О "чурбанах" былых времен
Делюсь тем что сам нарыл в инете. Я не автор, но ссылки ,увы, выкладывать тут запрещено . Обратите внимание на шестой абзац.
Меня тут попросили высказаться – что я думаю насчет популярного в последнее время лозунга насчет введения визового режима со странами Средней Азии и очень эмоциональных постов, этим самым мигрантам посвященных. Ну знаете, в последнее время часто пишут - типа, вставайте, люди русские, последний час пришел на землю православную!
Но только давайте сразу условимся – без эмоций. Попробуем говорить не о том, хорошо или плохо то, что происходит, а о главном – почему это происходит. Хорошо?
Ну, для начала замечу, что такого добра я читал богато, и не только в ЖЖ, Фейсбуке и «ВКонтактике», а в архивах. Крики «Чурбанье понаехало, вставайте, люди добрые, спасайте цивилизацию!!!» звучат очень часто, и на всех широтах. Вот вам, к примеру, пара эмоциональных выступлений из частных писем, заменявших тогда бложики:
«Если бы ты видел сейчас население города, какие попадаются жидовские физиономии, типичные, с пейсами с каркающим, икающим жидовским жаргоном». Или вот: «На панели публика в кожаных тужурках и серых шинелях, плюющая тебе в лицо семечками, и масса жидов, словно ты в Гомеле, Двинске или Бердичеве, с длинными пейсами и чувствующих себя совершенно дома. В публичные места не хожу, также избегаю бродить по улицам из-за неприятности видеть жидовские хари и читать жидовские вывески. Скоро в Москве, или, вернее сказать, в Новом Бердичеве, русская вывеска будет редкостью. Эта госнация все заполнила». 20-е годы двадцатого же века, евреи перебираются в Москву, Ленинград, Харьков и прочие крупные города страны.
Не хотите читать про других – прочитайте про себя. Вот вам отрывок из еще одного письма.
«И вот непривычная, но уже нескончаемая вереница подневольного люда того и другого пола омрачает этот прекраснейший город скифскими чертами лица и беспорядочным разбродом, словно мутный поток чистейшую реку. Не будь они своим покупателям милее, чем мне, не радуй они их глаз больше, чем мой, не теснилось бы бесславное племя по здешним узким переулкам, не печалило бы неприятными встречами приезжих, привыкших к лучшим картинам, но в глубине своей Скифии вместе с худою и бледною Нуждой среди каменистого поля, где ее поместил Назон, зубами и ногтями рвало бы скудные растения. Впрочем, об этом довольно».
О ком это? О русских рабах, массовую закупку которых организовали обосновавшиеся в Крыму генуэзцы, втариваясь товаром по оптовым ценам на рынках Кафы (Феодосии) и Судака. Восточнославянские «гастарбайтеры» текли в Италию рекой и вскоре действительно заполонили собой итальянские города. И вот не кто-нибудь, а великий Петрарка и писал это раздраженное письмо архиепископу Генуи Гвидо Сетте. Это 1367 год, четырнадцатый век!
Где теперь эти скифские морды, заполонившие собой прекрасные города итальянского Возрождения?! Сами знаете где – их потомки теперь брюзжат в обед за тарелочкой пасты, что черномазые прутся в Италию как испуганные, скоро нам, природным итальянцам, наступить некуда будет.
Да что далеко ходить? Товарищи угнетаемые чурками москвичи, вспомните, пожалуйста, какая тема была самой животрепещущей на московских кухнях в 70-е годы? Именно! Лимита. «Понаехала деревня, всю Москву своими семечками засрали, все своим деревенским духом пропитали, продуктов из-за них в магазине не купишь». Где теперь та лимита? Правильно – продолжившись в детях, бурчит в Фейсбуках про понаехавших «джамшутов».
Хотите хохму? Своя лимита была и у этих азиатских «понаехавших». В середине 90-х, когда жизнь в кишлаках и аулах стала окончательно непереносимой, в азиатские города хлынули орды собственных «колхозников». И городские, «асфальтовые», казахи и узбеки, сами донельзя напуганные ордами этих «мамбетов» (каз.) и «харыпов» (узб.) жаловались друг другу: «Куда они лезут, из каких только пещер эти дикари повылазили!». И те же страшилки друг другу рассказывали – о страшной криминальности понаехавших, об повсеместных изнасилованиях, о пугающем демпинге на рынке труда…
А теперь, после предварительных замечаний, отвечаю на вопрос, что я обо всем этом думаю.
