Возникает вопрос: а правомерно ли вводить понятие «народ Божий», если он, по сути, идентичен Церкви? Ответ – да, правомерно. И вот почему.
Во-первых, чтобы поскорее изжить отмеченные выше язвы разобщения, укрепить духовное единство клира и мирян, чувство общей и нераздельной ответственности за судьбы Церкви Христовой.
Во-вторых, в нынешней непростой ситуации, когда Церковь подвергается беспрецедентным нападкам врагов, понятие «народ Божий» находит самый живой отклик у верующих: оно рождает удивительное чувство цельности, силы, сопричастности, единства и общей цели. Наша Церковь – воинствующая. Торжествующей она станет лишь после второго пришествия Христа и Страшного суда, когда и «знание упразднится», и любовь иссякнет, и земля сгорит, и все дела человеков на ней. Пока же ни в коем случае и никому нельзя забывать: настоящий бой только-только разворачивается. Советский Союз пал, и теперь все силы вселенского зла развёрнуты против его последнего и главного врага – Русской православной церкви.
В-третьих, с позиций народа Божия, в котором важную, если не определяющую, роль должны играть именно миряне (хотя бы уже по той причине, что они составляют церковное большинство), легче вырабатывать тактику и стратегию нашей борьбы в условиях господствующего постмодернизма с его изощрёнными технологиями растления и антихристианским лукавством. Наша линия во всех сферах общественной жизни – а для народа Божия они все одинаково важны – требует выработки точных и ясных критериев целесообразности или, наоборот, нецелесообразности того или иного явления, процесса или действия. Одним из таких критериев, возможно даже решающим, являются жизненные интересы народа Божия. Всё, что служит его здравию и процветанию, нами принимается, всё, что угрожает или вредит ему, – решительно отметается.
В-четвёртых, с позиций народа Божия гораздо более конкретными, понятными и актуальными выглядят такие церковные понятия, как «тело Христово», «воинство Христово», «единый организм Божий». В народе Божием естественным путём формируются отношения иерархии благоговения, а не палочной дисциплины или формального подчинения – отношения, господствовавшие в древней Церкви и предопределившие её могущество и расцвет.
В-пятых, в обстановке всеобщего увлечения «партийным строительством» (после недавнего упрощения процедуры регистрации одних только православных партий – мелких и мельчайших – создано с десяток) нельзя допустить, чтобы искушения «возмущённого разума» и «враждебных вихрей» в очередной раз увлекли наиболее активную часть нашего церковного сообщества в бесплодные политические игры. Решающим участком борьбы с либеральной чумой будет не государственный аппарат – на этом уровне схватка безнадёжно проиграна, – а то, что называется массовым сознанием широких слоёв народа. К нему, к русскому народу в широком – этническом и узком – церковном смысле, должны быть обращены все наши думы, все чувства и все дела. Здесь, в гуще простых людей, будет в конечном итоге решаться вопрос «кто кого».
В-шестых, в выражении «народ Божий» содержится прямое указание как на земную, так и на божественную природу этого общественного феномена. Это также принципиальной важности момент. На его основе может и должна развернуться плодотворная и нелицеприятная дискуссия о границах народа Божия (Церкви). В настоящей статье мы такой задачи перед собой не ставим, поэтому ограничимся лишь несколькими на этот счёт беглыми замечаниями.
Общее и чаще всего встречающееся определение Церкви как сообщества крещёных и верующих во Христа людей, объединённых церковными догматами, правилами и таинствами, очевидно, не даёт, да и не может дать исчерпывающего понимания того, что же в действительности есть церковный народ, или народ Божий. В любом внешнем, вещественном определении недостаёт указания на главный внутренний состав и ось всякой подлинной христианской религиозности (и церковности) – присутствие в отдельно взятой душе хотя бы капельки благодати Духа Святого, без коей она, эта душа, независимо от своего формального социального или иерархического церковного статуса не может быть достоверно признана Божией. Отсюда следуют два важных вывода.
Первый: ни один человек, каким бы формальным положением или авторитетом в обществе или в Церкви он ни обладал, не может безапелляционно судить о том, является ли он сам или кто-то другой в данный конкретный момент времени частью народа Божия. Сие знание есть тайна. Она доступна только Господу и лишь изредка, и то по Его воле, открывается избранным святым и духовидцам.
Второй вывод: народ Божий не является некоей группой избранных или особо посвящённых людей. Это не орден, не ложа и не секта, это сверхъестественная, метафизическая общность, только внешне проявляющаяся через человеков. Внутренне же, духовно это бесконечно живое, пульсирующее, постоянно меняющее свои границы и даже свою как бы «плотность» духовное поле. Границы его зависят от того, в каком состоянии – спасения или покаяния – находятся в тот или иной момент времени каждая из составляющих его душ, а это, как мы уже установили, недоступно обычному, земному наблюдению.
Лучше всего, пожалуй, образ этого явления, этого неизъяснимого пребывания Духа Святого в душах живущих людей передаёт сопоставление его с живым телом, с живым организмом, все клетки которого связаны, сообщаются, взаимодействуют, дополняют друг друга, зависят друг от друга, но при этом остаются обособленными и даже в известном смысле свободными и самостоятельными. В каждой из них изображается и реально присутствует весь организм, в то же время каждая на свой лад участвует в его строительстве и питается его силой. Оживляет и обустраивает это тело сама Жизнь, непостижимая и трансцендентная энергия Духа Святого. Вообще же здесь налицо почти прямая аналогия с индивидуальным человеческим организмом. В народе Божием, как и в физическом теле, люди-клетки тоже скреплены и спаяны действием Духа Святого, образуя, по сути, неделимое целое, неслитное и нераздельное тело Христово. Клетки этого организма, люди Божии в подавляющем большинстве своём далеки от святости и на протяжении не то чтобы жизни, порой одного дня или часа, согрешая мыслью, словом или делом, то утрачивают благодать, то – молитвой, покаянием и таинствами – привлекают её снова. Из состояния спасаемых они ниспадают в состояние кающихся и наоборот. В масштабе сотен тысяч и миллионов людей, пребывающих в ограде Церкви, картина этих тонких пульсаций, если бы её можно было наблюдать воочию, выглядела бы столь величественно и необычно, что разум человеческий, вернее всего, счёл бы невозможным её воспринимать: потому-то не только не дано, но и не полезно человекам знать суды Божии. Однако именно таким образом, подобно пульсирующему сердцу, вибрирует, содрогаясь от соприкосновения с веществом мира и незримыми падшими искусителями, с землёй и небом, тело Христово – Божий народ.
