единственная на данный момент дееспособная и положительная общественная сила в России народ Божий должен и будет определять исход глобальной схватки добра и зла, разворачивающейся на её просторах. Он, этот народ, и никто иной, должен рождать из себя новую, подлинно национальную власть, он – государствообразующий стержень, у него есть национально значимая идея. Эта идея – он сам, способный в высших своих проявлениях воплотить синергию и гармонию человека и Бога-Творца.
Нет сил и нет преград, способных удержать энергии Святой Руси. Эти энергии прорастают прямо в наших душах, в наших сердцах. Они рвутся наружу, требуя воплощения в конкретных делах. Обретая Бога, мы становимся воинами Христовыми. Мы перестаём бояться самой смерти, попранной и посрамлённой жертвенным подвигом Спасителя. Мы учимся отрешаться земного и искать только горнего. Мы ещё очень слабы, но, подобно «блудным сынам», мы уже вспомнили Отца Небесного и бесповоротно решили вернуться в лоно Его. Политический момент – внутри каждого из нас, и то, как он повернётся, решается непосредственно в душе каждого человека.
О нашей программе
Предполагая, и не без оснований, что политический режим В. Путина будет склоняться в сторону всё большего учёта национальнорелигиозных реалий России и интересов главной и доминирующей силы страны – народа Божия, мы тем не менее не должны опускать руки и ждать у моря погоды. Интеллектуальный авангард народа Божия, к каковому, будем надеяться, относится и «Переправа» с накопленным ею за несколько лет аналитическим «багажом» (осмыслением реалий русского мира с позиций традиционной духовности через два журнала, интернет-портал и активную деятельность в СМИ), обязан уже сегодня сформулировать свою идею, своё понимание пути России и свою платформу, альтернативную «либеральному проекту». Все наши слова и планы останутся пустым звуком, если мы не покажем и не докажем всему миру, что знаем, куда идти, и что наш выбор хорош.
При разработке такой платформы, или программы, мы можем использовать сразу несколько источников. Во-первых, это обширные теоретические исследования «русского пути», проведённые православными историками и богословами за советский период и особенно за последние двадцать лет. Во-вторых, наследие дореволюционных авторов-государственников, прежде всего славянофилов, а также деятелей русской эмиграции первой волны (И. Ильин и др.). Втретьих, наши собственные наблюдения и выводы, сделанные на базе опыта «Переправы» и родственных ей структур. Задача наша не в том, чтобы спешно, на бегу придумать и изобразить некую политическую платформу, хотя бы и православную по форме, как это придётся делать партиям-скороспелкам нашего времени. Нет, наша задача совсем в другом. Необходимо аккуратно, хотя и быстро, обобщить все вышеперечисленные источники, выжать из них самое важное и полезное для выработки стратегии и тактики народа Божия в современных условиях. Причём не путём «переписывания» старинных манускриптов или механической компиляции «авторитетных текстов», но путём творческой переработки тех и других с учётом, в контексте православной традиции и живого опыта «Переправы» как действующей православной общины, как органической части сегодняшнего народа Божия.
Кое-что в этой программе придётся оставить на потом и признать, что мы ещё не готовы дать ответы на все вопросы. Отчасти из-за незрелости и относительной слабости, рыхлости наших собственных рядов; отчасти по причине отсутствия ясно выраженной воли Божией по целому ряду направлений и вопросов нашего развития. К примеру, многие претенденты на лидерство в национально-патриотическом движении (взять тот же Народный собор) уже сейчас ставят на повестку дня «самоопределение народа снизу», а именно созыв Земского собора. Мало того: указывая – и вполне, заметим, справедливо – на невозможность для православной партии пробиться к власти в России сквозь сито существующей политической системы, Народный собор на полном серьёзе предлагает преобразовать эту власть изнутри. Но каким, интересно знать, образом? Побудить, уговорить и даже заставить бесов «исправиться» или «уступить место» более достойным, чем они, фигурам в человеческом обличье нельзя. Впрочем, как нельзя и Бога к чему-либо принудить, например, к выявлению (в надежде на вмешательство Промысла) «нашего» кандидата в президенты путём проведения виртуальной жеребьёвки в Интернете среди неограниченного числа кандидатов – есть и такие лихие предложения! Дух дышит, где хочет. Да и готов ли, возвращаясь к инициативам Народного собора, наш православный люд к столь вожделенному земству? Не переоцениваем ли мы степень его зрелости, прежде всего духовной? Не выдаём ли, увлекаясь собственными грёзами, желаемое за действительное, не ставим ли телегу впереди лошади?
