Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
22 Ноября 2024 пятница
Олег Викодилов08.07.2014  с помощью Деловая газета Взгляд
Памятник благодарности Красной Армии снесли в Польше
В польском городе Лиманова муниципальными властями снесен памятник благодарности Красной Армии, Москва расценивает...
Кое что о "международном авторитете и политике Владимире Путине" и его омерзительном вкладе в отношения с Польшей ! ---
" Бесполезное унижение. Исторический комментарий к визиту Путина в Польшу в 2009 году" -- 2009-09-08 Олег Неменский
1 сентября 2009 года произошло довольно значимое для современной России событие: её премьер-министр в беспрецедентном публичном выступлении осудил Пакт Молотова-Риббентропа.

В опубликованной Путиным накануне этого статье, разъясняющей подготовленное выступление, было сказано, что этот Пакт «без всяких сомнений, можно с полным основанием осудить», так как он имел «аморальный характер». Если не считать эту статью и выступление в Польше на Вестерплатте только «частным мнением гражданина РФ В.В.Путина», то это было первое официальное осуждение Пакта в России (РФ).

На фоне активно идущих в обществе дискуссий, в которых преобладает скорее позитивная оценка этого пакта, такое заявление сенсационно. Кроме того, остаётся непонятной аргументация такой оценки с правительственной стороны, да и вообще смысл всего предпринятого мероприятия: поездки премьер-министра в Польшу и прозвучавших там заявлений. Визит был заранее проигрышным и для него, и вообще для России, но даже в этом отношении он превзошёл все ожидания. В сущности, визит оставил главный вопрос «зачем он туда поехал?» без ответа.

В первую очередь надо понимать, в каком статусе была приглашена туда Россия. Премьер Польши Дональд Туск, а также ряд других деятелей его партии (в первую очередь спикер Сейма Бронислав Коморовский) очень чётко сформулировали это накануне торжеств: в Польшу приедут высокие представители двух «стран-палачей» (понятно, Германии и России) и от них ждут признания своей вины и покаяния. В том, что ожидания относительно немцев оправдаются, они не сомневались, но вся интрига была в том, «найдёт ли в себе силы» признать равную с Германией вину за развязывание Второй Мировой войны премьер России. В этих условиях сам приезд российского премьера означал согласие России на то, чтобы она была представлена наравне с Германией виновницей войны.
Несомненно также, что Путин оказывался в проигрышном положении дважды: и в Польше, и в России, причём в России особенно, ведь его осуждение пакта Молотова-Риббентропа было сенсационным и скандальным.

Признание вины России в связи с событиями Второй Мировой - болезненный удар по российскому общественному мнению, который явно был недостаточно подготовлен информационно (скорее даже наоборот, информационная кампания на ТВ и во многих прочих СМИ была направлена как раз в обратную сторону). Сильная негативная реакция на слова Путина в российской политической среде вполне естественна. Осуждение Пакта идёт вразрез с общим настроем и, более того, противоречит некоторым прежним заявлениям самого же Путина (например, в одном из интервью он говорил, что пакт был исторической необходимостью и неизбежным следствием заключения Мюнхенских соглашений). После этого ему следовало бы объясниться перед российским общественным мнением. Но остаётся непонятным, зачем премьер-министру вообще нужно было вступать с ним в конфликт, да ещё и по такому вопросу. Угодить Польше? Но одним только этим ей не угодишь - потребуются дальнейшие далеко идущие действия.

Выступление Путина было выдержано в оправдательном тоне, вряд ли адекватном ситуации. Полякам оправдания не нужны - им нужно признание вины и публичное покаяние. Плюс к тому поляки были признаны премьером союзниками СССР «в той войне», что весьма оскорбительно для самих поляков. Ведь с польской точки зрения в той войне было две «империи Зла», два «государства-палача», её развязавшие, и великомученица Польша между ними, воплощение Добра и морали. А тут вдруг заявляется, что она была в союзе со Злом, с «палачом», пусть и только с одним из двух… И ведь даже худшим злом из двух имевшихся: всё же Германия почитается как Зло только в её тогдашних третьерейховских формах, Россию же принято считать в Польше «злой» просто за её русскость и независимо от режима или эпохи. Странно не учитывать этого в тексте, обращённом к самим же полякам. Тем более странным кажется попытка Путина представить отношения двух народов чуть ли не как дружественные: поляки ныне живут в убеждении, что ими ведётся священная историческая борьба с Россией, организовывают под неё «всё прогрессивное человечество», а тут вдруг, оказывается, что история «не должна мешать» хорошим с нею отношениям.