Место и роль народа Божия в современном обществе
Характерно, что становление народа Божия как ведущей общественной силы России происходит не в тепличных условиях, а в тигле «либерального реванша», начавшегося на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого столетия. Другими словами, либералы, являющиеся по самому естеству своему антиподами и злейшими врагами православия, послужили – против своей воли, разумеется, – той питательной средой, в недрах которой вызрел их могильщик – народ Божий.
Внешне всё выглядит довольно грустно, если не сказать обречённо. После падения СССР и разрушения «железного занавеса», который семьдесят лет промыслительно оберегал русский мир от гниющего в ересях Запада, всё постсоветское пространство оказалось под безраздельной властью постмодернистской «культуры греха». Она заполонила собой все информационные сети, узурпировала систему воспитания и образования, культуру, искусство, науку, госаппарат. Образно говоря, страну покрыло смердящее болото постмодернизма, сверху лишь слегка припудренное ряской «демократических свобод», «прав человека», «толерантностью» и прочей словесной шелухой. Экономическим идолом нового порядка стал культ денег, культ мамоны. Сотни миллиардов западных долларов были брошены на растление постсоветской России и других осколков СССР. Все несогласные с «либеральным проектом», в том числе и Русская православная церковь, в один момент очутились на обочине общественно-политического процесса: формально свободные, фактически они оказались в роли маргиналов и отщепенцев. Либеральная власть выдавила РПЦ из жизненно важных для неё сфер, прежде всего СМИ и воспитания подрастающего поколения. При этом фронтальное наступление на позиции Церкви прикрывалось лукавым попечением о ней.
Возникла парадоксальная ситуация. До тех пор, пока либералы остаются у власти, болота постмодернизма осушить невозможно. Это ясно как Божий день. Но на этом болоте фактически уже с поздних советских времён, отмеченных нарастанием либеральных «веяний», начали тут и там возникать своего рода островки или кочки новой духовности. Православной духовности. Не благодаря, а вопреки курсу действующей в России власти эти островки и кочки начали множиться и укрепляться. С одной стороны, это стало прямым следствием и естественной реакцией русского сознания на навязанные ему чуждые «ценности», с другой – индикатором того, что с «либеральным проектом» можно эффективно бороться изнутри, не применяя насилие. Болота скверны и порока нам механически не осушить, но по мере образования всё новых и новых островков благочестия, по мере их укрупнения и соединения в своеобразный «архипелаг верных» пространства этого болота, этой тьмы неумолимо будут уменьшаться, и всё больше людей смогут обретать спасение на высоком берегу веры Христовой.
Народ Божий в России есть! Наиболее зримо и мощно он явил себя во время пребывания на исходе 2011 года в Москве и других городах нашей страны Пояса Пресвятой Богородицы. Тогда многие сотни тысяч людей, по некоторым оценкам, около трёх миллионов, выстаивали на ледяном ветру многочасовые очереди, чтобы прикоснуться к святыне. Вместе с тем ряд обстоятельств как бы затемняет и скрывает его наличие как нового общественного явления. Во-первых, верующие люди по самому своему естеству, по характеру своего служения в миру не стремятся к публичности. Во-вторых, для либеральных СМИ всё, что противоречит «культуре греха», – «неформат». В-третьих, само это явление – народ Божий – ещё относительно молодое, динамично развивающееся, поэтому и осмысление его генезиса происходит, по сути, на ходу, оставаясь до поры задачей второстепенной по сравнению с текущими проблемами его роста и развития.
Тысячи и тысячи «островков»: приходов, общин, центров христианского служения Господу и людям – разбросаны сегодня по необъятным просторам России. С каждым днём их становится всё больше. Неоязыческая среда яростно противится этому процессу, но, как ни странно, именно она в конечном счёте и служит питательной почвой для его неудержимого распространения. Болото постмодернизма источает миазмы зла и порока, но этот же духовный смрад только подстёгивает пробуждение и трезвение русской души, черпающей силы и вдохновение из потаённых корней и глубин Святой Руси, которым не повредили ни войны, ни революции, ни ГУЛАГи.
Итак, в узком смысле народ Божий – это вся Церковь Христова, все, кто ищет стяжания благодати Духа Святаго, все, в ком присутствует хотя бы малая толика этой благодати. В широком же смысле народ Божий есть нечто большее, и здесь мы вправе ставить вопрос о наличии нескольких уровней, или кругов, образующих эту широкую общность.
Первый круг, или ядро, народа Божия – собственно православные, глубоко воцерковленные люди, священники и миряне. Они находятся в состоянии единомыслия и восхождения к Богу, устройства жизни по церковному обряду. Они активны: создают православные воскресные школы, детские сады, летние лагеря, гимназии, артели, производственные предприятия, творческие коллективы, в которых вся организация жизни ориентирована на Творца. Без этого плотного ядра народ Божий не может состояться как историческое общественное явление. Но и это не всё: православные общины образуют каркас, или, если угодно, скелет тела Христова, они – стволовые клетки, дающие жизнь всему организму и помогающие рождению новых здоровых клеток. Сохранение и пополнение этого изначального круга, этого ядра требует нашей первейшей и сугубой заботы. Без него не будет точки опоры для дальнейшего продвижения вперёд. С этого «кристаллика» начинается весь процесс кристаллизации общества. Это и есть та «малая закваска», что, согласно Евангелию, может и должна поднять всё тесто, поражённое неоязычеством. Если мы в корне не ошибаемся в оценке ситуации в России и готовности общества к принятию правды Христовой, то этот «кристаллик», будучи помещён в солевой раствор, должен стремительно начать расти.
Второй круг – назовём его условно кругом оглашенных. Это люди, сознающие обречённость и пагубу безбожного бытия, склоняющиеся к принятию правды Христовой, тяготеющие к Церкви, но всё-таки не обладающие ещё глубокой и осознанной верой. Как правило, они не входят в состав действующих православных общин, но часто не потому, что не хотят или не готовы, а в силу слабого распространения и незрелости как таковой самой этой формы церковно-приходской жизни. По мере распространения наших общин оглашенные, как ближайший резерв, начнут примыкать к «плотному» ядру народа Божия, входить в разум Истины и пополнять собой ряды воинства Христова. Оглашенные в сегодняшней Церкви образуют безусловное и подавляющее большинство – один этот факт обязывает нас уделять им первостепенное внимание.
Третий круг – вообще все крещёные. Многие из них имеют весьма отдалённое и смутное представление о вере и Церкви. В силу многих причин, иногда и из-за равнодушия к ним самих церковных людей, они остаются в значительном отдалении от церковной ограды и живут по стихиям мира сего. Как и второй, этот, третий, круг народа Божия представляет собой важнейшую сферу нашей миссионерской и просветительской работы.
