+Вечная память!
Оригинал взят у georgy_1970 в Отец Михаил Капранов.
В декабре поминаю человека, которого считаю своим Учителем. Он меня крестил в 90-м году в крестильном доме при Покровском соборе Барнаула. В данный пост помещаю фото из интернета и привожу слова другого замечательного батюшки, тоже связанного в своё время с Барнаулом.
Родился в Н. Новгороде в русской православной семье. Его дед, кадровый военный, служил в чине прапорщика в Брест-Литовске. В первую мировую войну воевал на разных фронтах, по ранению был комиссован, но по призыву Государя Императора Николая II к младшему офицерскому составу вернуться в строй вновь надел военную форму и пал смертью героя во время Брусиловского прорыва. Посмертно был награжден именным золотым оружием. Мать родом из крестьянской семьи с верховьев Волги, из-под Селижарова, ее родители были раскулачены и сосланы на Урал, где вскоре и умерли. Отец Сергей Дмитриевич всю жизнь проработал строителем. Воспитание в семье было традиционно-православным. В 1961, после окончания школы, Капранов поступил в Горьковский государственный университет на исторический факультет. В 1963 был впервые задержан органами КГБ за антисоветскую деятельность и пропаганду и исключен из университета. Последующие годы проходили под знаком осмысления традиционных русских ценностей, выраженных в формуле гр. С. С. Уварова: «Православие, Самодержавие, Народность». Неоднократные задержания, слежки, обыски в конечном счете привели к аресту 5 авг. 1965 и в Великую Пятницу, 24 апр. 1970, вынесением приговора по ст. 70 и 72 УК РСФСР. Виновным себя не признал и защищался на закрытом судебном процессе в Горьком самостоятельно, что привело к внесению в текст приговора строк: «и в ходе судебного разбирательства продолжал антисоветскую агитацию и пропаганду». Уже будучи в заключении, осознал себя сложившимся монархистом, сторонником возрождения монархического строя в России. Среди «солагерников», ставших близкими друзьями и соратниками, были Е. Вагин, В. Родионов, Н. Браун, М. Садо и др. Труды известных славянофилов Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева стали его настольными книгами, а тюрьма и лагерь настоящей «духовной академией». Общение с друзьями, ежедневные молитвы, наставления заключенных монахов-катакомбников утвердили в стремлении служить России и Самодержавию в сане священника Русской Православной Церкви. После освобождения Господь дал ему особые встречи с великими подвижниками Веры Православной приснопамятным митр. Иоанном (Снычевым) в Самаре, архиеп. Вениамином (Новицким) в Чебоксарах, отсидевшим много лет в лагерях и тюрьмах. В 1979 митр. Гедеоном был рукоположен в сан священника Новосибирской епархии. С тех пор в разных городах Сибири — Томске, Красноярске, Барнауле — активно участвует в пропаганде идей Православия и Самодержавия. В 1990 был участником первого Всесоюзного съезда православно-патриотических сил в Москве, участником Всеславянского Собора в Праге. Активные выступления во многих городах, многочисленные статьи в защиту Православия, Самодержавия и России неоднократно вызывали различные резкие нападки вначале советской, а затем демократической номенклатуры и прессы. В Барнауле под его духовным окормлением и при его поддержке действует ряд общественных организаций, имеющих целью духовное возрождение России: краевое Алтайское Славянское общество, организация «Черная Сотня», барнаульское отделение Русского Национального Единства и др. патриотические организации и общества.
Игумен Алексий Просвирин
Источник: www.rusinst.ru
С М. Назаровым и о. Георгием Титовым.
Памятная доска на проспекте Строителей
И ссылочка
Капранов Михаил, протоиерей
"Прагматизм государственной политики неизбежно подталкивает к идеям национального возрождения, точно так же, как в своё время чекисты толкали нас к Церкви, Православию и патриотизму", - считает духовный лидер патриотических сил Алтайского края протоиерей Михаил Капранов
Беседа ведущего обозревателя «Правой.Ру» Михаила Тюренкова с настоятелем Свято-Никольского храма города Барнаула, духовным лидером патриотических сил Алтайского края протоиереем Михаилом Капрановым
- Отец Михаил, накануне мы встретились со Святославом Ивановичем Григорьевым, лидером патриотических сил Алтая, с которым достаточно подробно обсудили современное состояние и перспективы национал-государственного православно-патриотического движения.
