СитниченкоК.Е.
В результатеналаживания диалога между Русской ПравославнойЦерковью истарообрядческой Митрополией в сознании современнойроссийской интеллигенции происходит переосмысление ролистарообрядчества в истории России.
Произошедший в XVII векеЦерковный Раскол характеризуется тем, что представляетсобой как бы одну из отправных точек тех нравственных,духовных противоречий, которые предопределили крахроссийской самодержавной государственности в 1917году.
ПредтечейРаскола в середине XVI века, можно считать беглого холопаФеодосия Косого, провозглашавшего, что церковная догматикаи культ – храмы, иконы, мощи – дело рук человеческих, неимеющих ничего общего с божественным откровением, а темболее – эта государственная организация вместе с царем. Ухристиан не может быть властей, они не должны воевать, ався их религия заключается в любви к ближнему. Данныеереси смущали сознание обывателя, тем более в XVII веке, когда вРоссию после Великой Смуты начинает проникатьпротестантизм и рационализм Запада. После присоединенияУкраины к России, особо значимую роль сыграл здесьмитрополит Петр Могила, именно с него начинают проникать вРоссию латинские формулы и теории. А «книжная справа»ускорила необходимость в устроении церковнойжизни.
Не вдаваясьв подробности проведения самой реформы (она описана вмногочисленных исследованиях как светских, так и церковныхтеоретиков), её последствия имели широкий политический идуховный резонанс.
Политический связан с многочисленнымикрестьянскими и городскими восстаниями, которымипестрятXVII и XVIIIвека: восстание монахов Соловецкого монастыря, а затемвосстание Степана Разина, стрелецкие бунты, восстания подпредводительствомКондратия Булавина и Емельяна Пугачева. В нихстарообрядцы приняли активное участие.
Социально-духовные последствия носят уже более радикальныйхарактер:
– во-первых, общество раскололось нетолько горизонтально, на господствующую верхушку иполностью бесправные низы, но и вертикально – на ярыхсторонников власти и вынужденных подчиняться ей тайныхнедоброжелателей, и открытых противников проводимойреформы. Последние, уходят в Раскол, унося с собой основы истинногоправославного христианского созерцания;
– во-вторых,в сознании русского обывателя формируетсямировоззренческий дуализм: является ли Русь Святой после реформы, еслида, то в чем данная святость проявляется, когда книгиправят по греческим, западным (еретическим) образцам,если нет, то гдетеперь эта святость, где духовная благодать?
«Историческая ткань русской жизни становится вэто время как-то особенно запутанной и пестрой. Иногоотступления уже не будет, зде бо бысть последняяРусь» – писал протоиерей ГеоргийФлоровский [1].
«Буревестник» Раскола протопоп Аввакумпровозглашал, что Никон и царь – два рогаАпокалиптического зверя, которым руководит дьявол –троица, а значит, Дом Романовых и РПЦ являются главнымипротивниками основной мечты московского православия, мечтыо «Москве – третьем Риме», мечты сохранения Духа СвятойРуси.
ЕслиРусь перестала быть святой, а власть от Антихриста, тов богооставленном мире человек можетоступаться, своевольничать, бунтовать против существующегомиропорядка, что явилось прологом к складываниюсвоеобразных отношений между старообрядцами и властью,революционерами и старообрядцами, которые оформляются вконце XIXвек.
Именно в результате Раскола появляется новоекачество для русского менталитета –независимая личность в её духовной и экономическойформе. Из средыстарообрядцев формируется класс российских капиталистов:Милюковы, Прохоровы, Третьяковы, Морозовы, Гучковы,Рябушинские, составившие цвет российского экономическогоразвития начала ХХ века, когда 64 % всего торгово-промышленного населения Российской империи имели предков –старообрядцев. В начале этого столетия купцы –старообрядцы умели вести дела так, что вытесняли изторговли немцев, армян и евреев.
В началеXVIII века начинаетсяэмиграционный поток староверов за пределы России, в связис усилением давления на них со стороны официальных властейи РПЦ. За границей формируется старообрядческая диаспора вАвстрии, Румынии, Турции и с конца XIX века в США.Работая на шахтах, на заводах, занимаясь сельскимхозяйством, они сохраняли свой образ Родины и надеялись навозможность возвращения в Россию, но Россию обновленную,без силового влияния со стороны государства и официальнойРПЦ.
Развитие старообрядчества с XVII – поXIX века носилопротиворечивые тенденции. Происходили процессы дробленияразличных конфессиональных объединений средистарообрядцев. Оформлялись, помимо основных направлений– поповцев и беспоповцев, различного родатолки: федосеевцы, поморцы, новопоморцы, филипповцы,скопцы и т.д. Также, часть старообрядцев находились налегальном положении: прихожане «единоверческой церкви»,другие на полулегальном – белокриницкие «поповцы», которыетакже имели легальные храмы, были и нелегалы –«беглопоповцы», которые принимали священников, перешедшихиз Русской Православной Церкви, и имели свои молельни, и«беспоповцы», которые избирали своих наставников из мирян,и создавали Советы на квартирах, в своихдомах.