Четвёртый круг – все вообще добропорядочные и честные люди, в том числе и некрещёные, а зачастую даже исповедующие неправославные вероучения. Все, кто интуитивно или осознанно предпочитает жить, следуя законам совести и здравого смысла, а значит, в душе всё-таки ориентирован на Творца и заповеди Его, что в перспективе создаёт добрую почву для сердечного принятия Христа. Эта часть народа Божия наименее устойчива и, наоборот, наибольшей степени подвержена соблазнам нашего неистового времени. Её пробуждение и самоопределение состоит в прямой зависимости от того, как скоро будет протекать, с одной стороны, дальнейшее обвальное разрушение «старых» ценностей и институтов, а с другой – становление новых ориентиров, становление народа Божия. Для миссионерской работы в этой социальной среде необходимы особые условия и приёмы, специальный язык и стилистика общения; очевидно, что катехизацию здесь придётся вести издалека, «от плинтуса», постепенно и осторожно, используя привычную для данной категории светскую логику и терминологию – «тёплое молочко», пользуясь метким определением апостола Петра. Однако важно отдавать отчёт, что границы этого круга фактически, с незначительными изъянами, совпадают с размерами всего нашего народа (в потенции богоносца) и, если часть россиян всё-таки застревает в «намазанных медом сетях» постмодернизма и бесовщины, то это в значительной степени не её, а наша вина и наша недоработка. Генеральная цель активной части народа Божия – переправление всего населения России на прочный берег православной веры и христианской жизни.
Общины
«Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреде них», – сказал Спаситель. Сила клеток тела Христова, народа Божия, с одной стороны, в их причастности к Духу Святому; с другой – в их способности и, более того, неодолимой потребности к единству и самоорганизации. Именно сообщества православных христиан, наряду с единицами избранных, стремящихся к подвигу в затворе, образуют основу этого тела. Такие группы, а лучше сказать общины, возникают повсюду: вокруг приходов РПЦ, в православных братствах, центрах социального служения, различных патриотических, просветительских, спортивных сообществах и проч. В отличие от клеток общины образуют как бы части и органы тела Христова. Среди них нет и не может быть главных и второстепенных частей, старших и младших. Они равны по существу, и если отличаются друг от друга, то только функциями. Если сравнивать современный народ Божий в России с воинством – а он и является по сути своей воинством Христовым, – то в нём, как и в любой армии, должны наличествовать не только боевые соединения всех видов и родов, но и тыловые службы. Все многочисленные звенья воинства Христова одинаково важны для общей победы.
Клетки живого тела – и в этом коренное, принципиальное отличие народа Божия от политических партий, в самом названии которых содержится указание на смертельный вирус разделения (англ. part – часть), – в процессе своего взаимодействия не нуждаются ни в специальных стимулах, ни в страстных побуждениях и Общины понуждениях. Они обладают естественной способностью и даже потребностью эффективно работать без партбилетов, клятв верности, карьерных расчётов, насилия, страхов и т.п., то есть всего того, что создаёт, движет и поддерживает партийную организацию и партийную дисциплину в привычном, земном понимании. Люди народа Божия спаяны между собой самой Жизнью, каковой является Христос, они соединены в единый организм незримо и нерасторжимо. Как и отдельно взятый человек, тоже живой организм, народ Божий одновременно бесконечно разнообразен и изменчив (например, в нём есть клетки живые, а есть мёртвые) и в то же время представляет собой единое целое. Какая разница, куда мне вонзилась заноза – в палец или в пятку? – в любом случае всё тело страдает и мучается, и оно не успокоится, пока заноза не удалена; мало того, на источник боли бросаются все жизненные ресурсы всего организма. Ровно так должно (и будет!) обстоять дело с нашим народом Божиим. В его составе нет и не может быть малозначимых и периферийных частей – боль каждой клетки, каждой общины должна отзываться страданием для всего тела Христова и вызывать ответную скорую реакцию.
«Аз есмь Путь и Истина и Жизнь», – говорит Господь, и именно в Его животворном и промыслительном вечном бытии, в реальном нахождении Его посреди и во главе Своего «малого стада» заложено главное и решающее преимущество народа Божия перед любой «казённой организацией», будь то партия, корпорация, тайный орден или что-то ещё. Там горох в мешке, там страсти, временно и ненадёжно сбивающие людей в стаи, там нет и тени любви, там человек человеку волк, ибо конечная цель всех подобных «собраний» – это всегда власть и насилие над другими людьми; здесь – небо, здесь – Бог, который есть «любовь, и только любовь, и ничего, кроме любви», здесь спасение, здесь высшие вечные смыслы, здесь преображение падшего и ветхого человека в бога по благодати.
Как остов и несущий каркас народа Божия православные общины нуждаются одновременно в трёх вещах, которые должны стать объектами нашего неусыпного попечения. Это, во-первых, укрепление духовной, евхаристической базы в уже сложившихся общинах; во-вторых, создание с их помощью новых общин там, где их пока нет, несмотря на наличие объективных условий (например, в действующих приходах); в-третьих, усиление всех форм связей, взаимодействия и взаимопомощи между православными общинами. Реализация этих задач, и особенно третьей по счёту, но не по значению, позволит нам в кратчайшие сроки пополнить тело Христово, соединить в нём наши жизни, сообщив тем самым всем его частям и членам, в том числе и малейшим, ощущающим себя зачастую оторванными и забытыми, чувство братского плеча и принадлежности к великому и могучему Целому, чувство собственной силы и достоинства.
Выполнение этих задач облегчается тем обстоятельством, что наши общины на местах имеют естественную и горячую тягу к общению и сотрудничеству с себе подобными: как капли жидкого металла в известном фантастическом боевике «Терминатор-2», они уже начали стекаться в одно живое тело, и наша работа, если задуматься, состоит лишь в том, чтобы сообщить этому процессу дополнительные импульсы, создать для него благоприятные информационные, просветительские, организационные условия.
В порядке небольшого отступления заметим, что именно сюда – в живые ткани и клетки восстанавливающегося от долгой болезни безбожия тела Христова – должны быть направлены наши взоры и наши усилия. Организованные центры церковного служения мирян в миру, подобные «Переправе», обязаны целиком и полностью посвятить себя служению народу Божию. Только эта цель должна доминировать в нашем поле зрения, только ею оправдываются и измеряются все наши деяния. Всё, что полезно народу Божию, полезно и нам; всё, что ему угрожает, тормозит его развитие, сбивает с пути, должно встречать с нашей стороны должный отпор и противодействие.
