Архитектура — это то, что окружает всех нас каждый день. Мы невольно обращаем внимание на заметные художественные детали зданий и формы конструкций. Они могут даже вдохновлять нас, побуждать к действию, воодушевлять на подвиги. Но сейчас архитектура превратилась в один из способов похвастаться перед окружающими или наиболее эффективно занять площадь. Некоторые исследования даже указывают на снижение стремления к продолжению рода в окружении современных зданий… Но сейчас не об этом, а о том, какой могла бы быть (а отчасти уже и была) архитектура коммунизма.
Стелла покорителям космоса г. Москва.
Всем известен наиболее распространенный стиль советской архитектуры: в простонародье «Сталинский», а официально — «Советский Ампир». Но, в момент его зарождения, в СССР появились ростки и другого, более прогрессивного, направления в архитектуре: со сложными формами, опережающими время материалам и конструктивными решениями.
Безусловно, тяжелый имперский стиль сыграл очень важную роль в дальнейшем развитии страны. Советский ампир воодушевляет и сплачивает людей, вызывает гордость за государство, способное такое построить. Но его недостаточно для того, чтобы человек устремился к сверхмодерну. Для этого требуются такие архитектурные решения, которые способные перешагнуть границы воображения, такие, которые можно было бы в полной мере назвать архитектурой сверхмодерна. И в советском союзе как раз начала зарождаться такая архитектура, но она не успела развиться в полной мере. Это были творения, опередившие свое время. Некоторые из них так и остались только в проектах.
И начать стоит с одного из самых известных архитектурных шедевров того времени, который большинство жителей Новосибирска видит каждый день — Новосибирского театра оперы и балета. Здание построено в доминирующем на территории союза стиле, но сохранилось множество чертежей проектов театра, которые были представлены конкурсной комиссии, но не были реализованы.
Первый проект был выполнен московским архитектором А.З.Гринбергом
В 1931 г. было начато строительство здания по новому эскизному проекту, составленному Гринберг А.З. и Смуровым М.Т. по наброскам схемы театра, выполненным Бардтом Т.Я. и Курилко М.И.
При размерах 60 м и высоте 25 м толщина рабочей оболочки купола равна всего 8 см., что составляет всего 1/750 часть диаметра, т.е. достигнут почти наивысший предел рационального использования железобетона, как материала.
Архитектор: Масленников В.С.
Архитектор: Парыгин С.И.
Архитектор: Гордеев Б.А.
Макет новосибирского театра и его проект выставили в 1937 г. в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды — Гран‑при. В 1938 г. макет демонстрировали на Всесоюзной строительной выставке в Москве.
Да, большинство из этих чертежей не удивит современного человека, но не стоит забывать, что это даже не послевоенные работы — это чертежи тридцатых годов. Да, здания из стекла и метала сейчас не новость, но можно представить, насколько удивительными они были для людей того времени. Величественные здания, возвышающиеся над площадями окруженными огромными пространствами парков, в которых люди могли отдыхать в тени деревьев и вдохновляться тем, на что способны их соотечественники, удивляться тому, как человек может реализовать то, что трудно даже вообразить. Всё это задумывалось для того, чтобы жители страны хотели развиваться, хотели понимать, как создаются такие величественные творения.
Продолжая тему культурных заведений, можно рассмотреть несколько построенных на территории Союза театров.
Летний концертный зал в парке им. Глобы, г. Днепропетровск
Татарский оперный Театр.
Детский музыкальный театр г. Москва.
ТЮЗ «Алые паруса», Новосибирск (ныне театр «Глобус»).
Здания, не похожие ни на одно другое. Они практичные, светлые, они обращают на себя внимание своим уникальным видом и формами, но при этом устроены так, чтобы не закрывать своей тенью всё в округе. Это не квадратные Дома Культуры, повторяющие архитектуру окружающего пространства и прячущие подъемы в залах за лишними этажами, в этих зданиях залы возвышаются над крышей, что добавляет им уникальность и не утяжеляет конструкцию.
Также посмотрим на ряд кинотеатров уже более позднего СССР, может показаться, что они не сильно отличаются от большинства других, но в них есть ряд деталей, на которые стоит обратить внимание.
