"Не удивительно, что диавол искушает человека грехом, но удивительно, что прельщает, даже ведя к добродетели: ибо где не может одолеть слева, там одолевает справа, где не может победить грехами, там побеждает добрыми делами. Кого не может он победить нечистотой, того побеждает чистотой, вложив ему в ум гордость о чистоте!"
Это вражеское коварство усмотрел святой Иоанн Лествичник, который говорил: "Притворяется лиса спящей, а бес целомудренным (то есть чистым человеком), первая - чтобы схватить куренка, второй - чтобы погубить душу; не жаль, если кто за нечистоту будет в аду, жаль с чистотой пойти в геенну огненную".
Если диавол не может победить кого-либо объядением или пьянством, то победит постом, как тех, о которых Евангелие говорит: "Принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися" (Мф.6:16), но не такого поста желает Господь. Не удивительно пьянице и обжоре пойти в муку; удивительно и достойно жалости, что тех же мук не минует и высокоумный постник. Не удивительно, что отяжелевшему плотоугоднику с толстым животом не втиснуться в тесные небесные врата, но удивительно и достойно жалости, что иссушивший, измучивший тело свое долгим воздержанием, едва только имеющий кожу на костях, не втиснется в небесные врата. Грешник не войдет как грешник; праведник же не войдет как самодовольный и считающий себя добродетельным. Потому-то и сказано: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти" (Притч.14:12).
Человеку необходимо внимательно опасаться того, чтобы не уклониться ни налево - то есть в прелести греховные, ни направо - то есть на излишние,крайне суровые, подвиги и не прийти к гордости. Идти же нужно царским путем, то есть умеренной жизнью, умеренной добродетелью.
"Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж",- говорит пророк (Пс.126:1). Трудись и трезвись во благом, на себя же не полагай упования, но, молясь Богу, всегда усердно взывай к Его помощи. Если поможет тебе и содействует тебе Господь, совершится дело, если же нет, и все твое рассыплется. Если бы и было у тебя что-либо мнимоблагое, что не будет принято Господом, какая тебе будет польза?... Он скажет тебе: "Друг! я не обижаю тебя... возьми свое и пойди",- по евангельской притче (Мф.20:13-14). Поэтому добрые дела наши не столько от нас зависят, сколько от милости Христовой.
Если мнишь себя чем-либо, то перед Ним ты - ничто, ибо так о себе думаешь.
Если считаешь себя разумным и достойным, то ты весьма непотребен.
Если считаешь себя чистым, праведным и святым, то ты, как окаяннейший и грешнейший из всех людей, перед Господом вменяешься в полное ничтожество: "Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем", говорит Соломон (Притч.16:5).
Святитель Димитрий Ростовский.
Это вражеское коварство усмотрел святой Иоанн Лествичник, который говорил: "Притворяется лиса спящей, а бес целомудренным (то есть чистым человеком), первая - чтобы схватить куренка, второй - чтобы погубить душу; не жаль, если кто за нечистоту будет в аду, жаль с чистотой пойти в геенну огненную".
Если диавол не может победить кого-либо объядением или пьянством, то победит постом, как тех, о которых Евангелие говорит: "Принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися" (Мф.6:16), но не такого поста желает Господь. Не удивительно пьянице и обжоре пойти в муку; удивительно и достойно жалости, что тех же мук не минует и высокоумный постник. Не удивительно, что отяжелевшему плотоугоднику с толстым животом не втиснуться в тесные небесные врата, но удивительно и достойно жалости, что иссушивший, измучивший тело свое долгим воздержанием, едва только имеющий кожу на костях, не втиснется в небесные врата. Грешник не войдет как грешник; праведник же не войдет как самодовольный и считающий себя добродетельным. Потому-то и сказано: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти" (Притч.14:12).
Человеку необходимо внимательно опасаться того, чтобы не уклониться ни налево - то есть в прелести греховные, ни направо - то есть на излишние,крайне суровые, подвиги и не прийти к гордости. Идти же нужно царским путем, то есть умеренной жизнью, умеренной добродетелью.
"Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж",- говорит пророк (Пс.126:1). Трудись и трезвись во благом, на себя же не полагай упования, но, молясь Богу, всегда усердно взывай к Его помощи. Если поможет тебе и содействует тебе Господь, совершится дело, если же нет, и все твое рассыплется. Если бы и было у тебя что-либо мнимоблагое, что не будет принято Господом, какая тебе будет польза?... Он скажет тебе: "Друг! я не обижаю тебя... возьми свое и пойди",- по евангельской притче (Мф.20:13-14). Поэтому добрые дела наши не столько от нас зависят, сколько от милости Христовой.
Если мнишь себя чем-либо, то перед Ним ты - ничто, ибо так о себе думаешь.
Если считаешь себя разумным и достойным, то ты весьма непотребен.
Если считаешь себя чистым, праведным и святым, то ты, как окаяннейший и грешнейший из всех людей, перед Господом вменяешься в полное ничтожество: "Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем", говорит Соломон (Притч.16:5).
Святитель Димитрий Ростовский.