Народ Божий и текущий политический момент
Огромный общественно-преобразовательный заряд, заложенный в народе Божием, уже сегодня делает его заметной силой на политическом пространстве России. Правда, пока ещё, скорее, потенциально. «Старые» партии и их идеологии «от ума», включая и т.н. правящую партию, по сути, доживают последние дни. Они – банкроты, не выдержавшие испытания временем. Попытки «освежить» российскую политику новыми фигурами и идеями вроде пресловутого миллиардера М. Прохорова и его “Партии человеческого достоинства” в лучшем случае на некоторое время оттянут бесславный финал человеческих потуг выстроить царство божие на земле, но без Бога. Лишившись света Божией истины, поле рационалистических философий окончательно поросло сорняком и захирело; отныне на этом пустыре может подняться либо последнее (перед концом времён) православное царство, либо тёмное всевластие сатаны.
Весьма показательно, что именно в эти дни, и особенно с начала 2012 года, чрезвычайно участились попытки создать разного рода политические партии православного толка. Таковых уже десятки, а будет, вероятно, и того больше. В этом ажиотаже, подстёгиваемом, к сожалению, благосклонной реакцией тех или иных представителей РПЦ – например, в лице протоиерея Всеволода Чаплина, – усматривается, с одной стороны, отклик политически активных кругов, в том числе и внутри народа Божия, на реальную потребность его самовыражения в различных формах; с другой – желание его противников помешать процессу усиления Церкви путём прежде всего раскола её изнутри. С этой целью уже создаются и благодаря упрощению процедур регистрации новых партий ещё будут созданы десятки обновленческих, экуменистских, сектантских и всяких других подрывных структур, которые станут напрямую выдавать себя за православные или тем или иным образом примазываться к Церкви (а по факту противопоставляя Ей свои субъективные принципы), именуя себя её «попутчиками», «сторонниками», «радетелями», «спонсорами» и т.п.
К счастью, пока вся эта суета ограничивается узкими рамками политической надстройки: наследуя дурные традиции российской партийности после КПСС, большинство этих «живопырок», если не все до одной, бесконечно далеки от «низов» – от народа Божия и его реальных чаяний, чужды им и потому не так опасны. Вектор устремлений этих «новоделов» всегда указывает вверх, ближе к властным коридорам и «живительным» бюджетным источникам. Увы, но теми же самыми «инстинктами» страдают и немногочисленные вполне искренние православные «активисты», например, тот же В. Аксючиц с его микроскопически малой «Народной партией большинства».
В столь непростой обстановке нам следует быть предельно осторожными и внимательными при выборе тактических и стратегических союзников. Мы можем и при определённых условиях даже обязаны поддерживать тесные связи с избранными православными партиями «новой волны». В конце концов нет ничего плохого в том, что часть наших братьев готова взвалить на свои плечи тяжкое бремя работы непосредственно на передовой духовной брани или даже в тылу нашего общего врага, подвергая себя при этом жёсткому духовному облучению и искушениям «большой политики». Вместе с тем мы должны ясно сознавать: вопрос «кто кого», какая историческая линия – на возрождение традиций Святой Руси или на дальнейшее убывание и деградацию русского духа – восторжествует в ближайшие годы (именно в годы, а не в десятилетия!), будет решаться не в верхних слоях политической «стратосферы», а там, где натурально живёт и страдает русский народ – народ Божий. Эта «горизонтальная» плоскость практической деятельности ещё почти никем не занята, ибо работа по этому азимуту требует жертвенности, дерзновения и терпения, она требует предельной самоотдачи и огромных усилий, что несвойственно нашему изнеженному веку. В этой открывающейся возможности и перспективе – вызов всем нам, всем, кто дерзает посвятить себя народу Божию, кто претендует на высокое звание его авангарда. Но в этом же векторе – и наше важное тактическое (если не стратегическое) преимущество: область жертвенности не может быть захвачена адептами падших духов.
Отрадно, что наша линия на поддержку В. Путина как лучшего из худших кандидатов в президенты России и единственного политического деятеля, способного обеспечить народу Божию главное, что ему сейчас необходимо – стабильность, – эта линия доказала свою правильность и действенность. Как дальше относиться к этой власти?
Путин – обычный человек, вознесённый на необычную высоту, и только время способно показать, чем это испытание для него обернётся: вечным осуждением или вечным оправданием. Но мы-то знаем, мы исповедуем, что всё в руках Божиих и всё происходит по Его благословению или попущению. Благодаря действию Промысла Божия Россия, даже такая ослабленная, как сейчас, остаётся недосягаемой для своих многочисленных врагов. Но время неумолимо бежит вперёд, и Путин – а в его лице и весь постсоветский правящий класс – оказывается во всё более жёстких, промыслительно жёстких тисках политических детерминант. Либеральный фланг в России, в котором вызрел и которому, как мог, служил вновь избранный президент, расколот митинговыми страстями конца прошлого – начала нынешнего года. Недовольный провалом своих многомиллиардных «инвестиций» в растление России, Запад предъявляет «чёрную метку» тому, кто, по его понятиям, «завалил дело». Кому именно? Путину, больше некому. Кольцо внешних и внутренних военно-политических и социально-экономических угроз сжимается вокруг нашей страны, до предела ослабленной либеральным «реваншем». Высшая бюрократия, пожалуй, впервые за последние двадцать лет чувствует, как почва уходит у неё из-под ног. Только сильное государство способно защитить Путина и его ближайшее окружение от жестокой расправы по примеру Каддафи, Милошевича и Саддама Хусейна. Но сильную страну ещё надо строить. Надо срочно, бегом залечивать раны, нанесённые нашему хозяйству, армии, культуре, образованию и науке либеральной «чумой». Надо преодолевать однобокость и зависимость экономики, восстанавливать доверие в обществе к власти, побеждать коррупцию. Для этого нужна бескровная мобилизация, нужно наполнять госаппарат чиновниками совершенно новой формации, людьми, исповедующими принципы служения, а не прислуживания, не способными не то чтобы воровать, но даже помыслить о таком злодействе. Таких «двадцатипятитысячников» можно набрать только в одном месте – из числа сынов народа Божия. И такие люди уже есть в наших рядах! Люди любых профессий, полные энергии и творческого заряда, готовые отстоять Россию. Их надо только призвать и допустить к служению, а это может сделать лишь подлинный национальный лидер, только глубоко верующий православный человек, которого они признают своим по духу. Станет ли таким В. Путин, произойдёт ли обращение на кресте «благоразумного разбойника», поймёт ли он, чего от него ждёт Господь, промыслительно сжимая коридор его личных и государственных возможностей, – время покажет. Не сможет порвать пуповину былых иллюзий и возглавить народ Божий он, сможет кто-то другой. Хватит ему силы и мужества принести покаяние Богу и людям в сердце своём – народ Божий примет его в свои объятия. Время покажет…
Во-первых, чтобы поскорее изжить отмеченные выше язвы разобщения, укрепить духовное единство клира и мирян, чувство общей и нераздельной ответственности за судьбы Церкви Христовой.
