Активно обсуждаемая статья Эдуарда Бирова «Православие и СССР» подразумевает ответ не только идеологический (в комментариях подобного рода недостатка нет), но и прагматический. В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет реплику, которая лучше иных достойных текстов объясняет, где пролегает сегодня водораздел в этой сложнейшей дискуссии.
***
ПАПА ПОДВЕРГ КАПИТАЛИЗМ РЕЗКОЙ КРИТИКЕ
("The raw story", США)
Чтобы не оставалось никаких сомнений, Папа Франциск ясно дал понять, что он имеет мало общего с американскими консерваторами.
Понтифик выпустил свое послание Evangelii Gaudium, или Радость Благой Вести, в котором он подверг резкой критике капитализм как форму тирании, а также призвал церковь и политических лидеров заниматься проблемами бедных.
«До тех пор, пока проблемы бедных не будут радикальным образом решены с помощью отказа от абсолютной автономности рынков и финансовых спекуляций, а также за счет устранения структурных причин, порождающих неравенство, не будет найдено решение мировых проблем и не будет решена ни одна проблема», — подчеркнул Папа в 224-страничном документе, который, по существу, представляет собой его официальную платформу.
Папа Франциск заявил, что неравенство является основой всех социальных недугов, и он помолился за то, чтобы появились мировые лидеры, способные сопереживать и обладающие чувством социальной справедливости.
«Я молю Господа о том, чтобы он даровал нам политиков, которых бы искренне беспокоило состояние общества, народа, жизнь бедных людей!» — подчеркнул Папа Франциск. — Жизненно необходимо, чтобы лидеры правительств и финансовые лидеры обратили на это внимание и расширили свои горизонты, неустанно трудясь для того, чтобы обеспечить всем гражданам достойную работу, образование и здравоохранение».
Папа Франциск уже вызвал раздражение некоторых консервативно настроенных католиков в Соединенных Штатах из-за своих откровенных комментариев по таким социальным вопросам как гомосексуальность, аборты и применение противозачаточных средств, и он раньше уже подвергал критике капитализм за поощрение алчности.
Однако последние заявления Папы Франциска еще отчетливее выявили его озабоченность, что явным образом противопоставляет его американским консервативным лидерам, прославляющим неограниченный свободный рынок и теорию Айн Рэнд (Ayn Rand) относительно объективизма и рационального эгоизма.
«Я заинтересован только в оказании помощи тем, кто захвачен индивидуалистической, индифферентной и сконцентрированной на самой себе ментальностью, этих людей следует освободить от недостойных цепей и создать стиль жизни и мышления, которые были бы более гуманными, благородными и плодотворными и которые придавали бы достоинство их присутствию на Земле», — отметил Папа.
Он также обрушился на поддерживавшуюся Рональдом Рейганом экономическую теорию, которая продолжает служить в качестве республиканской догмы.
«Некоторые люди продолжают защищать теории просачивания благосостояния сверху вниз, согласно которым экономических рост при поддержке свободного рынка неизбежно добьется успеха в достижении большей справедливости и включенности в мир», — отметил Папа Франциск. — Подобное мнение, которое еще никогда не было подтверждено с помощью фактов, выражает грубую и наивную веру в божественность тех, кто владеет экономической властью, а также в сакрализованные возможности господствующей экономической системы».
Папа пожаловался на то, что люди «спокойно приняли господство» денег над ними самими, а также над обществом, что, по его словам, нашло свое выражение в недавнем финансовом кризисе, а также в продолжающемся прославлении экономики, основанной на потреблении.
«Мы создали новых идолов, — подчеркнул Папа. — Поклонение древнему золотому тельцу вернулось в новом и безжалостном облике, основанном на культе денег и диктатуре безличной экономики, лишенной истинно гуманной цели. Во всем мире кризис, затронувший финансы и экономику, обнажает диспропорции и прежде всего отсутствие реальной заботы о человеке, низведенном до одного своего желания — до потребления».
Папа осудил растущий разрыв между богатыми и бедными, считая это социальной и политической проблемой.