Я думаю, что нынешнее недовольство абсолютно закономерно, вполне естественно и было бы глупо ожидать что-либо другого.
По одной просто причине – ксенофобия, то бишь боязнь чужих, это абсолютно естественное явление. Страх перед другим заложен в человеке изначально, на уровне инстинктов, это точно такая же вшитая в наш БИОС программа, как страх высоты, боязнь темноты или водобоязнь для неумеющих плавать.
Других, непохожих, отличающихся не любят нигде и никогда. Их не любят дети, про это вам любой толстый или рыжий («рыжий, красный, человек опасный») немало порасскажут. Их не любят животные – классическим стал пример с белой вороной, которую черные обычно заклевывают. И надо сказать, на биологическом уровне это поведение вполне объяснимо: мы здесь сидим, все такие друг другу привычные, не выделяющиеся, все такие хорошенькие, и вдруг, опа! Рыжий. А вдруг он шпион американский, агент отирающего где-то неподалеку племени рыжих, которые однажды как нагрянут, как все харчи наши пожрут, и всех женщин наших отберут!
В случае со среднеазиатскими мигрантами (а до них – с лимитой, армянами, евреями, ассирийцами, татарами) – все то же самое, один к одному. Крупные российские города (в отличие, например, от городов казахстанских) много лет были очень однородными, гомогенными по населению. Меня приезжие не раздражают и не пугают, потому что у меня была прививка в детстве - я вырос в очень многонациональном городе, где ни одна нация не набирала даже 30%. Но вот у окружающих меня людей этого опыта нет.
И они ведут себя так, как должны вести в этой ситуации. Представьте - живете вы себе, живете, вокруг все свои, родные рязанские хари. И вдруг, внезапно, в одночасье появляется даже не столько крупная (доля среднеазиатских мигрантов по численности составляет примерно 5% населения России), сколько очень заметная чужая толпа. И все призывы к толерантности, честно говоря, глупы и бесполезны - социальный организм реагирует на возникший раздражитель единственно возможным образом - пытается исторгнуть его из себя, как палец - занозу. Это не то что правильное поведение, но оно - естественное, по другому биологические виды себя вести не умеют.
Но в рассказе о прикочевавшей орде чужаков ключевое слово - "заметная". На них останавливается глаз, только что равнодушно проехавшийся по сотне привычных русаков, их непонятная речь звучит диссонансом в привычной картине звуков нашего города – ну как тут не встревожится? К бабке не ходи – они что-то замышляют и окружают-окружают тихо нас.
А теперь – внимание, вопрос: что общего во всех процитированных примерах – со среднеазиатами, евреями, «скифскими рабами» и прочей лимитой? Все эти полные тревоги голоса звучат, как правило, в момент появления чужаков, либо вскоре после оного появления. А потом – потихоньку смолкают. И знаете – почему?
Не потому, что чужаки исчезли. Они остались, но - ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ЗАМЕТНЫМИ. Им ведь тоже жить охота, у них ведь тоже инстинкты скальпелем не отрезали, и они прекрасно видят, что они раздражают окружающих. Причем окружающих – много, а меня- мало! «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…». И обращают на себя внимание они исключительно из-за незнания местных реалий, неумения приспособится. Но человек – животное о-о-очень адаптивное, учится очень быстро, и, как правило, уже в первом поколении мигранты обучаются вести себя так, чтобы не бросаться в глаза. Евреи срезают пейсы, татары-старьевщики переодеваются из халатов с штаны да рубахи, лимитчики перестают бегать по магазинам с двумя рюкзаками – спереди и сзади. Чужую гортанную или окающую речь сменяет хороший русский язык с правильным говором, и подозрительные пришельцы растворяются в толпе.
Обывателю ничего не царапает глаз и не режет слух. Он, поворчав еще немного для порядка, потихоньку успокаивается. До следующей толпы мигрантов.
Поэтому разрешение кризиса с азиатскими мигрантами зависит в первую очередь не от темпов воспитания толерантности у русских дикарей, а от адаптивных способностей пришельцев. Неплохо зная узбеков и киргизов, и хуже - таджиков (а именно эти три нации и дают львиную долю мигрантов) я просто в курсе, что способности к адаптации у них весьма высокие. Поэтому особо и не тревожусь.