Во-вторых, в нынешней непростой ситуации, когда Церковь подвергается беспрецедентным нападкам врагов, понятие «народ Божий» находит самый живой отклик у верующих: оно рождает удивительное чувство цельности, силы, сопричастности, единства и общей цели. Наша Церковь – воинствующая. Торжествующей она станет лишь после второго пришествия Христа и Страшного суда, когда и «знание упразднится», и любовь иссякнет, и земля сгорит, и все дела человеков на ней. Пока же ни в коем случае и никому нельзя забывать: настоящий бой только-только разворачивается. Советский Союз пал, и теперь все силы вселенского зла развёрнуты против его последнего и главного врага – Русской православной церкви.
В-третьих, с позиций народа Божия, в котором важную, если не определяющую, роль должны играть именно миряне (хотя бы уже по той причине, что они составляют церковное большинство), легче вырабатывать тактику и стратегию нашей борьбы в условиях господствующего постмодернизма с его изощрёнными технологиями растления и антихристианским лукавством. Наша линия во всех сферах общественной жизни – а для народа Божия они все одинаково важны – требует выработки точных и ясных критериев целесообразности или, наоборот, нецелесообразности того или иного явления, процесса или действия. Одним из таких критериев, возможно даже решающим, являются жизненные интересы народа Божия. Всё, что служит его здравию и процветанию, нами принимается, всё, что угрожает или вредит ему, – решительно отметается.
В-четвёртых, с позиций народа Божия гораздо более конкретными, понятными и актуальными выглядят такие церковные понятия, как «тело Христово», «воинство Христово», «единый организм Божий». В народе Божием естественным путём формируются отношения иерархии благоговения, а не палочной дисциплины или формального подчинения – отношения, господствовавшие в древней Церкви и предопределившие её могущество и расцвет.
В-пятых, в обстановке всеобщего увлечения «партийным строительством» (после недавнего упрощения процедуры регистрации одних только православных партий – мелких и мельчайших – создано с десяток) нельзя допустить, чтобы искушения «возмущённого разума» и «враждебных вихрей» в очередной раз увлекли наиболее активную часть нашего церковного сообщества в бесплодные политические игры. Решающим участком борьбы с либеральной чумой будет не государственный аппарат – на этом уровне схватка безнадёжно проиграна, – а то, что называется массовым сознанием широких слоёв народа. К нему, к русскому народу в широком – этническом и узком – церковном смысле, должны быть обращены все наши думы, все чувства и все дела. Здесь, в гуще простых людей, будет в конечном итоге решаться вопрос «кто кого».
В-шестых, в выражении «народ Божий» содержится прямое указание как на земную, так и на божественную природу этого общественного феномена. Это также принципиальной важности момент. На его основе может и должна развернуться плодотворная и нелицеприятная дискуссия о границах народа Божия (Церкви). В настоящей статье мы такой задачи перед собой не ставим, поэтому ограничимся лишь несколькими на этот счёт беглыми замечаниями.
Общее и чаще всего встречающееся определение Церкви как сообщества крещёных и верующих во Христа людей, объединённых церковными догматами, правилами и таинствами, очевидно, не даёт, да и не может дать исчерпывающего понимания того, что же в действительности есть церковный народ, или народ Божий. В любом внешнем, вещественном определении недостаёт указания на главный внутренний состав и ось всякой подлинной христианской религиозности (и церковности) – присутствие в отдельно взятой душе хотя бы капельки благодати Духа Святого, без коей она, эта душа, независимо от своего формального социального или иерархического церковного статуса не может быть достоверно признана Божией. Отсюда следуют два важных вывода.
Первый: ни один человек, каким бы формальным положением или авторитетом в обществе или в Церкви он ни обладал, не может безапелляционно судить о том, является ли он сам или кто-то другой в данный конкретный момент времени частью народа Божия. Сие знание есть тайна. Она доступна только Господу и лишь изредка, и то по Его воле, открывается избранным святым и духовидцам.
Второй вывод: народ Божий не является некоей группой избранных или особо посвящённых людей. Это не орден, не ложа и не секта, это сверхъестественная, метафизическая общность, только внешне проявляющаяся через человеков. Внутренне же, духовно это бесконечно живое, пульсирующее, постоянно меняющее свои границы и даже свою как бы «плотность» духовное поле. Границы его зависят от того, в каком состоянии – спасения или покаяния – находятся в тот или иной момент времени каждая из составляющих его душ, а это, как мы уже установили, недоступно обычному, земному наблюдению.
Лучше всего, пожалуй, образ этого явления, этого неизъяснимого пребывания Духа Святого в душах живущих людей передаёт сопоставление его с живым телом, с живым организмом, все клетки которого связаны, сообщаются, взаимодействуют, дополняют друг друга, зависят друг от друга, но при этом остаются обособленными и даже в известном смысле свободными и самостоятельными. В каждой из них изображается и реально присутствует весь организм, в то же время каждая на свой лад участвует в его строительстве и питается его силой. Оживляет и обустраивает это тело сама Жизнь, непостижимая и трансцендентная энергия Духа Святого. Вообще же здесь налицо почти прямая аналогия с индивидуальным человеческим организмом. В народе Божием, как и в физическом теле, люди-клетки тоже скреплены и спаяны действием Духа Святого, образуя, по сути, неделимое целое, неслитное и нераздельное тело Христово. Клетки этого организма, люди Божии в подавляющем большинстве своём далеки от святости и на протяжении не то чтобы жизни, порой одного дня или часа, согрешая мыслью, словом или делом, то утрачивают благодать, то – молитвой, покаянием и таинствами – привлекают её снова. Из состояния спасаемых они ниспадают в состояние кающихся и наоборот. В масштабе сотен тысяч и миллионов людей, пребывающих в ограде Церкви, картина этих тонких пульсаций, если бы её можно было наблюдать воочию, выглядела бы столь величественно и необычно, что разум человеческий, вернее всего, счёл бы невозможным её воспринимать: потому-то не только не дано, но и не полезно человекам знать суды Божии. Однако именно таким образом, подобно пульсирующему сердцу, вибрирует, содрогаясь от соприкосновения с веществом мира и незримыми падшими искусителями, с землёй и небом, тело Христово – Божий народ.