«Существующий дисбаланс является результатом идеологий, защищающих абсолютную автономию рынка и финансовых спекуляций, — написал Папа Франциск. — В результате они отрицают право государств, в обязанность которых входит забота об общем благе, осуществлять любую форму контроля. Таким образом, родилась новая тирания, невидимая и часто виртуальная, тирания, которая в одностороннем порядке и безжалостно навязывает свои собственные законы и правила».
Папа отметил, что корпорации и отдельные люди уклоняются от уплаты налогов во всех странах мира, лишая тем самым правительства возможности создания фондов, служащих интересам всех граждан, тогда как банки и кредитные организации парализуют развивающиеся экономики с помощью чрезмерных процентных обязательств.
«Жажда власти и собственности не знает никаких границ, — пишет Папа Франциск. — В этой системе, стремящейся поглотить все, что стоит на пути увеличения прибыли, любые хрупкие вещи, в том числе окружающая среда, оказываются беззащитным перед интересами обожествленного рынка, ставшего единственным правилом».
Папа Франциск заявил, что существующая политическая и экономическая система изначально порочна, поскольку она нарушает библейскую заповедь «не убий!»
«Такая экономика убивает, — подчеркнул он. — Почему происходит так, что не является новостью смерть пожилого бездомного человека, которому негде укрыться от непогоды, тогда как новостью является сообщение о понижении на два пункта индекса на фондовом рынке? Это вопрос исключения. Можем ли мы продолжать пассивно наблюдать за тем, как выбрасываются пищевые продукты, тогда как многие люди страдают от голода? Это вопрос неравенства. Сегодня все подчинено законам конкуренции и выживанию наиболее приспособленного, тогда как обладающие властью питаются за счет тех, кто лишен власти. В результате массы людей оказываются исключенными и маргиналами — без работы, без возможностей, без способов выйти из этой ситуации».
Папа отметил, что и сами человеческие существа используются, а затем выбрасываются как потребительские товары в этой «культуре одноразовых вещей».
«Это уже не просто вопрос эксплуатации и угнетения, это нечто новое, — отметил Папа. — Исключение, в конечном итоге, должно иметь отношение к тому, что значит быть частью того общества, в котором мы живем; исключенные не являются больше низами общества, его периферией или группой, лишенной каких-либо прав, они больше не являются даже его частью. Исключенные — это не "эксплуатируемые", а изгои, "отбросы"»..
***
ПАПА ПОДВЕРГ КАПИТАЛИЗМ РЕЗКОЙ КРИТИКЕ
("The raw story", США)
Чтобы не оставалось никаких сомнений, Папа Франциск ясно дал понять, что он имеет мало общего с американскими консерваторами.
Понтифик выпустил свое послание Evangelii Gaudium, или Радость Благой Вести, в котором он подверг резкой критике капитализм как форму тирании, а также призвал церковь и политических лидеров заниматься проблемами бедных.
«До тех пор, пока проблемы бедных не будут радикальным образом решены с помощью отказа от абсолютной автономности рынков и финансовых спекуляций, а также за счет устранения структурных причин, порождающих неравенство, не будет найдено решение мировых проблем и не будет решена ни одна проблема», — подчеркнул Папа в 224-страничном документе, который, по существу, представляет собой его официальную платформу.
Папа Франциск заявил, что неравенство является основой всех социальных недугов, и он помолился за то, чтобы появились мировые лидеры, способные сопереживать и обладающие чувством социальной справедливости.
«Я молю Господа о том, чтобы он даровал нам политиков, которых бы искренне беспокоило состояние общества, народа, жизнь бедных людей!» — подчеркнул Папа Франциск. — Жизненно необходимо, чтобы лидеры правительств и финансовые лидеры обратили на это внимание и расширили свои горизонты, неустанно трудясь для того, чтобы обеспечить всем гражданам достойную работу, образование и здравоохранение».
Папа Франциск уже вызвал раздражение некоторых консервативно настроенных католиков в Соединенных Штатах из-за своих откровенных комментариев по таким социальным вопросам как гомосексуальность, аборты и применение противозачаточных средств, и он раньше уже подвергал критике капитализм за поощрение алчности.
Однако последние заявления Папы Франциска еще отчетливее выявили его озабоченность, что явным образом противопоставляет его американским консервативным лидерам, прославляющим неограниченный свободный рынок и теорию Айн Рэнд (Ayn Rand) относительно объективизма и рационального эгоизма.