Вы достаточно хорошо известны как один из основателей такового движения ещё в советские годы. Многие знают Ваш тернистый путь, когда в течение 60-70-х годов Вы неоднократно подвергались арестам, в дальнейшем, после рукоположения в священнический сан, стали одним их духовных наставников целого ряда патриотических организаций, сначала подпольных, а затем и легальных. Вы как никто другой знаете историю нашего движения, каково Ваше видение дальнейшего его пути?
- Я думаю, что современное патриотическое движение при всех своих недостатках имеет достаточно серьёзные перспективы. Став православными монархистами в застенках тюрем и лагерей, мы, создавая первые патриотические организации, вплоть до конца 80-х годов фактически не видели никаких реальных перспектив своего движения. В течение тяжелейших 90-х годов некоторые перспективы обозначились: повсеместно появилась патриотическая пресса, к сожалению, в большинстве своём далёкая от Православия, но идущая к Церкви. Мне многократно в течение этих лет доводилось общаться с представителями патриотической интеллигенции, и на моих глазах многие из них приходили к Истинной Вере.
Как я уже сказал, многие из нас пришли к Православию именно в лагерях. Действительно, та атмосфера, тот дух, с которым мы там столкнулись, располагал к этому. Лично я встречал монахов, которые сорок лет провели в заключении и в заключении же скончались, но мы видели, что эти люди умирали несломленными, видели, что православная вера помогает одолеть любые трудности, это опора, на основе которой можно выстоять против всякого террора. В воспоминаниях Анастасии Цветаевой есть такой эпизод, когда на Лубянке от неё требовали прекратить молиться, и признавались в том, что когда она молится, они не могут с ней ничего сделать. Именно такая молитва спасала людей в те годы. Известно, что человек, попадавший в лагеря верующим, обычно выдерживал все мучения и испытания.
Стоит сказать, что и сегодня существует немало архипастырей, пастырей и мирян в самых различных уголках нашей страны, которые своей проповедью, своей жизнью, своим участием в различных передачах, изданиях высказывают и показывают то, что может спасти Россию и русский народ, обращаются к тем целительным истокам, от которых мы были насильно отторгнуты в течение долгих десятилетий.
- В беседе со Святославом Ивановичем Григорьевым была высказана мысль, что существует некоторая надежда на то, что нынешняя власть, пусть даже не столько на основе своей внутренней сущности, сколько исходя из того, что ей противостоят откровенно антирусские и антиправославные «оранжевые» силы, постепенно будет становиться всё более национально-государственной. И таковые тенденции налицо, хотя и движимы они, в основном, банальным прагматизмом. Согласны ли вы с подобной оценкой? Может ли Церковь помочь власти совершить эту правоконсервативную метанойю?
- Самое главное, Церковь должна соблюдать чёткое равновесие между молитвенным и общественным деланием, так как последнее, к сожалению, может увести далеко от молитвы. Но при этом православным нельзя бояться участвовать в политической деятельности. Я согласен с тем, что прагматизм государственной политики неизбежно подталкивает к идеям национального возрождения, точно так же, как в своё время чекисты толкали нас к Церкви, Православию и патриотизму. Именно поэтому я уверен, что одновременно участвуя в церковной молитве и патриотической общественной деятельности, православные люди могут оказать воздействие на структуры государственной власти.
Так, к примеру, в Алтайском крае на протяжении 90-х годов контакты духовенства с губернатором или мэром были крайне затруднительны. В последние годы явно выстаивается совершенно другая линия взаимодействия на укрепление связей с Церковью, и именно на идее православного патриотизма возможна дальнейшая консолидация Церкви и общества, Церкви и власти.
- Отче, что бы вы могли пожелать современным православным патриотам, авторам и читателям сайта «Правая.Ру»? Каким образом мы, чада Церкви и одновременно патриоты своего земного Отечества, каждый на своём месте можем служить во имя возрождения России?
- Самое главное – это Единство в Любви. Это единство подразумевает то, что мы должны максимально отсечь свои личные интересы во имя того, ради чего все мы живём: во имя Церкви и во имя России.
- Спаси Господи, отец Михаил, за столь содержательную и поучительную беседу.
Редакция православно-политического портала «Правая.Ру» выражает особую благодарность настоятелю Вознесенского храма Научного городка города Барнаула священнику Георгию Титову за неоценимую поддержку в организации данной беседы.