С приходом развитой осени вокруг нас все больше людей, таящих в себе идею-матрешку. Разговоры они начинают, выдавливая из собеседника согласие, что стабильности нет и Сибирь обязательно отберут китайцы. А потом стыдливо делятся, что всего за миллион батов в Тайланде можно купить отличный дом с прислугою и нормально жить там даже на их будущую пенсию. Хотя тут, конечно, все-таки Родина.
На самом деле -- и это лишь упаковка: больным не хочется в Таиланд (точно так же, как им плевать на Сибирь). Они не верят ни в какую стабильность и уже тем более ни в каких китайцев. Если поскрести их состоящие из взаимоисключающих параграфов легенды добросовестно – то под угрозами сбежать с нестабильного и нечуткого Севера к стабильным чутким тайским слонам обнаружится что-нибудь до смешного мелкое. Вроде, например, желания не мучиться моралкой после измены жене в командировке.
Терзающее этих больных расстройство следует назвать «синдромом Хотябыча». Этот печальный каламбур точно указывает на компенсационную и глубоко сказочную суть болезни. Ибо инфицированные ею – рассматривают все творимые ими мелкие безобразия в качестве недостаточного, но хотя бы какого-то вознаграждения за лишения, которые они добровольно терпят.
Типичный хотябыч, в отличие от персонажа известной детской книги – как правило, далеко не старик. Куда важнее другое: он принципиально не творит чудес. Ибо, по глубокому убеждению жертвы Хотябыч-синдрома -- истинное чудо хотя бы то, что он выдерживает средневялый ритм жизни в этом чудовищно загруженном, загазованном и коррумпированном нестабильном климате. Из-за этого постоянного стресса у него и так уже начала портиться фигура и (в мужском варианте) вылезать волосы. Из-за этого постоянного стресса ему нужна, хотя бы иногда, эмоциональная разрядка, какие-то небольшие радости и иногда просто элементарно расслабиться. Поэтому он время от времени выкидывает нечто феерическое, вроде выкапывания общественной клумбы с вывозом цветов к себе на дачу, деньрожденческой копуляции в офисном санузле с глубоко безразличными ему коллегами или отъезда на очередную рыбалку с ребятами вместо этого утомившего вечнообещаемого мелкому зоопарка.
Кто-то скажет, что больной ведёт себя некрасиво – но он хотя бы работает каждый день и в общем добросовестно. Ведь работает же, верно? Требовать от него одного совершенства в коррумпированном климате глупо. Если честно, он давно мог бы смотаться в Таиланд – а вместо этого, как ослик, тащит на себе всё это.
...Хотябычи как явление возникли на стыке двух поведенческих установок: традиционной моральной, которой очень много лет, и беззаботно-потребительской образца 1970-х — 2000х гг. Поскольку установки эти друг другу диаметрально противоречат, больные интуитивно нащупали способ более-менее мирного их сосуществования. А именно: делать вид, будто их желание беззаботно попотреблять по мелочи -- всего лишь побочный эффект их же глобальной моральности. Для того, чтобы их моральность выглядела глобальнее – она нагружается разнообразными фиолетовыми напастями вроде дворницкого беспредела, китайской угрозы и Всеобщей Продажности, которые приходится терпеть.
Современный хотябыч – это вывернутый наизнанку бодхисаттва, и этим все сказано. Если традиционный персонаж буддийской мифологии замирал на грани полной свободы и возвращался в мир страданий из любви к Человечеству — то современная пародия на него шантажирует реальность тем, что она сейчас ка-ак не выдержит и растворится в гармонии. И предъявляет за продолжение своих страданий райдер, длины которого постыдился бы сам Пауль Маккартни.
Хотябычи страдают своеобразным раздвоением нормы: живя во вполне хорошо понятой ими реальности и пользуясь ею на всю катушку — они тем не менее не забывают, что нормальная реальность куда теплее и вежливее. И, просто сидя посреди этой – они накапливают право на бонусы, премиальные и северные.
В итоге, где бы они ни жили и кем бы ни работали, окружающая Родина в их восприятии остается суровой нефтяной платформой в ледовитом океане, на которой они вкалывают среди торосов и айсбергов. (Поскольку дело происходит среди айсбергов – вкалыванием по определению именуется всё, вплоть до решения сканвордов). В перерывах между вахтами в таких условиях просто положено расслабляться. Это даже в интересах дела – ибо помогает хотябычу как трудовой единице переносить нестабильную коррупцию и скорое китайское вторжение. Хотябычи вооружены боевыми мантрами «Уж лучше пей да дело разумей», «Левак укрепляет брак» и «Строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения» -- и не задумываясь пускают их в ход. Это делает их особенно опасными для неокрепшего молодого поколения.
Чем вредны хотябычи для Человечества? Они не вредны, они лишь субстрат для настоящего вреда. Треснувшая моральность хотябычей подобна вечно разбиваемому стеклу в подъезде, которое необходимо постоянно заново вставлять — иначе оно создаст вполне извинительный антураж для удобрения лифтов, распития яг и отоваривания заходящих с сумками бабок с локтя по затылку.