«Я заинтересован только в оказании помощи тем, кто захвачен индивидуалистической, индифферентной и сконцентрированной на самой себе ментальностью, этих людей следует освободить от недостойных цепей и создать стиль жизни и мышления, которые были бы более гуманными, благородными и плодотворными и которые придавали бы достоинство их присутствию на Земле», — отметил Папа.
Он также обрушился на поддерживавшуюся Рональдом Рейганом экономическую теорию, которая продолжает служить в качестве республиканской догмы.
«Некоторые люди продолжают защищать теории просачивания благосостояния сверху вниз, согласно которым экономических рост при поддержке свободного рынка неизбежно добьется успеха в достижении большей справедливости и включенности в мир», — отметил Папа Франциск. — Подобное мнение, которое еще никогда не было подтверждено с помощью фактов, выражает грубую и наивную веру в божественность тех, кто владеет экономической властью, а также в сакрализованные возможности господствующей экономической системы».
Папа пожаловался на то, что люди «спокойно приняли господство» денег над ними самими, а также над обществом, что, по его словам, нашло свое выражение в недавнем финансовом кризисе, а также в продолжающемся прославлении экономики, основанной на потреблении.
«Мы создали новых идолов, — подчеркнул Папа. — Поклонение древнему золотому тельцу вернулось в новом и безжалостном облике, основанном на культе денег и диктатуре безличной экономики, лишенной истинно гуманной цели. Во всем мире кризис, затронувший финансы и экономику, обнажает диспропорции и прежде всего отсутствие реальной заботы о человеке, низведенном до одного своего желания — до потребления».
Папа осудил растущий разрыв между богатыми и бедными, считая это социальной и политической проблемой.
«Существующий дисбаланс является результатом идеологий, защищающих абсолютную автономию рынка и финансовых спекуляций, — написал Папа Франциск. — В результате они отрицают право государств, в обязанность которых входит забота об общем благе, осуществлять любую форму контроля. Таким образом, родилась новая тирания, невидимая и часто виртуальная, тирания, которая в одностороннем порядке и безжалостно навязывает свои собственные законы и правила».
Папа отметил, что корпорации и отдельные люди уклоняются от уплаты налогов во всех странах мира, лишая тем самым правительства возможности создания фондов, служащих интересам всех граждан, тогда как банки и кредитные организации парализуют развивающиеся экономики с помощью чрезмерных процентных обязательств.
«Жажда власти и собственности не знает никаких границ, — пишет Папа Франциск. — В этой системе, стремящейся поглотить все, что стоит на пути увеличения прибыли, любые хрупкие вещи, в том числе окружающая среда, оказываются беззащитным перед интересами обожествленного рынка, ставшего единственным правилом».
Папа Франциск заявил, что существующая политическая и экономическая система изначально порочна, поскольку она нарушает библейскую заповедь «не убий!»
«Такая экономика убивает, — подчеркнул он. — Почему происходит так, что не является новостью смерть пожилого бездомного человека, которому негде укрыться от непогоды, тогда как новостью является сообщение о понижении на два пункта индекса на фондовом рынке? Это вопрос исключения. Можем ли мы продолжать пассивно наблюдать за тем, как выбрасываются пищевые продукты, тогда как многие люди страдают от голода? Это вопрос неравенства. Сегодня все подчинено законам конкуренции и выживанию наиболее приспособленного, тогда как обладающие властью питаются за счет тех, кто лишен власти. В результате массы людей оказываются исключенными и маргиналами — без работы, без возможностей, без способов выйти из этой ситуации».
Папа отметил, что и сами человеческие существа используются, а затем выбрасываются как потребительские товары в этой «культуре одноразовых вещей».
«Это уже не просто вопрос эксплуатации и угнетения, это нечто новое, — отметил Папа. — Исключение, в конечном итоге, должно иметь отношение к тому, что значит быть частью того общества, в котором мы живем; исключенные не являются больше низами общества, его периферией или группой, лишенной каких-либо прав, они больше не являются даже его частью. Исключенные — это не "эксплуатируемые", а изгои, "отбросы"»..
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее