Трансгуманизм и все, все, все... №7
Как любое вещество можно идентифицировать по его спектру, так и общественное движение можно понять, познакомившись с составляющими его элементами.
Можно было бы много говорить о том, что трангуманизм, как единый организм практически не реализован. Но чтобы это понять самостоятельно — достаточно просто прочитать список основных течений ТГ. Цели и задачи их настолько далеки друг от друга, что становится совершенно ясно — на совместные, согласованные действия без внешней удерживающей, направляющей и стимулирующей силы не способны.
В качестве пояснения, привожу короткие описания течений (гармоник спектра) трансгуманизма, найденные на страницах различных электронных энциклопедий:
Экстропианство — ранняя школа в трансгуманизме, характеризующаяся рядом принципов, защищающих превентивный подход к человеческой эволюции: бесконечный прогресс, самопреобразование, практический оптимизм, разумная технология, открытое общество, самонаправление и рациональное мышление.
Постгендеризм — социальная философия, в которой разрабатываются пути уничтожения пола человека через использование расширенной биотехнологии и вспомогательных репродуктивных технологий.
Гедонистический императив — этическая система, основанная на необходимости с помощью технологии уничтожить страдание для всей разумной жизни.
Психоделический трансгуманизм — религиозный синтез философии психоделической культуры, духовности Нью-Эйдж и трансгуманизма.
Альтернативный трансгуманизм — ставит целью превратиться в более совершенный биологический вид (являющийся улучшенной, лишенной недостатков версией современного человека) и на этом остановиться. Выступает за единообразие в «техзадании на модификацию», за основу для последнего берется описание расы эльфов, главным образом, из произведений Толкиена.
Трансцендентальный трансгуманизм— направление в современном трансгуманизме, опирающееся на восточные эзотерику и духовные практики (йога, адвайта), предполагает использовать эти практики для переноса души в другие тела и на небиологические носители.
Трансгресивный трансгуманизм — течение трансгуманизма превыше всего ставящее биоморфическую свободу. Трансгрессивные трансгуманисты считают возможность изменять своё тело и как следствие, приблизится к субъективному идеалу — самому важному из возможных достижений трансгуманизма. Личное бессмертие для трансгрессивного трансгуманиста является не основным, а побочным явлением. Главная цель — достижение биоморфического, кинестетического и субъективного идеала путём самоизменения.
Технократизм — ранняя социальная концепция, в которой декларируется необходимость построения общества, основанного на достижениях науки и техники.
Научный иммортализм — система взглядов, основанная на стремлении избежать физической смерти или, хотя бы, максимально отдалить её средствами науки.
Сингулярианство — этическая система, основанная на вере в то, что технологическая сингулярность возможна и необходима.
Техногайянизм — этическая система, основанная на вере в то, что новейшая техника поможет восстановить окружающую среду, а значит, разработка этих технологий должна быть главной целью защитников окружающей среды.
Трансгуманизм несёт в себе «наследственные» признаки настроений общества (особенно молодёжи) 50-х — 60-х годов ХХ века. С одной стороны — начало научно-технической революции, с верой её адептов во всемогущество знаниевой цивилизации, с другой — хиппистская культура тех лет, с культом «всеобщей любви», со склонностью к экспериментам по «изменению сознания». Происходило сильное взаимовлияние этих явлений, поскольку их «носители» неизбежно тесно и долго взаимодействовали между собой, а нередко и сочетали в одном человеке приверженность к обоим «феноменам». Как результат — во всех течениях трансгуманизма можно легко обнаружить черты «исходных» прото-течений.
И если говорить об «основных гармониках» «спектра» трансгуманизма, то налицо доживший до сегодняшних дней «технократизм», с подверженными именно его сильному влиянию «боковинами»: «иммортализм», «сингулярианство», «постгуманизм», «техногайянизм».
Культура «хиппи» проявилась в форме течений «психоделического», «трансцендентального», «альтернативного», «трансрегрессивного» трансгуманизма.
В «экстропианстве», «аболиционизме», «постгендеризме» наличествуют «родовые пятна», доставшиеся от обоих предшественников.