«Переправа» выбирает другой путь. Объект наших ближайших и последующих усилий – не какое-либо «преобразование» власти, будь то извне или изнутри, не подбор подходящего лидера (царя, вождя, полководца), а сам народ Божий. Его просвещение, укрепление, расширение, охранение от всяческих нападок. Наша цель – всеми силами и средствами содействовать усилению и консолидации этого народа, чтобы он сам, постепенно возрастая из силы в силу и напитываясь божественной благодатью, однажды вытолкнул из своей среды достойного себя лидера и обозначил пригодную для себя (а значит, и Господа) форму государственного устройства России. Коль скоро всё это относится к будущему и мы не знаем, сколь от нас отдалённому, совершенно нелепо и, более того, ошибочно увлекаться прожектёрством на эту тему. Исторический выбор народа будет соответствовать тому моменту и тем условиям внутри страны и вокруг неё, которые сложатся конкретно на момент этого выбора. И раз уж нам не дано заглядывать вперёд, какой толк думать да гадать, что будет, а тем паче предвосхищать это будущее, механически экстраполируя его из шаткого и смутного настоящего?
Мы не отбрасываем напропалую «старые» идеологии и старый партийный опыт. Все эти явления в той или иной мере заимствованы из христианства, но лишь по форме, ибо Дух христианства несовместим с тёмными страстями, пронизывающими и старые партии, и старые идеологии. Все так или иначе черпали вдохновение в одном Источнике правды и святости. Такая опосредованная «причастность» языческих форм бытия к христианской Истине сообщила им некоторые здоровые и позитивные черты, дала внутри них жизнь некоторым направлениям творчества и ценным плодам, которые мы просто не вправе игнорировать и не брать на вооружение. Полезный опыт бытия есть и в дореволюционном, и в советском, и даже в либеральном периодах нашей отечественной истории. Он есть и за рубежом. Надо лишь бережно и требовательно просеять крупицы этого опыта через сито нашего крепнущего православного миропонимания и, если найдём полезным, творчески переработать и применить лучшие его образцы к нуждам народа Божия.
Нет сил и нет преград, способных удержать энергии Святой Руси. Эти энергии прорастают прямо в наших душах, в наших сердцах. Они рвутся наружу, требуя воплощения в конкретных делах. Обретая Бога, мы становимся воинами Христовыми. Мы перестаём бояться самой смерти, попранной и посрамлённой жертвенным подвигом Спасителя. Мы учимся отрешаться земного и искать только горнего. Мы ещё очень слабы, но, подобно «блудным сынам», мы уже вспомнили Отца Небесного и бесповоротно решили вернуться в лоно Его. Политический момент – внутри каждого из нас, и то, как он повернётся, решается непосредственно в душе каждого человека.
О нашей программе
Предполагая, и не без оснований, что политический режим В. Путина будет склоняться в сторону всё большего учёта национальнорелигиозных реалий России и интересов главной и доминирующей силы страны – народа Божия, мы тем не менее не должны опускать руки и ждать у моря погоды. Интеллектуальный авангард народа Божия, к каковому, будем надеяться, относится и «Переправа» с накопленным ею за несколько лет аналитическим «багажом» (осмыслением реалий русского мира с позиций традиционной духовности через два журнала, интернет-портал и активную деятельность в СМИ), обязан уже сегодня сформулировать свою идею, своё понимание пути России и свою платформу, альтернативную «либеральному проекту». Все наши слова и планы останутся пустым звуком, если мы не покажем и не докажем всему миру, что знаем, куда идти, и что наш выбор хорош.