Возможно, причина неверно выбранного тона кроется в ошибочной оценке ситуации: в статье премьер-министр сетует на «попытки переписать историю под нужды сиюминутной политической конъюнктуры». Но польская трактовка Второй Мировой войны ни в коей мере не является следствием сиюминутной конъюнктуры. Она вытекает из самых глубоких и традиционных свойств польского самосознания и восприятия отношений с соседями и, по сути, для поляков безальтернативна. Это полностью акцептированная обществом национальная идеология, в ней вообще нет ничего конъюнктурного. Конъюнктурными могут быть отдельные заявления политиков и государственные акции, но не общее понимание тех событий.

Статья (и выступление) расстраивает и тем, что в ней так и не были представлены объяснительные модели для целого ряда «трудных мест» истории наших взаимоотношений. А ведь в первую очередь этого от статьи и ждали, если не в Польше (там ждут только признания вины и покаяния), то определённо в России. Например, по вопросу Катыни сказано разве что вскользь, что народу России «хорошо понятны обострённые чувства поляков», так как его судьбу тоже исковеркал тоталитарный режим. И что из этого?

Был ли Путин вынужден туда поехать в связи с международной обстановкой и более широким уровнем международных отношений? Вряд ли. В Польшу не приехали главы ряда основных европейских государств, не приехали и высшие представители США. Таким образом, международного съезда глав государств, на котором было бы неприлично не появиться, не было. Основная интрига торжеств была именно в том, что приехали два лидера «стран-палачей», и Путин решил поддержать именно такое мероприятие. Зато дал повод Я.Качинскому в крайне оскорбительном тоне заявить, что Саркози и Браун не приехали только потому, что посчитали ниже своего достоинства присутствовать на одном мероприятии с Путиным, а российско-германские отношения сравнить с «духом Рапалло».

Если уж ехать, то надо было потребовать формирования такой программы, которая не предполагала бы унижения России. К примеру, завершения официальной церемонии совместным возложением венков к памятнику советским воинам. Также было бы разумно представить там собственно русскую точку зрения на события Второй Мировой, а не пытаться задабривать Польшу признанием вины без покаяния за неё. Кстати, сама аргументация того, что за эту вину не надо каяться, впечатляет своей аморальностью: мол, все так делали, и мы тоже. Ни на одном суде такой метод оправдания преступника не был бы учтён обвинением. Сама ситуация, когда признание аморальными прежних действий государства сочетается с вполне аморальной аргументацией отказа от покаяния за эти действия как нельзя лучше свидетельствует польской стороне о её правоте в общих оценках России.

Формально Путин приехал ради улучшения отношений с Польшей и начала примирительного диалога. Но неизбежная жёсткая реакция польского политикума и общественного мнения на то, что он не пожелал покаяться, может вести только к обратным последствиям. Россия сознательно разожгла польские ожидания и потом поставила перед фактом их напрасности. Видно, это было неадекватное действие, плюс к тому совершённое в неподходящее время. Российско-польские отношения - слишком сложная тема, чтобы их можно было улучшить одним, пусть и громким, поступком. Это вопрос долгой и продуманной политики, для проведения которой пока что даже не созданы нужные условия.

Напомню, что польско-германское примирение началось с послания польских епископов 1965 г., в котором они писали «Прощаем и просим о прощении». Это было началом диалога между двумя народами, следствием которого стало нынешнее примирение. Ничего подобного в отношении России польское общество и государство не предпринимало и не предпримет, так как абсолютно уверено в том, что здесь-то вина только российская. Можно ли начинать с современной Польшей примирительный диалог?

Всё говорит о том, что к диалогу эта страна не готова. Её позиция тверда и монолитна: полное признание Россией вины за войну, равную вине Третьего Рейха, всенародное покаяние, выплата компенсаций и отказ от имперскости (то есть распад РФ).

Можно ли надеяться на диалог с такой стороной? Нет, однозначно нет. Здесь просто нет условий для диалога, есть что-то вроде общественно-политического ультиматума. На фоне этого оправдательные интонации Путина, его признание вины России за Пакт 1939 г., конечно, воспринимаются положительно - как первые робкие шажки в правильном направлении. Но каких-либо ответных шагов и даже улучшения официальной риторики в отношении России это не предполагает.

Так нужно ли было премьеру ехать в Польшу? По всему видно, что это был плохо продуманный и в результате бессмысленный визит, который стал очередным унижением России. российских отношений он будет иметь явные негативные последствия. ..."
Путин в своей Безумной Русофобии натворил столько бед и преступлений для Русских в России , что кроме как БАРАНАМИ и СКОТАМИ проголосовавших за Путина Русских "избирателей" и считать нельзя !
Олег Викодилов08.07.2014
Напишешь мало - жиды здешние потребуют доказательств, напишешь много - их словари-подстрочники с русского на ивритский начинают сбоить ! Ну никак евреям не угодишь
Антон Фирсов08.07.2014
Олег Викодилов, Уважаемый Олег! Много-словие,- это признак множества заблуждений.