Сергей Худиев: Коммунизм не равен нацизму
Идея уравнять две тоталитарные идеологии возникла не вчера. Но коммунизм имеет фундаментальные отличия от нацизма....
- Во многих книгах о Павлове затрагивается вопрос о его отношении к религии . Мы думаем, что окончательный ответ должен дать сам учёный. В этой главе мы решили опубликовать материал, составленный самим Павловым. Предположительно эти наброски И.П.Павлова являются черновиком письма, которое он собирался направить в Совнарком. Текст публикуется по материалу, хранящемуся в Архиве Российской академии…
Сергей Худиев: Коммунизм не равен нацизму
Идея уравнять две тоталитарные идеологии возникла не вчера. Но коммунизм имеет фундаментальные отличия от нацизма....
- Во многих книгах о Павлове затрагивается вопрос о его отношении к религии . Мы думаем, что окончательный ответ должен дать сам учёный. В этой главе мы решили опубликовать материал, составленный самим Павловым. Предположительно эти наброски И.П.Павлова являются черновиком письма, которое он собирался направить в Совнарком. Текст публикуется по материалу, хранящемуся в Архиве Российской академии наук в Санкт-Петербурге: фонд 259, опись 1а, единица хранения 39.
Учёный приводит ряд доказательств важности религии , главнейшим из которых является нравственное совершенствование человека, обращение к его совести, возможность покаяния, обращения к богу в период тяжёлых испытаний, всевозможных случайностей и жизненных ударов. В записках И. П . Павлова выражен протест против гонений на религию и служителей культа, против разрушения храмов. Проводится интересное сопоставление религии и науки и делается вывод о том, что они не противоречат друг другу, особенно в аспекте нравственного поведения личности.
Письмо очень большое, но интересное, не поленитесь, прочитайте. Я приведу лишь небольшую выдержку (специально, чтобы Вас подразнить).
"... этот идеал сам возникает из практики развивающихся постепенно социальных человеческих отношений, всё более принимающих альтруистический характер, и концентрируется в особенно счастливых концентрированных натурах. Таким был в нашей ближайшей истории Иисус — вершина человечества, — осуществивший в себе величайшую из всех человеческую истину, истину о равенстве всех людей, что касается до основания прав личности и чем всю историю человека разделил идейно на две половины: до него рабскую и после него культурную христианскую. Эта истина, как никакая другая истина, окрепла, проникла, зафиксировалась в человеке, победила не зубами и когтями, не захватом материального, а невиданным массовым человеческим самопожертвованием. И, конечно, столь непохожая на обыкновенные человеческие всевозможные другие исторические дела, она должна была получить именно неземной авторитет, быть религией, быть идеалом. ...
... Но у религии есть и останутся надолго и другие заслуги перед людьми; если не у всех, то у огромного большинства людей есть и другая надобность в религии. Что есть самое трудное, самое страшное в жизни? Случайности. Бесчисленные случайности, начиная с рождения (наследственные гены), случайности роста (физические, умственные и нравственные), случайности здоровья, случайности всяких социальных осложнений в жизни, невзгод, условий, препятствий, случайной смерти и всякие случайности текущей жизни.
Цель всей культуры человечества, главная роль науки — ограничить, исключить эти случайности. Но они остаются и, можно сказать, нечувствительно уменьшаются, если не для статистики и не для судьбы человека, то для ощущений каждого отдельного человека". ..............
Учёный приводит ряд доказательств важности религии , главнейшим из которых является нравственное совершенствование человека, обращение к его совести, возможность покаяния, обращения к богу в период тяжёлых испытаний, всевозможных случайностей и жизненных ударов. В записках И. П . Павлова выражен протест против гонений на религию и служителей культа, против разрушения храмов. Проводится интересное сопоставление религии и науки и делается вывод о том, что они не противоречат друг другу, особенно в аспекте нравственного поведения личности.
Письмо очень большое, но интересное, не поленитесь, прочитайте. Я приведу лишь небольшую выдержку (специально, чтобы Вас подразнить).
"... этот идеал сам возникает из практики развивающихся постепенно социальных человеческих отношений, всё более принимающих альтруистический характер, и концентрируется в особенно счастливых концентрированных натурах. Таким был в нашей ближайшей истории Иисус — вершина человечества, — осуществивший в себе величайшую из всех человеческую истину, истину о равенстве всех людей, что касается до основания прав личности и чем всю историю человека разделил идейно на две половины: до него рабскую и после него культурную христианскую. Эта истина, как никакая другая истина, окрепла, проникла, зафиксировалась в человеке, победила не зубами и когтями, не захватом материального, а невиданным массовым человеческим самопожертвованием. И, конечно, столь непохожая на обыкновенные человеческие всевозможные другие исторические дела, она должна была получить именно неземной авторитет, быть религией, быть идеалом. ...
... Но у религии есть и останутся надолго и другие заслуги перед людьми; если не у всех, то у огромного большинства людей есть и другая надобность в религии. Что есть самое трудное, самое страшное в жизни? Случайности. Бесчисленные случайности, начиная с рождения (наследственные гены), случайности роста (физические, умственные и нравственные), случайности здоровья, случайности всяких социальных осложнений в жизни, невзгод, условий, препятствий, случайной смерти и всякие случайности текущей жизни.
Цель всей культуры человечества, главная роль науки — ограничить, исключить эти случайности. Но они остаются и, можно сказать, нечувствительно уменьшаются, если не для статистики и не для судьбы человека, то для ощущений каждого отдельного человека". ..............