При разработке такой платформы, или программы, мы можем использовать сразу несколько источников. Во-первых, это обширные теоретические исследования «русского пути», проведённые православными историками и богословами за советский период и особенно за последние двадцать лет. Во-вторых, наследие дореволюционных авторов-государственников, прежде всего славянофилов, а также деятелей русской эмиграции первой волны (И. Ильин и др.). Втретьих, наши собственные наблюдения и выводы, сделанные на базе опыта «Переправы» и родственных ей структур. Задача наша не в том, чтобы спешно, на бегу придумать и изобразить некую политическую платформу, хотя бы и православную по форме, как это придётся делать партиям-скороспелкам нашего времени. Нет, наша задача совсем в другом. Необходимо аккуратно, хотя и быстро, обобщить все вышеперечисленные источники, выжать из них самое важное и полезное для выработки стратегии и тактики народа Божия в современных условиях. Причём не путём «переписывания» старинных манускриптов или механической компиляции «авторитетных текстов», но путём творческой переработки тех и других с учётом, в контексте православной традиции и живого опыта «Переправы» как действующей православной общины, как органической части сегодняшнего народа Божия.
Кое-что в этой программе придётся оставить на потом и признать, что мы ещё не готовы дать ответы на все вопросы. Отчасти из-за незрелости и относительной слабости, рыхлости наших собственных рядов; отчасти по причине отсутствия ясно выраженной воли Божией по целому ряду направлений и вопросов нашего развития. К примеру, многие претенденты на лидерство в национально-патриотическом движении (взять тот же Народный собор) уже сейчас ставят на повестку дня «самоопределение народа снизу», а именно созыв Земского собора. Мало того: указывая – и вполне, заметим, справедливо – на невозможность для православной партии пробиться к власти в России сквозь сито существующей политической системы, Народный собор на полном серьёзе предлагает преобразовать эту власть изнутри. Но каким, интересно знать, образом? Побудить, уговорить и даже заставить бесов «исправиться» или «уступить место» более достойным, чем они, фигурам в человеческом обличье нельзя. Впрочем, как нельзя и Бога к чему-либо принудить, например, к выявлению (в надежде на вмешательство Промысла) «нашего» кандидата в президенты путём проведения виртуальной жеребьёвки в Интернете среди неограниченного числа кандидатов – есть и такие лихие предложения! Дух дышит, где хочет. Да и готов ли, возвращаясь к инициативам Народного собора, наш православный люд к столь вожделенному земству? Не переоцениваем ли мы степень его зрелости, прежде всего духовной? Не выдаём ли, увлекаясь собственными грёзами, желаемое за действительное, не ставим ли телегу впереди лошади?
«Переправа» выбирает другой путь. Объект наших ближайших и последующих усилий – не какое-либо «преобразование» власти, будь то извне или изнутри, не подбор подходящего лидера (царя, вождя, полководца), а сам народ Божий. Его просвещение, укрепление, расширение, охранение от всяческих нападок. Наша цель – всеми силами и средствами содействовать усилению и консолидации этого народа, чтобы он сам, постепенно возрастая из силы в силу и напитываясь божественной благодатью, однажды вытолкнул из своей среды достойного себя лидера и обозначил пригодную для себя (а значит, и Господа) форму государственного устройства России. Коль скоро всё это относится к будущему и мы не знаем, сколь от нас отдалённому, совершенно нелепо и, более того, ошибочно увлекаться прожектёрством на эту тему. Исторический выбор народа будет соответствовать тому моменту и тем условиям внутри страны и вокруг неё, которые сложатся конкретно на момент этого выбора. И раз уж нам не дано заглядывать вперёд, какой толк думать да гадать, что будет, а тем паче предвосхищать это будущее, механически экстраполируя его из шаткого и смутного настоящего?
Мы не отбрасываем напропалую «старые» идеологии и старый партийный опыт. Все эти явления в той или иной мере заимствованы из христианства, но лишь по форме, ибо Дух христианства несовместим с тёмными страстями, пронизывающими и старые партии, и старые идеологии. Все так или иначе черпали вдохновение в одном Источнике правды и святости. Такая опосредованная «причастность» языческих форм бытия к христианской Истине сообщила им некоторые здоровые и позитивные черты, дала внутри них жизнь некоторым направлениям творчества и ценным плодам, которые мы просто не вправе игнорировать и не брать на вооружение. Полезный опыт бытия есть и в дореволюционном, и в советском, и даже в либеральном периодах нашей отечественной истории. Он есть и за рубежом. Надо лишь бережно и требовательно просеять крупицы этого опыта через сито нашего крепнущего православного миропонимания и, если найдём полезным, творчески переработать и применить лучшие его образцы к нуждам народа Божия.