Дэвид Виттелс, «Зрение и скорость восприятия через зрение», часть 2 #психология@mindfeed
Как же работали эти трюки Реншоу? Чтобы понять это, необходимо сначала освободиться от популярных заблуждений. Одно из них то, что глаз работает как камера: что-то срабатывает в момент попадания света в глаз, формируя картинку с обратной стороны глазного яблока, а также где-то в мозгу. Всесторонние эксперименты показали, что никакой точной картинки никуда не проецируется.
«Большая часть процесса нашего зрения, — объясняет Реншоу, — не исполняется непосредственно глазами». По его теории глаза работают как «руки», которые достигают внешнего мира, вынимают из него бессмысленные обрывки информации, и передают их в мозг. Мозг затем пропускает эти обрывки через его память и спрашивает: «Что, чёрт побери, это такое? Где оно расположено, насколько оно большое?» До тех пор как мозг не получит ответы на эти вопросы, и не интерпретирует их через «сравнительное действие» — мы фактически ничего не «увидим»!
Это вольное изложение теорий Реншоу возможно заставит педантичного учёного схватиться за его редеющие волосы. Однако, чтобы проще было понять, ответы в терминах «сравнительного действия» будут такими: «Это автомобиль. Ты, идиот, он несётся прямо на тебя!..»; «Это слово "множественный", что означает дофига всего»; «Эта штука, движущаяся по комнате — твоя жена».
Память может выдавать нам информацию о таких вещах только потому, что с самого детства мы трогали вещи, работали ими, тянулись, слышали, пробовали, нюхали и сравнивали. Классический пример того, как мы учимся распознавать расстояния, можно видеть в 16-миллиметровом фильме о маленькой девочке, пытающейся сесть на что-то, что она никогда прежде не встречала.
Бродя по саду, она походит к круглому камню высотой около 30 сантиметров, и решает, что было бы неплохо на него сесть. Не доходя полметра до него она поворачивается, делает пару шагов к нему, и плюхается мимо. Она пугается, поскольку это не совсем то место, где она хотела бы расположиться — камень не настолько высокий, как ей казалось вначале.
Она встаёт, укоризненно смотрит на камень, кладёт на него свои руки, обходит вокруг, и, продолжая держаться за него, пробует снова — и на этот раз попадает. Теперь по одному взгляду на камень она может определить расстояние до него, чтобы сесть. Но она выяснила правду не с помощью глаз, а с помощью рук. Этот урок сохранился в её памяти, создавая один из наборов суждений, играющих главную роль в восприятии через зрение.
Эта концепция не есть оригинальная идея Реншоу. Настоящее открытие он показал в эксперименте с военными. Суть его в том, что мы видим лучше, если заранее обучимся способу замечать объект за одно короткое скоординированное действие. Так же, как и первоклассный игрок в гольф делает взмах, который, тем не менее, состоит из трёх частей: отведение, даунсвинг [вторая часть взмаха, когда клюшка движется к мячу] и проводка [движение, которое клюшка продолжает после удара по мячу], сливающиеся в одно движение.
Тахистоскоп, считает Реншоу, развивает такой «взмах» для зрения. Секрет тахистоскопа в его скорости. До тренировки студенты использовали неуклюжий и бессистемный способ видеть, и из-за быстроты вспышек тахистоскопа цифры выглядели размытыми. Отчасти причиной было то, что студенты не верили, что они могут разглядеть цифры за одну сотую секунды. Казалось, это невозможно, поскольку это в четыре раза быстрее чем человек моргает глазом. Выяснилось, что практически любой может овладеть такой сноровкой, а для хорошо тренированных студентов одна сотая секунды — даже слишком долго.
Многие из студентов Реншоу выучились схватывать слова, картинки и строки из цифр за одну двухтысячную секунды. Даже это, по его мнению, не было потолком достижимого. Сейчас [статья писалась при жизни Реншоу, в 1948 году] он экспериментирует с экспозицией в одну трёхмиллионную секунды. Он сделал это, подсоединив тахистоскоп к высокоскоростной фотовспышке от General Electric. Двое студентов уже способны многократно схватывать девятизначные номера за этот невообразимо короткий промежуток времени. Реншоу пока не готов принять это достижение как научно подтверждённый факт. Он подозревает, что высокий уровень иллюминации фотовспышки мог создать остаточное свечение, которое позволяет видеть картинку дольше, чем одну трёхмиллионную секунды.
