Казалось бы, не так всё и сложно. Идеология – инструмент организации мышления. Она может
быть, как индивидуальной, так и коллективной. Ну, и массовой, как нам теперь
известно.
Либерализм, как любая идеология, зарождался в качестве индивидуального инструмента
мышления. Исключительно по причине, что конкретный мыслящий субъект начинал
вырабатывать в себе систему знаний о том, почему я не могу поступать так, как я
хотел бы поступить. В этом процессе ему предстояло не только определиться с
помехами на пути реализации его желаний (потребностей), но и обосновать, как
себе, так и другим, почему он должен иметь возможность эти помехи преодолеть.
Соответственно, те субъекты, которые для него были теми самыми помехами, делали
то же самое по отношению к тем, кто являлся помехами для них. То есть, в том
числе, и к этим, мыслящим по-новому (альтернативно, оппортунистически).
Следовательно, развитие либеральных идей в идеологию являлось сдерживающим
фактором для текущей идеологии. Как, впрочем, и наоборот.
Затем ситуация начала меняться. Либерализм стал коллективным, то есть, начал
объединять действия людей на основе их общих жизненных представлений. А
действие коллектива - это вам не действие индивида. Это гораздо сильнее!
Поэтому сила либерализма нарастала. Появилась возможность не только выявлять,
но и ослаблять или даже полностью устранять сдерживающие его факторы. И,
соответственно, вовлекать в свои представления всё большее число людей. Это
было время развития идеологии, когда она быстро развивалась, имея по-прежнему
сильный сдерживающий фактор в виде консервативной идеологии. За счёт которой и
происходило развитие либерализма. В это время произошла определённая
стратификация восприятия либерализма, как идеологической концепции. Главная его
прикладная часть – экономический либерализм (инструмент организации мышления
ограниченных масс людей, действующих для собственного блага) держится на том
разумном представлении, что действия людей по улучшению собственной жизни нежелательно
ограничивать, если это не ведёт к явному ухудшению жизни прочих людей. Что, в
целом, вполне подтверждается практикой человеческого общежития. Ибо опыт
улучшения жизни одними становится, как правило, инструментом для прочих в
попытках добиться того же результата. Но его идеологическая часть –
политический либерализм (инструмент организации мышления огромных масс людей,
действующих в режиме «окон овертона») держится уже на иных принципах. На эту
тему есть огромное информационное поле, поэтому я даже не хочу углубляться в неё.
Я хочу указать на следствия такого построения либеральной идеологии. Показывающий свою
пользу людям экономический (практический, определяющий материальное
благополучие) либерализм даёт возможность, прикрываясь его результатами,
политическому (идеологическому, определяющему человеческое сознание) либерализму
скрывать (смазывать, драпировать и пр.) последствия собственного развития. Как
любая система, чтобы быть устойчивой, либерализм должен либо сам обеспечивать
инструменты противодействия себе там, где его развитие перестаёт удовлетворять
критериям устойчивости, либо найти для себя симбиота, который будет выполнять
подобную функцию. Но идейно либерализм не предназначен для самоограничений.
Наоборот, его главная (похоже, и единственная) идея – отсутствие ограничений
для индивидов в любой форме их организации. Поэтому чистый либерализм исходно
обречён на то, что устойчивость в нём станет невозможной. До поры до времени
этот факт скрывался тем, что всё ещё «теплится» жизнь в консерватизме. Однако,
в последние 30 лет по известным нам всем причинам именно политический
либерализм получил возможность неограниченного развития. Ну, мы же помним «конец
Истории». В этот период противодействующие ему силы, которые только и способны
поддерживать его системную устойчивость, катастрофически теряли свои
возможности по такому сдерживанию. И мы все постепенно приблизились к тому
состоянию идеологии либерализма, когда небольшие её изменения в неопределённом
направлении способны запустить процесс катастрофической неустойчивости всей
системы. Ибо оставшихся в наличии противодействий подобному развитию уже не
хватает для сглаживания воздействия вновь возникающих либеральных флуктуаций.
Всё это знает или обязана знать огромная масса людей в «либеральном лагере», но они уже
сами захвачены процессом «неограниченного развития» и их некому останавливать
изнутри. Попытки пробиться к остаткам их интеллекта извне также полностью
блокируются их текущим внутренним состоянием. «Я хочу!» - это кредо забивает
весь исторический опыт, все накопленные знания, все способности к рациональному
мышлению.
Феномен Трампа – есть ни что иное, как попытка остатков имеющихся ресурсов сдерживания
потери устойчивости либеральной политической (верхушечной) системы вернуть ей
хоть какую-то устойчивость. И за счёт этого сохранить возможности
экономического (низового) либерализма. А, заодно, и остатки рационального
мышления и рациональной активности. У глобальных элит не слишком много времени
на то, чтобы хотя бы себя вернуть в это чувство рациональности. Ибо только
после этого они смогут запустить хоть какие-то процессы остановки процесса потери
устойчивости, питаемого их обслуживающим окружением, которое уже не способно
себя сдерживать, потеряв все свои накопленные ранее способности.
И проблема здесь не в том, что всех их кто-то специально возбуждает (извне), заставляя в
эмоциональной реакции разрушать оставшиеся ресурсы. Проблема в том, что у них
нет внутренних ресурсов к возврату в нормальное состояние. Только Трамп и его
ресурсы в текущий момент могли бы стать их «симбиотом», способным спасти их от
них самих. Потом уже можно привлекать прочие внешние ресурсы для тех же целей,
когда к ним вернётся хоть какая-то рациональность.
Тогда низовой (экономический) либерализм сможет продолжить собственное развитие без
опасности быть разрушенным своей верхушечной (политической) частью.
Хочется надеяться, что этот опус не станет «последней каплей» в бочке накопления неустойчивостей.