Место и роль народа Божия в современном обществе
Характерно, что становление народа Божия как ведущей общественной силы России происходит не в тепличных условиях, а в тигле «либерального реванша», начавшегося на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого столетия. Другими словами, либералы, являющиеся по самому естеству своему антиподами и злейшими врагами православия, послужили – против своей воли, разумеется, – той питательной средой, в недрах которой вызрел их могильщик – народ Божий.
Внешне всё выглядит довольно грустно, если не сказать обречённо. После падения СССР и разрушения «железного занавеса», который семьдесят лет промыслительно оберегал русский мир от гниющего в ересях Запада, всё постсоветское пространство оказалось под безраздельной властью постмодернистской «культуры греха». Она заполонила собой все информационные сети, узурпировала систему воспитания и образования, культуру, искусство, науку, госаппарат. Образно говоря, страну покрыло смердящее болото постмодернизма, сверху лишь слегка припудренное ряской «демократических свобод», «прав человека», «толерантностью» и прочей словесной шелухой. Экономическим идолом нового порядка стал культ денег, культ мамоны. Сотни миллиардов западных долларов были брошены на растление постсоветской России и других осколков СССР. Все несогласные с «либеральным проектом», в том числе и Русская православная церковь, в один момент очутились на обочине общественно-политического процесса: формально свободные, фактически они оказались в роли маргиналов и отщепенцев. Либеральная власть выдавила РПЦ из жизненно важных для неё сфер, прежде всего СМИ и воспитания подрастающего поколения. При этом фронтальное наступление на позиции Церкви прикрывалось лукавым попечением о ней.
Возникла парадоксальная ситуация. До тех пор, пока либералы остаются у власти, болота постмодернизма осушить невозможно. Это ясно как Божий день. Но на этом болоте фактически уже с поздних советских времён, отмеченных нарастанием либеральных «веяний», начали тут и там возникать своего рода островки или кочки новой духовности. Православной духовности. Не благодаря, а вопреки курсу действующей в России власти эти островки и кочки начали множиться и укрепляться. С одной стороны, это стало прямым следствием и естественной реакцией русского сознания на навязанные ему чуждые «ценности», с другой – индикатором того, что с «либеральным проектом» можно эффективно бороться изнутри, не применяя насилие. Болота скверны и порока нам механически не осушить, но по мере образования всё новых и новых островков благочестия, по мере их укрупнения и соединения в своеобразный «архипелаг верных» пространства этого болота, этой тьмы неумолимо будут уменьшаться, и всё больше людей смогут обретать спасение на высоком берегу веры Христовой.
Народ Божий в России есть! Наиболее зримо и мощно он явил себя во время пребывания на исходе 2011 года в Москве и других городах нашей страны Пояса Пресвятой Богородицы. Тогда многие сотни тысяч людей, по некоторым оценкам, около трёх миллионов, выстаивали на ледяном ветру многочасовые очереди, чтобы прикоснуться к святыне. Вместе с тем ряд обстоятельств как бы затемняет и скрывает его наличие как нового общественного явления. Во-первых, верующие люди по самому своему естеству, по характеру своего служения в миру не стремятся к публичности. Во-вторых, для либеральных СМИ всё, что противоречит «культуре греха», – «неформат». В-третьих, само это явление – народ Божий – ещё относительно молодое, динамично развивающееся, поэтому и осмысление его генезиса происходит, по сути, на ходу, оставаясь до поры задачей второстепенной по сравнению с текущими проблемами его роста и развития.
Тысячи и тысячи «островков»: приходов, общин, центров христианского служения Господу и людям – разбросаны сегодня по необъятным просторам России. С каждым днём их становится всё больше. Неоязыческая среда яростно противится этому процессу, но, как ни странно, именно она в конечном счёте и служит питательной почвой для его неудержимого распространения. Болото постмодернизма источает миазмы зла и порока, но этот же духовный смрад только подстёгивает пробуждение и трезвение русской души, черпающей силы и вдохновение из потаённых корней и глубин Святой Руси, которым не повредили ни войны, ни революции, ни ГУЛАГи.
Итак, в узком смысле народ Божий – это вся Церковь Христова, все, кто ищет стяжания благодати Духа Святаго, все, в ком присутствует хотя бы малая толика этой благодати. В широком же смысле народ Божий есть нечто большее, и здесь мы вправе ставить вопрос о наличии нескольких уровней, или кругов, образующих эту широкую общность.
Первый круг, или ядро, народа Божия – собственно православные, глубоко воцерковленные люди, священники и миряне. Они находятся в состоянии единомыслия и восхождения к Богу, устройства жизни по церковному обряду. Они активны: создают православные воскресные школы, детские сады, летние лагеря, гимназии, артели, производственные предприятия, творческие коллективы, в которых вся организация жизни ориентирована на Творца. Без этого плотного ядра народ Божий не может состояться как историческое общественное явление. Но и это не всё: православные общины образуют каркас, или, если угодно, скелет тела Христова, они – стволовые клетки, дающие жизнь всему организму и помогающие рождению новых здоровых клеток. Сохранение и пополнение этого изначального круга, этого ядра требует нашей первейшей и сугубой заботы. Без него не будет точки опоры для дальнейшего продвижения вперёд. С этого «кристаллика» начинается весь процесс кристаллизации общества. Это и есть та «малая закваска», что, согласно Евангелию, может и должна поднять всё тесто, поражённое неоязычеством. Если мы в корне не ошибаемся в оценке ситуации в России и готовности общества к принятию правды Христовой, то этот «кристаллик», будучи помещён в солевой раствор, должен стремительно начать расти.
Второй круг – назовём его условно кругом оглашенных. Это люди, сознающие обречённость и пагубу безбожного бытия, склоняющиеся к принятию правды Христовой, тяготеющие к Церкви, но всё-таки не обладающие ещё глубокой и осознанной верой. Как правило, они не входят в состав действующих православных общин, но часто не потому, что не хотят или не готовы, а в силу слабого распространения и незрелости как таковой самой этой формы церковно-приходской жизни. По мере распространения наших общин оглашенные, как ближайший резерв, начнут примыкать к «плотному» ядру народа Божия, входить в разум Истины и пополнять собой ряды воинства Христова. Оглашенные в сегодняшней Церкви образуют безусловное и подавляющее большинство – один этот факт обязывает нас уделять им первостепенное внимание.
Третий круг – вообще все крещёные. Многие из них имеют весьма отдалённое и смутное представление о вере и Церкви. В силу многих причин, иногда и из-за равнодушия к ним самих церковных людей, они остаются в значительном отдалении от церковной ограды и живут по стихиям мира сего. Как и второй, этот, третий, круг народа Божия представляет собой важнейшую сферу нашей миссионерской и просветительской работы.