Вторая половина XIX века обозначила процессы частичнойлиберализации общества в рамках самодержавного строя.Представители более прогрессивной части старообрядческой интеллигенции истарообрядцы – предприниматели надеялись на послабление состороны власти в области свободы вероисповеданий. Но ихожидания не оправдались.
В результате краха надежд на обнародованиеуказа о веротерпимости, старообрядцы, приняли участие вборьбе против власти. Нельзя сказать, что
это была борьба революционная, скорее онаносила религиозный характер (идея борьбы с Антихристомгосподствовала еще с Раскола), но все же староверыпринимали участиев революционномдвижении.
А.Д. Михайлов, один из лидеров «Народной воли»свой революционный путь начал в старообрядческой общине.Сестры Фигнер, С.А. Лешерн, Ю.В. Богданович такжепроходили выучку конспирации у старообрядцев [2].
Среди жертв старообрядческого террора оказалсяВеликий Князь Сергей Александрович, сославший в ссылкустарообрядческого архиепископа Иоанна [3].
В 1875 году вдеревне Верхняя Троица Тверской губернии, в семьестаровера родился М.И. Калинин, ставший, впоследствии,главой Советского государства.
Справедливоотмечал М.А.Бакунин, что «в мире не произошло ни одногополитического или социального изменения, которое не былобы сопровождаемо и часто предупреждаемо аналогичнымдвижением в философских и религиозных идеях [4].
Начало ХХ века было ознаменовано духовными идейными исканиямиво всех слоях российского общества. Эти метания, на фонеусиления социально-политических и экономическихпротиворечий, привели к первой русской революции. В ходееё правительство вынуждено было даровать закон о свободевероисповедания. Это дало новые силы для старовероввоплотить в жизнь идею истинности Царства Христова наземле. На эти чувства,в начале ХХ векаопирались социал-демократы, при разработке социалистическихидей. «Положение: «социализм есть религия» для одних естьформа перехода от религии к социализму, для других – отсоциализма к религии» – писал В.И. Ленин, думаю понимавшийроль религиозных воззрений и исканий, господствующих вроссийском обществе между двумя революциями, которые моглиспособствовать росту антигосударственных настроений, иобретению новой социальной базы революционеров[5].
Между двумя революциями: 1905-1917 годов,Россия была похожа на растревоженный улей, которыйнеобходимо было умиротворить. Но правительство, следующееосновным постулатам неизменности существующего порядка, невсегда правильно определяющее самые животрепещущиевопросы, подготавливало почву для собственной гибели. Да иРПЦ к 1917 году (несмотря на Манифест 17 октября 1905 годао свободе вероисповеданий, Русская Православная Церковьоставалась единственной подконтрольной конфессией состороны государства), не предпринимала шагов дляликвидации угрозы.
Начало ХХ века Н.О. Лосский, В.В. Розанов идругие философы отмечали «как пролог к религиозномувозрождению» [6], хотя в 1935 году Н.А. Бердяев написал:«Вряд ли можно сказать, что у нас был религиозныйренессанс. Для этого не было достаточно сильнойрелигиозной воли, преображающей жизнь, и не было участия вдвижении более широких народных слоев» [7]. Противоречия всреде духовной интеллигенции, также способствовалибескомпромиссному утверждению идеи борьбы с существующейгосударственностью со всеми ее учреждениями и атрибутамисреди старообрядцев.
Данные обстоятельства, усугубленные ПервойМировой Войной,подвели Россию к Февральской революции 1917 года,немаловажную роль в данных событиях сыграли старообрядцы,представляющие собой более сплоченный и целенаправленныймир, одержимый идеей восстановления Христианского порядкаи идеиБогоносности русского народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Протоиерей Георгий Флоровский. Путирусского богословия. IMCA – press, 1983,С.58.
2. Шахназаров О.Л.Старообрядчество и большевизм// Вопросы истории. 2002. №4.С. 76.
3. Мельников Ф.Е.Краткая история древлеправославной (старообрядческой)Церкви. Барнаул. 1999. С. 398.
4.Бакунин М.А. Полн. собр. соч. Т.1. СПб. 1906. С.80.
5.Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.17, С.423.
6.Смирнов И.П. Осмыслениестарообрядчества в русской философии «духовногоренессанса». В кн.: Мир старообрядчества. История исовременность. Вып. 5. М. 1999, С.30-32.
7. Н. Бердяево русской философии. Ч.2. Свердловск, 1991.С.217.