Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
28 Сентября 2024 суббота
Символы России
Вступить в группу
Обновлено 18.01.2013
Обновлено 18.01.2013
Символы России18.01.2013  с помощью web
Марш "Прощание славянки"

Мир отмечает вековой юбилей "Прощания славянки"

В 1912 году никому не известный штаб-трубач запасного полка Василий Агапкин написал марш "Прощание славянки". Сегодня этот марш называют шедевром мировой музыкальной культуры, а столетие написания отмечают и в России, и в славянских странах."Прощание славянки" сверхсрочник Василий Агапкин написал в 28 лет. Но к тому времени, как это ни парадоксально звучит, он уже был старым солдатом и опытным музыкантом. В десять лет, потеряв родителей, ушел в армию. Воспитанник-корнетист оркестра резервного батальона служил в Астрахани.
Затем - в полковых оркестрах в Махачкале, в Грозном и в Тифлисе - в пехоте, в драгунах и в кавалерии. Все батальоны и полки, в которых он служил до написания "Прощания славянки", были резервными, о боях музыкант знал лишь по воспоминаниям ветеранов. Даже Балканская война, собственно, которой штаб-трубач Агапкин и посвятил свой шедевр, полыхала очень далеко. Его полк в ту пору квартировал в провинциальном Тамбове. Но для гениев нет расстояний. А мелодичность, трогательная тональность и навсегда запоминающийся напев "Прощания славянки" быстро сделал марш популярным. Первоначально он был создан для военного духового оркестра и исполнялся без слов. Тексты написали позже. Сегодня без этого марша, как, скажем, и без вальса "На сопках Маньчжурии", невозможно представить ту эпоху. Эти шедевры стали музыкальными символами XX века.
Сегодня "Прощание славянки" - в каком-то смысле еще и неофициальная музыкальная визитная карточка России.
Как и все уникальное, марш Агапкина сопровождают мифы и легенды. Одни исследователи находят интонационную связь с увертюрами Бетховена, другие слышат в нем что-то от Чайковского. Некоторые музыковеды уверяют, что Агапкин взял за основу старую солдатскую песню времен русско-японской войны 1904-1905 годов. Наконец, есть люди, которые убеждены, что за основу взяты хасидские напевы. Это что-то вроде истории с Михаилом Калашниковым и его автоматом. Всегда находятся "эксперты", которые будут отрицать очевидное. На том лишь основании, что никому не известный человек, по их мнению, неспособен создать нечто, что обречено на мировую славу. Обычный человек, может, и не создаст, а вот у гениев это, порой, получается.
А еще музыковеды отмечают парадокс: огромная популярность мелодии марша не соответствует личной популярности его автора. Марш знают все, Агапкина - увы. - Он был скромным и честным человеком, никогда не просил ни чинов, ни наград, - вспоминает дочь автора марша Аза Васильевна Свердлова (Агапкина). - Мне уже почти 90 лет, и я всю жизнь
сохраняла память о своем отце, военном дирижере и композиторе. Очень прошу включить "Прощание славянки" в Каталог объектов нематериального культурного наследия народов России.
...После революции Василий Иванович Агапкин служил капельмейстером войск ГПУ и ОГПУ, дирижером высшей школы НКВД, начальником образцового оркестра МГБ. "Прощание
славянки" звучало на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, Агапкин тогда был главным военным дирижером сводного духового оркестра. А на параде Победы 24 июня 1945 года отец руководил группой барабанщиков, под дробь которых бросались фашистские штандарты под стены Мавзолея, - уточняет дочь. - В 1951 году по слуху моего папы были
настроены Куранты Спасской башни Кремля. Как замечает Аза Васильевна, которой сегодня 90 лет, во время Первой мировой войны и Октябрьской революции марш пользовался огромной популярностью при проводах на фронты, среди белых и красных. Хотя напоминает: "Отец воевал на стороне красных". Не просто воевал - фактически стоял у истоков создания коммунистических революционных военных оркестров: в 1918-м добровольцем ушел в Красную Армию и организовал духовой оркестр в 1-м Красном гусарском полку.
Но поскольку текстов к маршу было написано очень много, то он получился универсальным.
Ссылка "Российская Газета" http://www.rg.ru/2012/05/31/slavyanka.html