В своём тренировочном курсе Реншоу достиг максимальной скорости в одну сотую секунды, подталкивая студентов до этого уровня начиная с одной десятой секунды и двух или трёх цифр. После того как они обучались воспринимать числа вроде «426937519» за одну сотую, на видео, запечатлевшем движение их глаз, становится видно, что их взгляды несутся по страницам, как грациозные конькобежцы по замёрзшему пруду. Один короткий взгляд позволяет воспринимать целый абзац. Реншоу настаивает, что это нечто большее, чем просто улучшение мускул глаза: это также говорит о лучшей координации с мозгом.
Но в механизмы зрения вовлечён ещё один фактор. В теории Гештальта он известен как «паттерн» или «форма». Реншоу во многом основывался на этой теории, когда строил свою систему распознавания самолётов. Например, четыре одинаковых отрезка, расположенные случайным образом, сбивают с толку. Но когда они выстраиваются в квадрат, появляется качественно новое значение. Наблюдатель видит форму, которую он немедленно распознаёт как квадрат, не тратя время на то чтобы посчитать и сравнить отрезки.
В более интересной демонстрации того же принципа использовалась фотография соблазнительно полуобнажённой Бетти Грейбл. Фото использовал инструктор, обучавший группу солдат Системе Распознавания Реншоу. Он без предупреждения показывал им эту картинку на одну сотую секунды.
В тот же момент мужчины подвывали и присвистывали.
«Что было на этом слайде?» — спрашивал инструктор.
«Бетти Грейбл!» — отвечал радостный хор голосов.
«Как вы это определили?» — требовал он.
Они видели, что он был серьёзен. Они пытались понять, но лучшее что они могли сказать: «чёрт, мы просто знаем».
«Ок», — сказал он. «Почему бы вам теперь не научиться распознавать самолёты таким же путём?»
Идея в том, что мы можем распознавать вещи сразу, с одного беглого взгляда. Самый быстрый и самый лучший способ распознавать вещи — смотреть на них как на целое. Это естественный путь видеть, и примерно до шести лет дети видят именно таким образом. Как правило, они и показывают лучшие результаты на тахистоскопе.
Как же работали эти трюки Реншоу? Чтобы понять это, необходимо сначала освободиться от популярных заблуждений. Одно из них то, что глаз работает как камера: что-то срабатывает в момент попадания света в глаз, формируя картинку с обратной стороны глазного яблока, а также где-то в мозгу. Всесторонние эксперименты показали, что никакой точной картинки никуда не проецируется.
«Большая часть процесса нашего зрения, — объясняет Реншоу, — не исполняется непосредственно глазами». По его теории глаза работают как «руки», которые достигают внешнего мира, вынимают из него бессмысленные обрывки информации, и передают их в мозг. Мозг затем пропускает эти обрывки через его память и спрашивает: «Что, чёрт побери, это такое? Где оно расположено, насколько оно большое?» До тех пор как мозг не получит ответы на эти вопросы, и не интерпретирует их через «сравнительное действие» — мы фактически ничего не «увидим»!
Это вольное изложение теорий Реншоу возможно заставит педантичного учёного схватиться за его редеющие волосы. Однако, чтобы проще было понять, ответы в терминах «сравнительного действия» будут такими: «Это автомобиль. Ты, идиот, он несётся прямо на тебя!..»; «Это слово "множественный", что означает дофига всего»; «Эта штука, движущаяся по комнате — твоя жена».
Память может выдавать нам информацию о таких вещах только потому, что с самого детства мы трогали вещи, работали ими, тянулись, слышали, пробовали, нюхали и сравнивали. Классический пример того, как мы учимся распознавать расстояния, можно видеть в 16-миллиметровом фильме о маленькой девочке, пытающейся сесть на что-то, что она никогда прежде не встречала.
Бродя по саду, она походит к круглому камню высотой около 30 сантиметров, и решает, что было бы неплохо на него сесть. Не доходя полметра до него она поворачивается, делает пару шагов к нему, и плюхается мимо. Она пугается, поскольку это не совсем то место, где она хотела бы расположиться — камень не настолько высокий, как ей казалось вначале.