Четвёртый круг – все вообще добропорядочные и честные люди, в том числе и некрещёные, а зачастую даже исповедующие неправославные вероучения. Все, кто интуитивно или осознанно предпочитает жить, следуя законам совести и здравого смысла, а значит, в душе всё-таки ориентирован на Творца и заповеди Его, что в перспективе создаёт добрую почву для сердечного принятия Христа. Эта часть народа Божия наименее устойчива и, наоборот, наибольшей степени подвержена соблазнам нашего неистового времени. Её пробуждение и самоопределение состоит в прямой зависимости от того, как скоро будет протекать, с одной стороны, дальнейшее обвальное разрушение «старых» ценностей и институтов, а с другой – становление новых ориентиров, становление народа Божия. Для миссионерской работы в этой социальной среде необходимы особые условия и приёмы, специальный язык и стилистика общения; очевидно, что катехизацию здесь придётся вести издалека, «от плинтуса», постепенно и осторожно, используя привычную для данной категории светскую логику и терминологию – «тёплое молочко», пользуясь метким определением апостола Петра. Однако важно отдавать отчёт, что границы этого круга фактически, с незначительными изъянами, совпадают с размерами всего нашего народа (в потенции богоносца) и, если часть россиян всё-таки застревает в «намазанных медом сетях» постмодернизма и бесовщины, то это в значительной степени не её, а наша вина и наша недоработка. Генеральная цель активной части народа Божия – переправление всего населения России на прочный берег православной веры и христианской жизни.
Общины
«Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреде них», – сказал Спаситель. Сила клеток тела Христова, народа Божия, с одной стороны, в их причастности к Духу Святому; с другой – в их способности и, более того, неодолимой потребности к единству и самоорганизации. Именно сообщества православных христиан, наряду с единицами избранных, стремящихся к подвигу в затворе, образуют основу этого тела. Такие группы, а лучше сказать общины, возникают повсюду: вокруг приходов РПЦ, в православных братствах, центрах социального служения, различных патриотических, просветительских, спортивных сообществах и проч. В отличие от клеток общины образуют как бы части и органы тела Христова. Среди них нет и не может быть главных и второстепенных частей, старших и младших. Они равны по существу, и если отличаются друг от друга, то только функциями. Если сравнивать современный народ Божий в России с воинством – а он и является по сути своей воинством Христовым, – то в нём, как и в любой армии, должны наличествовать не только боевые соединения всех видов и родов, но и тыловые службы. Все многочисленные звенья воинства Христова одинаково важны для общей победы.
Клетки живого тела – и в этом коренное, принципиальное отличие народа Божия от политических партий, в самом названии которых содержится указание на смертельный вирус разделения (англ. part – часть), – в процессе своего взаимодействия не нуждаются ни в специальных стимулах, ни в страстных побуждениях и Общины понуждениях. Они обладают естественной способностью и даже потребностью эффективно работать без партбилетов, клятв верности, карьерных расчётов, насилия, страхов и т.п., то есть всего того, что создаёт, движет и поддерживает партийную организацию и партийную дисциплину в привычном, земном понимании. Люди народа Божия спаяны между собой самой Жизнью, каковой является Христос, они соединены в единый организм незримо и нерасторжимо. Как и отдельно взятый человек, тоже живой организм, народ Божий одновременно бесконечно разнообразен и изменчив (например, в нём есть клетки живые, а есть мёртвые) и в то же время представляет собой единое целое. Какая разница, куда мне вонзилась заноза – в палец или в пятку? – в любом случае всё тело страдает и мучается, и оно не успокоится, пока заноза не удалена; мало того, на источник боли бросаются все жизненные ресурсы всего организма. Ровно так должно (и будет!) обстоять дело с нашим народом Божиим. В его составе нет и не может быть малозначимых и периферийных частей – боль каждой клетки, каждой общины должна отзываться страданием для всего тела Христова и вызывать ответную скорую реакцию.
«Аз есмь Путь и Истина и Жизнь», – говорит Господь, и именно в Его животворном и промыслительном вечном бытии, в реальном нахождении Его посреди и во главе Своего «малого стада» заложено главное и решающее преимущество народа Божия перед любой «казённой организацией», будь то партия, корпорация, тайный орден или что-то ещё. Там горох в мешке, там страсти, временно и ненадёжно сбивающие людей в стаи, там нет и тени любви, там человек человеку волк, ибо конечная цель всех подобных «собраний» – это всегда власть и насилие над другими людьми; здесь – небо, здесь – Бог, который есть «любовь, и только любовь, и ничего, кроме любви», здесь спасение, здесь высшие вечные смыслы, здесь преображение падшего и ветхого человека в бога по благодати.
Как остов и несущий каркас народа Божия православные общины нуждаются одновременно в трёх вещах, которые должны стать объектами нашего неусыпного попечения. Это, во-первых, укрепление духовной, евхаристической базы в уже сложившихся общинах; во-вторых, создание с их помощью новых общин там, где их пока нет, несмотря на наличие объективных условий (например, в действующих приходах); в-третьих, усиление всех форм связей, взаимодействия и взаимопомощи между православными общинами. Реализация этих задач, и особенно третьей по счёту, но не по значению, позволит нам в кратчайшие сроки пополнить тело Христово, соединить в нём наши жизни, сообщив тем самым всем его частям и членам, в том числе и малейшим, ощущающим себя зачастую оторванными и забытыми, чувство братского плеча и принадлежности к великому и могучему Целому, чувство собственной силы и достоинства.
Выполнение этих задач облегчается тем обстоятельством, что наши общины на местах имеют естественную и горячую тягу к общению и сотрудничеству с себе подобными: как капли жидкого металла в известном фантастическом боевике «Терминатор-2», они уже начали стекаться в одно живое тело, и наша работа, если задуматься, состоит лишь в том, чтобы сообщить этому процессу дополнительные импульсы, создать для него благоприятные информационные, просветительские, организационные условия.
В порядке небольшого отступления заметим, что именно сюда – в живые ткани и клетки восстанавливающегося от долгой болезни безбожия тела Христова – должны быть направлены наши взоры и наши усилия. Организованные центры церковного служения мирян в миру, подобные «Переправе», обязаны целиком и полностью посвятить себя служению народу Божию. Только эта цель должна доминировать в нашем поле зрения, только ею оправдываются и измеряются все наши деяния. Всё, что полезно народу Божию, полезно и нам; всё, что ему угрожает, тормозит его развитие, сбивает с пути, должно встречать с нашей стороны должный отпор и противодействие.