К примеру: Кинотеатр «Россия» город Москва (переименован в «Пушкинский»)
Это здание с самым большим залом в Москве. Его холл устроен так, чтобы быть освещенным естественным светом, проникающим через огромные стекла с трех сторон. На козырьке крыши устроен Аншлаг, надписи на котором можно менять.
Ещё один проект этого же кинотеатра.
Вот ещё один пример уникальной архитектуры в строительстве кинозалов советских времен.
Кинотеатр «Россия» в Ереване
В конструкцию этого кинотеатра заложен национальный колорит, но он крайне гармонично вписывается в концепцию кинотеатра. Согласитесь что современные кинотеатры не идут не в какое сравнение с этими величественными зданиями.
От кинотеатров перейдем к институтам. Эти здания были построены уже после войны.
Минский политехнический институт.
Башня лаборатория в ЦНИИ Кибернетики и Робототехники.
Здание архитектурного факультета Политехнического института в Минске.
Подобные здания институтов, в которых учат людей, призванных ковать будущее — это великое достижение архитекторов. Ведь где, как не в них, будущие специалисты должны получать заряд энтузиазма для великих свершений?
Оригинальными строениями богата бывшая республика СССР Грузия. Вот два ярких примера.
Дворец церемоний в Тбилиси. Грузия.
Министерство дорожного строительства Грузии.
Их формы просто невероятны, они созданы, чтобы будоражить воображение людей их видящих, в них работающих или их посещающих.
Вернёмся к довоенным проектам советского союза, рассмотрим проекты павильонов всемирной выставки.
Борис Иофан. Проект павильона СССР для Всемирной выставки в Париже 1937 года.
Борис Иофан. Павильона СССР Всемирной выставки на Нью-Йорке 1939 года.
Строения грандиозны, они действительно делают то, для чего созданы: демонстрируют величие страны их создавшей. А ведь построены они не для простого советского человека. Они сделаны для того, чтобы показать достижения социалистической идеи для народов, ещё не вставших на её путь.
Рассмотрим ещё несколько зданий хозяйственного предназначения.
Водонапорная башня.
На вершине архитектор разместил смотровую площадку для обзора окрестностей.
Невозможно представить, чтобы такое не привлекательное дело, как подогрев воды для отопления домов, можно было организовать в столь красивом здании.
Также интересно рассмотреть несколько проектов газетных издательств.
Проект издательства газеты Известия.
Издательство газеты Правда.
Эти здания были запланированы ещё до войны и просто захватывают дух своим внешним видом. «Известия», размахом, своей величественностью, а «Правда» удивляет опережающим время дизайном.
В завершении стоит обратить внимание на несколько менее известных проектов о которых тем не менее имеет смысл упомянуть.
Башня Татлина, проект памятника Интернационалистам
Фонтан
Советский футуризм.
Гостиница «Салют» Киев
Московский вокзал г. Ленинград.
Административное здание и Дом спорта. Эстония.
Солнечная кузница
Челябинск, Дворец спорта «Юность»
Бесспорно, сталинский архитектурный стиль с играл значительную роль в советской архитектуре и в истории вообще. Без неё не получилось бы воодушевить людей на все те великие и непостижимые для всего мира свершения, которые они осуществили. И не известно, как бы развивалась история, если бы советские города были построены в приведенном выше стиле. Но сам факт того, что подобные идеи не оставляли в покое советских архитекторов, не может не радовать, как бы намекая нам на то, что в те далекие пост революционные времена существовали люди, способные построить такое. Ведь хватает лишь взгляда на подобные здания, чтобы испытать непреодолимое желание сделать что нибудь подобное, что-нибудь, что могло бы воодушевлять других людей, будь то величественное строение или же небольшой подшипник, но устроенный так, что решает все недостатки его более распространенных аналогов. Невозможно представить, как изменился бы мир, если бы он весь был застроен таким оригинальным образом, где в здании простой столовой взгляд на потолок будет вызывать мысли о покорении космоса, даже если на самом потолке ничего не изображено, а это лишь блики, задуманные архитектором.