Впрочем, массовое лечение хотябычей (вплоть до их самой запущенной формы — поравалитиков) уже не за горами. Все указывает на то, что Землю ждут довольно суровые годы. Как учит исторический опыт, они нередко оказывают на переживших их удивительно целебный эффект.
Доктор А.Б. Покой
На самом деле -- и это лишь упаковка: больным не хочется в Таиланд (точно так же, как им плевать на Сибирь). Они не верят ни в какую стабильность и уже тем более ни в каких китайцев. Если поскрести их состоящие из взаимоисключающих параграфов легенды добросовестно – то под угрозами сбежать с нестабильного и нечуткого Севера к стабильным чутким тайским слонам обнаружится что-нибудь до смешного мелкое. Вроде, например, желания не мучиться моралкой после измены жене в командировке.
Терзающее этих больных расстройство следует назвать «синдромом Хотябыча». Этот печальный каламбур точно указывает на компенсационную и глубоко сказочную суть болезни. Ибо инфицированные ею – рассматривают все творимые ими мелкие безобразия в качестве недостаточного, но хотя бы какого-то вознаграждения за лишения, которые они добровольно терпят.
Типичный хотябыч, в отличие от персонажа известной детской книги – как правило, далеко не старик. Куда важнее другое: он принципиально не творит чудес. Ибо, по глубокому убеждению жертвы Хотябыч-синдрома -- истинное чудо хотя бы то, что он выдерживает средневялый ритм жизни в этом чудовищно загруженном, загазованном и коррумпированном нестабильном климате. Из-за этого постоянного стресса у него и так уже начала портиться фигура и (в мужском варианте) вылезать волосы. Из-за этого постоянного стресса ему нужна, хотя бы иногда, эмоциональная разрядка, какие-то небольшие радости и иногда просто элементарно расслабиться. Поэтому он время от времени выкидывает нечто феерическое, вроде выкапывания общественной клумбы с вывозом цветов к себе на дачу, деньрожденческой копуляции в офисном санузле с глубоко безразличными ему коллегами или отъезда на очередную рыбалку с ребятами вместо этого утомившего вечнообещаемого мелкому зоопарка.
Кто-то скажет, что больной ведёт себя некрасиво – но он хотя бы работает каждый день и в общем добросовестно. Ведь работает же, верно? Требовать от него одного совершенства в коррумпированном климате глупо. Если честно, он давно мог бы смотаться в Таиланд – а вместо этого, как ослик, тащит на себе всё это.
...Хотябычи как явление возникли на стыке двух поведенческих установок: традиционной моральной, которой очень много лет, и беззаботно-потребительской образца 1970-х — 2000х гг. Поскольку установки эти друг другу диаметрально противоречат, больные интуитивно нащупали способ более-менее мирного их сосуществования. А именно: делать вид, будто их желание беззаботно попотреблять по мелочи -- всего лишь побочный эффект их же глобальной моральности. Для того, чтобы их моральность выглядела глобальнее – она нагружается разнообразными фиолетовыми напастями вроде дворницкого беспредела, китайской угрозы и Всеобщей Продажности, которые приходится терпеть.
Современный хотябыч – это вывернутый наизнанку бодхисаттва, и этим все сказано. Если традиционный персонаж буддийской мифологии замирал на грани полной свободы и возвращался в мир страданий из любви к Человечеству — то современная пародия на него шантажирует реальность тем, что она сейчас ка-ак не выдержит и растворится в гармонии. И предъявляет за продолжение своих страданий райдер, длины которого постыдился бы сам Пауль Маккартни.
Хотябычи страдают своеобразным раздвоением нормы: живя во вполне хорошо понятой ими реальности и пользуясь ею на всю катушку — они тем не менее не забывают, что нормальная реальность куда теплее и вежливее. И, просто сидя посреди этой – они накапливают право на бонусы, премиальные и северные.
В итоге, где бы они ни жили и кем бы ни работали, окружающая Родина в их восприятии остается суровой нефтяной платформой в ледовитом океане, на которой они вкалывают среди торосов и айсбергов. (Поскольку дело происходит среди айсбергов – вкалыванием по определению именуется всё, вплоть до решения сканвордов). В перерывах между вахтами в таких условиях просто положено расслабляться. Это даже в интересах дела – ибо помогает хотябычу как трудовой единице переносить нестабильную коррупцию и скорое китайское вторжение. Хотябычи вооружены боевыми мантрами «Уж лучше пей да дело разумей», «Левак укрепляет брак» и «Строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения» -- и не задумываясь пускают их в ход. Это делает их особенно опасными для неокрепшего молодого поколения.
Чем вредны хотябычи для Человечества? Они не вредны, они лишь субстрат для настоящего вреда. Треснувшая моральность хотябычей подобна вечно разбиваемому стеклу в подъезде, которое необходимо постоянно заново вставлять — иначе оно создаст вполне извинительный антураж для удобрения лифтов, распития яг и отоваривания заходящих с сумками бабок с локтя по затылку.
Впрочем, массовое лечение хотябычей (вплоть до их самой запущенной формы — поравалитиков) уже не за горами. Все указывает на то, что Землю ждут довольно суровые годы. Как учит исторический опыт, они нередко оказывают на переживших их удивительно целебный эффект.
Доктор А.Б. Покой