Возможен ли простой ответ на крайне сложный вопрос о смысле человеческого бытия? Если он заключается в спасении, согласно православному канону, то возникает немедленно вопрос: а в чём заключается содержание спасения?
Ну допустим, что человекоцентризм - вообще ересь в любом виде - хоть в коммунистическом, хоть в либеральном, но к чему призывал Христос и вся христианская парадигма? Разве не к человеку был обращён новый завет? У кого получится, не занимаясь сознательно своим духовным и интеллектуальным совершенствованием не только понять смысл христианства, но и постичь его органично и целостно?
Неизбежно придётся каждому человеку ставить центром своего внимания самого себя, разумеется, безо всякого поклонничества, а напротив - с осознанием неиспользуемости собственного потенциала, который по-христиански называется "искрой божьей". Антропоцентризм нуждается в уходе от упрощёнческого подхода, сводящего права человека к скотскому потребленческому набору и лишающего человека самого главного - смысла.
Таким образом, можно согласиться с Патриархом, что антропоцентризм в его современном воплощении, сформированном западной философской мыслью и капиталистической практикой, действительно является ересью, губительной для человеческой сущности, поскольку он является скотоцентризмом по содержанию.
Ну допустим, что человекоцентризм - вообще ересь в любом виде - хоть в коммунистическом, хоть в либеральном, но к чему призывал Христос и вся христианская парадигма? Разве не к человеку был обращён новый завет? У кого получится, не занимаясь сознательно своим духовным и интеллектуальным совершенствованием не только понять смысл христианства, но и постичь его органично и целостно?
Неизбежно придётся каждому человеку ставить центром своего внимания самого себя, разумеется, безо всякого поклонничества, а напротив - с осознанием неиспользуемости собственного потенциала, который по-христиански называется "искрой божьей". Антропоцентризм нуждается в уходе от упрощёнческого подхода, сводящего права человека к скотскому потребленческому набору и лишающего человека самого главного - смысла.
Таким образом, можно согласиться с Патриархом, что антропоцентризм в его современном воплощении, сформированном западной философской мыслью и капиталистической практикой, действительно является ересью, губительной для человеческой сущности, поскольку он является скотоцентризмом по содержанию.