Делюсь тем что сам нарыл в инете. Я не автор, но ссылки ,увы, выкладывать тут запрещено . Обратите внимание на шестой абзац.
Меня тут попросили высказаться – что я думаю насчет популярного в последнее время лозунга насчет введения визового режима со странами Средней Азии и очень эмоциональных постов, этим самым мигрантам посвященных. Ну знаете, в последнее время часто пишут - типа, вставайте, люди русские, последний час пришел на землю православную!
Но только давайте сразу условимся – без эмоций. Попробуем говорить не о том, хорошо или плохо то, что происходит, а о главном – почему это происходит. Хорошо?
Ну, для начала замечу, что такого добра я читал богато, и не только в ЖЖ, Фейсбуке и «ВКонтактике», а в архивах. Крики «Чурбанье понаехало, вставайте, люди добрые, спасайте цивилизацию!!!» звучат очень часто, и на всех широтах. Вот вам, к примеру, пара эмоциональных выступлений из частных писем, заменявших тогда бложики:
«Если бы ты видел сейчас население города, какие попадаются жидовские физиономии, типичные, с пейсами с каркающим, икающим жидовским жаргоном». Или вот: «На панели публика в кожаных тужурках и серых шинелях, плюющая тебе в лицо семечками, и масса жидов, словно ты в Гомеле, Двинске или Бердичеве, с длинными пейсами и чувствующих себя совершенно дома. В публичные места не хожу, также избегаю бродить по улицам из-за неприятности видеть жидовские хари и читать жидовские вывески. Скоро в Москве, или, вернее сказать, в Новом Бердичеве, русская вывеска будет редкостью. Эта госнация все заполнила». 20-е годы двадцатого же века, евреи перебираются в Москву, Ленинград, Харьков и прочие крупные города страны.
Не хотите читать про других – прочитайте про себя. Вот вам отрывок из еще одного письма.
«И вот непривычная, но уже нескончаемая вереница подневольного люда того и другого пола омрачает этот прекраснейший город скифскими чертами лица и беспорядочным разбродом, словно мутный поток чистейшую реку. Не будь они своим покупателям милее, чем мне, не радуй они их глаз больше, чем мой, не теснилось бы бесславное племя по здешним узким переулкам, не печалило бы неприятными встречами приезжих, привыкших к лучшим картинам, но в глубине своей Скифии вместе с худою и бледною Нуждой среди каменистого поля, где ее поместил Назон, зубами и ногтями рвало бы скудные растения. Впрочем, об этом довольно».
О ком это? О русских рабах, массовую закупку которых организовали обосновавшиеся в Крыму генуэзцы, втариваясь товаром по оптовым ценам на рынках Кафы (Феодосии) и Судака. Восточнославянские «гастарбайтеры» текли в Италию рекой и вскоре действительно заполонили собой итальянские города. И вот не кто-нибудь, а великий Петрарка и писал это раздраженное письмо архиепископу Генуи Гвидо Сетте. Это 1367 год, четырнадцатый век!
Где теперь эти скифские морды, заполонившие собой прекрасные города итальянского Возрождения?! Сами знаете где – их потомки теперь брюзжат в обед за тарелочкой пасты, что черномазые прутся в Италию как испуганные, скоро нам, природным итальянцам, наступить некуда будет.
Да что далеко ходить? Товарищи угнетаемые чурками москвичи, вспомните, пожалуйста, какая тема была самой животрепещущей на московских кухнях в 70-е годы? Именно! Лимита. «Понаехала деревня, всю Москву своими семечками засрали, все своим деревенским духом пропитали, продуктов из-за них в магазине не купишь». Где теперь та лимита? Правильно – продолжившись в детях, бурчит в Фейсбуках про понаехавших «джамшутов».
Хотите хохму? Своя лимита была и у этих азиатских «понаехавших». В середине 90-х, когда жизнь в кишлаках и аулах стала окончательно непереносимой, в азиатские города хлынули орды собственных «колхозников». И городские, «асфальтовые», казахи и узбеки, сами донельзя напуганные ордами этих «мамбетов» (каз.) и «харыпов» (узб.) жаловались друг другу: «Куда они лезут, из каких только пещер эти дикари повылазили!». И те же страшилки друг другу рассказывали – о страшной криминальности понаехавших, об повсеместных изнасилованиях, о пугающем демпинге на рынке труда…
А теперь, после предварительных замечаний, отвечаю на вопрос, что я обо всем этом думаю.
