ТВАНГЕСТ-КЁНИГСБЕРГ-КАЛИНИНГРАД
Вопрос развития столицы, других городов Янтарного края очень актуален. Как должны развиваться Калининград, Гусев, Гвардейск, Светлогорск, Балтийск?.. Конечно же, с учетом историко-культурного прошлого этих городов. В качестве такого историко-культурного наследия Калининграда, других городов региона настойчиво называются только германо-лютеранский и ватикано-тевтонский периоды.
При этом совершенно не берется в расчет ятвяжский (этнопрусский) период этой земли. Тевтоны, направленные Ватиканом, пришли сюда только в середине XIII века.
До этого на землях Пруссии, известной в IX-XII веках Великому Новгороду, Киеву и Полоцку как Етвязь (Ятвягия, Jetvingum), жили ятвяги (порусы, пруссы). Первое упоминание о Етвязи (балтославянском племени) датируется 960 годом, когда Ятвяги вместе с Русами и иными союзными племенами совершили победный поход на Царь-Град (Константинополь), что способствовало объединению в 962 году разноплеменных народов в государство Русь, в котором в качестве доминирующего (межплеменного языка общения) был избран русский язык, стольным городом был выбран Великий Новгород, а первым правителем – ятвяжский князь Рурик.
Именно после того победного похода на Царь-Град на землях Русов, Ятвягов и других союзных племен начало распространяться православное (константинопольское) православие. 860 год можно считать началом крещения Руси, началом процесса, который в 988 году завершился официальным принятием Православия в качестве единой Русской веры.
Второе знаменательное упоминание Етвязи в русских летописях датируется 944 г. Времена, когда ятвяжский князь Гунар вместе с Киевским князем ходил в Константинополь. У юго-восточных Ятвягов в те времена своеобразным стольным городом был Бересть (Брест), городище которого хорошо сохранилось до наших дней в околицах Брестской крепости. А на северной Етвязи стольным городом тех времен был Твангесть, находившийся примерно на месте Центральной площади Калининграда. Тевтоны именно в центральном месте завоеванной ими Пруссии построили свою главную крепость – на месте Твангестя, чтобы таким образом стереть память о прошлом и возвеличить свою победу над Ятвягами-Русами, а самих Ятвягов-Русов окрестили Пруссами.
Были на Северной Етвязи во времена ее вхождения в состав Руси и другие значительные города: Рогайны (Неман), Тапов (Гвардейск), Тыльгест (Советск), Гумбинов (Гусев)... И в этих городах, отчасти языческих, функционировали православные приходы с часовнями или с крестами, установленными рядом с капищами.
Развивать Калининград, как и другие города бывшей Северной Етвязи, следовало бы с учетом всех их эпох. Для Калининграда это триединство – Твангест-Кёнигсберг-Калининград.
Мы же современные люди. Современные технологии позволяют нам восстанавливать стертые файлы истории. Восстанавливаем же фрески в храмах. А почему не восстанавливаем историческую память – все ее слои!
Странная, несправедливая избирательность.
Если ориентироваться на первые упоминания ятвяжских князей в русских летописях, то летоисчисление Твангеста-Кёнигсберга-Калининграда допустимо вести с 860 или 944 года. Следовательно, сегодня нашему городу исполнилось бы 1151 или 1066 лет!
Через четыре года можем торжественно отпраздновать 1155-летие или 1070-летие Твангеста-Кёнигсберга-Калининграда.
Но празднование празднованием. К этому времени город должен соответствовать духу Твангеста-Кёнигсберга-Калининграда.
Начать можно с самого малого, но центрального – символичного: на Центральной площади следует восстановить (стилизованно) как замок Кёнигсберг, так и крепость Твангест – с правой стороны от «дома советов», памятника советско-атеистического периода истории региона.
На острове Канта, возродив его ятвяжское имя Книпов, следовало бы построить три пешеходных проспекта: Ятвяжский (центральный), Европейский, который начинался бы от входа в Кафедральный собор, и Русский, который шел бы параллельно Европейскому, начинаясь от Православного храма, который следует на острове построить. А на другой стороне острова, за эстакадным мостом, стоит разбить парк камней и деревянных статуэток в ятвяжском (этнопрусском) стиле.
При этом, мало назвать проспекты – Европейский и Русский.
Дома на Европейском проспекте следует построить напоминающими лучшие памятники европейского зодчества Германии, Чехии, Италии, Швеции, Австрии, других стран Европы.
Дома на Русском проспекте должны быть напоминанием шедевров зодчества городов России, Белоруссии, Украины...