Народ Божий и текущий политический момент
Огромный общественно-преобразовательный заряд, заложенный в народе Божием, уже сегодня делает его заметной силой на политическом пространстве России. Правда, пока ещё, скорее, потенциально. «Старые» партии и их идеологии «от ума», включая и т.н. правящую партию, по сути, доживают последние дни. Они – банкроты, не выдержавшие испытания временем. Попытки «освежить» российскую политику новыми фигурами и идеями вроде пресловутого миллиардера М. Прохорова и его “Партии человеческого достоинства” в лучшем случае на некоторое время оттянут бесславный финал человеческих потуг выстроить царство божие на земле, но без Бога. Лишившись света Божией истины, поле рационалистических философий окончательно поросло сорняком и захирело; отныне на этом пустыре может подняться либо последнее (перед концом времён) православное царство, либо тёмное всевластие сатаны.
Весьма показательно, что именно в эти дни, и особенно с начала 2012 года, чрезвычайно участились попытки создать разного рода политические партии православного толка. Таковых уже десятки, а будет, вероятно, и того больше. В этом ажиотаже, подстёгиваемом, к сожалению, благосклонной реакцией тех или иных представителей РПЦ – например, в лице протоиерея Всеволода Чаплина, – усматривается, с одной стороны, отклик политически активных кругов, в том числе и внутри народа Божия, на реальную потребность его самовыражения в различных формах; с другой – желание его противников помешать процессу усиления Церкви путём прежде всего раскола её изнутри. С этой целью уже создаются и благодаря упрощению процедур регистрации новых партий ещё будут созданы десятки обновленческих, экуменистских, сектантских и всяких других подрывных структур, которые станут напрямую выдавать себя за православные или тем или иным образом примазываться к Церкви (а по факту противопоставляя Ей свои субъективные принципы), именуя себя её «попутчиками», «сторонниками», «радетелями», «спонсорами» и т.п.
К счастью, пока вся эта суета ограничивается узкими рамками политической надстройки: наследуя дурные традиции российской партийности после КПСС, большинство этих «живопырок», если не все до одной, бесконечно далеки от «низов» – от народа Божия и его реальных чаяний, чужды им и потому не так опасны. Вектор устремлений этих «новоделов» всегда указывает вверх, ближе к властным коридорам и «живительным» бюджетным источникам. Увы, но теми же самыми «инстинктами» страдают и немногочисленные вполне искренние православные «активисты», например, тот же В. Аксючиц с его микроскопически малой «Народной партией большинства».
В столь непростой обстановке нам следует быть предельно осторожными и внимательными при выборе тактических и стратегических союзников. Мы можем и при определённых условиях даже обязаны поддерживать тесные связи с избранными православными партиями «новой волны». В конце концов нет ничего плохого в том, что часть наших братьев готова взвалить на свои плечи тяжкое бремя работы непосредственно на передовой духовной брани или даже в тылу нашего общего врага, подвергая себя при этом жёсткому духовному облучению и искушениям «большой политики». Вместе с тем мы должны ясно сознавать: вопрос «кто кого», какая историческая линия – на возрождение традиций Святой Руси или на дальнейшее убывание и деградацию русского духа – восторжествует в ближайшие годы (именно в годы, а не в десятилетия!), будет решаться не в верхних слоях политической «стратосферы», а там, где натурально живёт и страдает русский народ – народ Божий. Эта «горизонтальная» плоскость практической деятельности ещё почти никем не занята, ибо работа по этому азимуту требует жертвенности, дерзновения и терпения, она требует предельной самоотдачи и огромных усилий, что несвойственно нашему изнеженному веку. В этой открывающейся возможности и перспективе – вызов всем нам, всем, кто дерзает посвятить себя народу Божию, кто претендует на высокое звание его авангарда. Но в этом же векторе – и наше важное тактическое (если не стратегическое) преимущество: область жертвенности не может быть захвачена адептами падших духов.
Отрадно, что наша линия на поддержку В. Путина как лучшего из худших кандидатов в президенты России и единственного политического деятеля, способного обеспечить народу Божию главное, что ему сейчас необходимо – стабильность, – эта линия доказала свою правильность и действенность. Как дальше относиться к этой власти?
Путин – обычный человек, вознесённый на необычную высоту, и только время способно показать, чем это испытание для него обернётся: вечным осуждением или вечным оправданием. Но мы-то знаем, мы исповедуем, что всё в руках Божиих и всё происходит по Его благословению или попущению. Благодаря действию Промысла Божия Россия, даже такая ослабленная, как сейчас, остаётся недосягаемой для своих многочисленных врагов. Но время неумолимо бежит вперёд, и Путин – а в его лице и весь постсоветский правящий класс – оказывается во всё более жёстких, промыслительно жёстких тисках политических детерминант. Либеральный фланг в России, в котором вызрел и которому, как мог, служил вновь избранный президент, расколот митинговыми страстями конца прошлого – начала нынешнего года. Недовольный провалом своих многомиллиардных «инвестиций» в растление России, Запад предъявляет «чёрную метку» тому, кто, по его понятиям, «завалил дело». Кому именно? Путину, больше некому. Кольцо внешних и внутренних военно-политических и социально-экономических угроз сжимается вокруг нашей страны, до предела ослабленной либеральным «реваншем». Высшая бюрократия, пожалуй, впервые за последние двадцать лет чувствует, как почва уходит у неё из-под ног. Только сильное государство способно защитить Путина и его ближайшее окружение от жестокой расправы по примеру Каддафи, Милошевича и Саддама Хусейна. Но сильную страну ещё надо строить. Надо срочно, бегом залечивать раны, нанесённые нашему хозяйству, армии, культуре, образованию и науке либеральной «чумой». Надо преодолевать однобокость и зависимость экономики, восстанавливать доверие в обществе к власти, побеждать коррупцию. Для этого нужна бескровная мобилизация, нужно наполнять госаппарат чиновниками совершенно новой формации, людьми, исповедующими принципы служения, а не прислуживания, не способными не то чтобы воровать, но даже помыслить о таком злодействе. Таких «двадцатипятитысячников» можно набрать только в одном месте – из числа сынов народа Божия. И такие люди уже есть в наших рядах! Люди любых профессий, полные энергии и творческого заряда, готовые отстоять Россию. Их надо только призвать и допустить к служению, а это может сделать лишь подлинный национальный лидер, только глубоко верующий православный человек, которого они признают своим по духу. Станет ли таким В. Путин, произойдёт ли обращение на кресте «благоразумного разбойника», поймёт ли он, чего от него ждёт Господь, промыслительно сжимая коридор его личных и государственных возможностей, – время покажет. Не сможет порвать пуповину былых иллюзий и возглавить народ Божий он, сможет кто-то другой. Хватит ему силы и мужества принести покаяние Богу и людям в сердце своём – народ Божий примет его в свои объятия. Время покажет…