Я думаю, что нынешнее недовольство абсолютно закономерно, вполне естественно и было бы глупо ожидать что-либо другого.
По одной просто причине – ксенофобия, то бишь боязнь чужих, это абсолютно естественное явление. Страх перед другим заложен в человеке изначально, на уровне инстинктов, это точно такая же вшитая в наш БИОС программа, как страх высоты, боязнь темноты или водобоязнь для неумеющих плавать.
Других, непохожих, отличающихся не любят нигде и никогда. Их не любят дети, про это вам любой толстый или рыжий («рыжий, красный, человек опасный») немало порасскажут. Их не любят животные – классическим стал пример с белой вороной, которую черные обычно заклевывают. И надо сказать, на биологическом уровне это поведение вполне объяснимо: мы здесь сидим, все такие друг другу привычные, не выделяющиеся, все такие хорошенькие, и вдруг, опа! Рыжий. А вдруг он шпион американский, агент отирающего где-то неподалеку племени рыжих, которые однажды как нагрянут, как все харчи наши пожрут, и всех женщин наших отберут!
В случае со среднеазиатскими мигрантами (а до них – с лимитой, армянами, евреями, ассирийцами, татарами) – все то же самое, один к одному. Крупные российские города (в отличие, например, от городов казахстанских) много лет были очень однородными, гомогенными по населению. Меня приезжие не раздражают и не пугают, потому что у меня была прививка в детстве - я вырос в очень многонациональном городе, где ни одна нация не набирала даже 30%. Но вот у окружающих меня людей этого опыта нет.
И они ведут себя так, как должны вести в этой ситуации. Представьте - живете вы себе, живете, вокруг все свои, родные рязанские хари. И вдруг, внезапно, в одночасье появляется даже не столько крупная (доля среднеазиатских мигрантов по численности составляет примерно 5% населения России), сколько очень заметная чужая толпа. И все призывы к толерантности, честно говоря, глупы и бесполезны - социальный организм реагирует на возникший раздражитель единственно возможным образом - пытается исторгнуть его из себя, как палец - занозу. Это не то что правильное поведение, но оно - естественное, по другому биологические виды себя вести не умеют.
Но в рассказе о прикочевавшей орде чужаков ключевое слово - "заметная". На них останавливается глаз, только что равнодушно проехавшийся по сотне привычных русаков, их непонятная речь звучит диссонансом в привычной картине звуков нашего города – ну как тут не встревожится? К бабке не ходи – они что-то замышляют и окружают-окружают тихо нас.
А теперь – внимание, вопрос: что общего во всех процитированных примерах – со среднеазиатами, евреями, «скифскими рабами» и прочей лимитой? Все эти полные тревоги голоса звучат, как правило, в момент появления чужаков, либо вскоре после оного появления. А потом – потихоньку смолкают. И знаете – почему?
Не потому, что чужаки исчезли. Они остались, но - ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ЗАМЕТНЫМИ. Им ведь тоже жить охота, у них ведь тоже инстинкты скальпелем не отрезали, и они прекрасно видят, что они раздражают окружающих. Причем окружающих – много, а меня- мало! «Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…». И обращают на себя внимание они исключительно из-за незнания местных реалий, неумения приспособится. Но человек – животное о-о-очень адаптивное, учится очень быстро, и, как правило, уже в первом поколении мигранты обучаются вести себя так, чтобы не бросаться в глаза. Евреи срезают пейсы, татары-старьевщики переодеваются из халатов с штаны да рубахи, лимитчики перестают бегать по магазинам с двумя рюкзаками – спереди и сзади. Чужую гортанную или окающую речь сменяет хороший русский язык с правильным говором, и подозрительные пришельцы растворяются в толпе.
Обывателю ничего не царапает глаз и не режет слух. Он, поворчав еще немного для порядка, потихоньку успокаивается. До следующей толпы мигрантов.
Поэтому разрешение кризиса с азиатскими мигрантами зависит в первую очередь не от темпов воспитания толерантности у русских дикарей, а от адаптивных способностей пришельцев. Неплохо зная узбеков и киргизов, и хуже - таджиков (а именно эти три нации и дают львиную долю мигрантов) я просто в курсе, что способности к адаптации у них весьма высокие. Поэтому особо и не тревожусь.