Вопрос развития столицы, других городов Янтарного края очень актуален. Как должны развиваться Калининград, Гусев, Гвардейск, Светлогорск, Балтийск?.. Конечно же, с учетом историко-культурного прошлого этих городов. В качестве такого историко-культурного наследия Калининграда, других городов региона настойчиво называются только германо-лютеранский и ватикано-тевтонский периоды.
При этом совершенно не берется в расчет ятвяжский (этнопрусский) период этой земли. Тевтоны, направленные Ватиканом, пришли сюда только в середине XIII века.
До этого на землях Пруссии, известной в IX-XII веках Великому Новгороду, Киеву и Полоцку как Етвязь (Ятвягия, Jetvingum), жили ятвяги (порусы, пруссы). Первое упоминание о Етвязи (балтославянском племени) датируется 960 годом, когда Ятвяги вместе с Русами и иными союзными племенами совершили победный поход на Царь-Град (Константинополь), что способствовало объединению в 962 году разноплеменных народов в государство Русь, в котором в качестве доминирующего (межплеменного языка общения) был избран русский язык, стольным городом был выбран Великий Новгород, а первым правителем – ятвяжский князь Рурик.
Именно после того победного похода на Царь-Град на землях Русов, Ятвягов и других союзных племен начало распространяться православное (константинопольское) православие. 860 год можно считать началом крещения Руси, началом процесса, который в 988 году завершился официальным принятием Православия в качестве единой Русской веры.
Второе знаменательное упоминание Етвязи в русских летописях датируется 944 г. Времена, когда ятвяжский князь Гунар вместе с Киевским князем ходил в Константинополь. У юго-восточных Ятвягов в те времена своеобразным стольным городом был Бересть (Брест), городище которого хорошо сохранилось до наших дней в околицах Брестской крепости. А на северной Етвязи стольным городом тех времен был Твангесть, находившийся примерно на месте Центральной площади Калининграда. Тевтоны именно в центральном месте завоеванной ими Пруссии построили свою главную крепость – на месте Твангестя, чтобы таким образом стереть память о прошлом и возвеличить свою победу над Ятвягами-Русами, а самих Ятвягов-Русов окрестили Пруссами.
Были на Северной Етвязи во времена ее вхождения в состав Руси и другие значительные города: Рогайны (Неман), Тапов (Гвардейск), Тыльгест (Советск), Гумбинов (Гусев)... И в этих городах, отчасти языческих, функционировали православные приходы с часовнями или с крестами, установленными рядом с капищами.
Развивать Калининград, как и другие города бывшей Северной Етвязи, следовало бы с учетом всех их эпох. Для Калининграда это триединство – Твангест-Кёнигсберг-Калининград.
Мы же современные люди. Современные технологии позволяют нам восстанавливать стертые файлы истории. Восстанавливаем же фрески в храмах. А почему не восстанавливаем историческую память – все ее слои!
Странная, несправедливая избирательность.
Если ориентироваться на первые упоминания ятвяжских князей в русских летописях, то летоисчисление Твангеста-Кёнигсберга-Калининграда допустимо вести с 860 или 944 года. Следовательно, сегодня нашему городу исполнилось бы 1151 или 1066 лет!
Через четыре года можем торжественно отпраздновать 1155-летие или 1070-летие Твангеста-Кёнигсберга-Калининграда.
Но празднование празднованием. К этому времени город должен соответствовать духу Твангеста-Кёнигсберга-Калининграда.
Начать можно с самого малого, но центрального – символичного: на Центральной площади следует восстановить (стилизованно) как замок Кёнигсберг, так и крепость Твангест – с правой стороны от «дома советов», памятника советско-атеистического периода истории региона.
На острове Канта, возродив его ятвяжское имя Книпов, следовало бы построить три пешеходных проспекта: Ятвяжский (центральный), Европейский, который начинался бы от входа в Кафедральный собор, и Русский, который шел бы параллельно Европейскому, начинаясь от Православного храма, который следует на острове построить. А на другой стороне острова, за эстакадным мостом, стоит разбить парк камней и деревянных статуэток в ятвяжском (этнопрусском) стиле.
При этом, мало назвать проспекты – Европейский и Русский.
Дома на Европейском проспекте следует построить напоминающими лучшие памятники европейского зодчества Германии, Чехии, Италии, Швеции, Австрии, других стран Европы.
Дома на Русском проспекте должны быть напоминанием шедевров зодчества городов России, Белоруссии, Украины...