Она встаёт, укоризненно смотрит на камень, кладёт на него свои руки, обходит вокруг, и, продолжая держаться за него, пробует снова — и на этот раз попадает. Теперь по одному взгляду на камень она может определить расстояние до него, чтобы сесть. Но она выяснила правду не с помощью глаз, а с помощью рук. Этот урок сохранился в её памяти, создавая один из наборов суждений, играющих главную роль в восприятии через зрение.
Эта концепция не есть оригинальная идея Реншоу. Настоящее открытие он показал в эксперименте с военными. Суть его в том, что мы видим лучше, если заранее обучимся способу замечать объект за одно короткое скоординированное действие. Так же, как и первоклассный игрок в гольф делает взмах, который, тем не менее, состоит из трёх частей: отведение, даунсвинг [вторая часть взмаха, когда клюшка движется к мячу] и проводка [движение, которое клюшка продолжает после удара по мячу], сливающиеся в одно движение.
Тахистоскоп, считает Реншоу, развивает такой «взмах» для зрения. Секрет тахистоскопа в его скорости. До тренировки студенты использовали неуклюжий и бессистемный способ видеть, и из-за быстроты вспышек тахистоскопа цифры выглядели размытыми. Отчасти причиной было то, что студенты не верили, что они могут разглядеть цифры за одну сотую секунды. Казалось, это невозможно, поскольку это в четыре раза быстрее чем человек моргает глазом. Выяснилось, что практически любой может овладеть такой сноровкой, а для хорошо тренированных студентов одна сотая секунды — даже слишком долго.
Многие из студентов Реншоу выучились схватывать слова, картинки и строки из цифр за одну двухтысячную секунды. Даже это, по его мнению, не было потолком достижимого. Сейчас [статья писалась при жизни Реншоу, в 1948 году] он экспериментирует с экспозицией в одну трёхмиллионную секунды. Он сделал это, подсоединив тахистоскоп к высокоскоростной фотовспышке от General Electric. Двое студентов уже способны многократно схватывать девятизначные номера за этот невообразимо короткий промежуток времени. Реншоу пока не готов принять это достижение как научно подтверждённый факт. Он подозревает, что высокий уровень иллюминации фотовспышки мог создать остаточное свечение, которое позволяет видеть картинку дольше, чем одну трёхмиллионную секунды.
В своём тренировочном курсе Реншоу достиг максимальной скорости в одну сотую секунды, подталкивая студентов до этого уровня начиная с одной десятой секунды и двух или трёх цифр. После того как они обучались воспринимать числа вроде «426937519» за одну сотую, на видео, запечатлевшем движение их глаз, становится видно, что их взгляды несутся по страницам, как грациозные конькобежцы по замёрзшему пруду. Один короткий взгляд позволяет воспринимать целый абзац. Реншоу настаивает, что это нечто большее, чем просто улучшение мускул глаза: это также говорит о лучшей координации с мозгом.
Но в механизмы зрения вовлечён ещё один фактор. В теории Гештальта он известен как «паттерн» или «форма». Реншоу во многом основывался на этой теории, когда строил свою систему распознавания самолётов. Например, четыре одинаковых отрезка, расположенные случайным образом, сбивают с толку. Но когда они выстраиваются в квадрат, появляется качественно новое значение. Наблюдатель видит форму, которую он немедленно распознаёт как квадрат, не тратя время на то чтобы посчитать и сравнить отрезки.
В более интересной демонстрации того же принципа использовалась фотография соблазнительно полуобнажённой Бетти Грейбл. Фото использовал инструктор, обучавший группу солдат Системе Распознавания Реншоу. Он без предупреждения показывал им эту картинку на одну сотую секунды.
В тот же момент мужчины подвывали и присвистывали.
«Что было на этом слайде?» — спрашивал инструктор.
«Бетти Грейбл!» — отвечал радостный хор голосов.
«Как вы это определили?» — требовал он.
Они видели, что он был серьёзен. Они пытались понять, но лучшее что они могли сказать: «чёрт, мы просто знаем».
«Ок», — сказал он. «Почему бы вам теперь не научиться распознавать самолёты таким же путём?»
Идея в том, что мы можем распознавать вещи сразу, с одного беглого взгляда. Самый быстрый и самый лучший способ распознавать вещи — смотреть на них как на целое. Это естественный путь видеть, и примерно до шести лет дети видят именно таким образом. Как правило, они и показывают лучшие результаты на тахистоскопе.