Рубрика "ЭТО ИНТЕРЕСНО"
Узоры на вышивках наших бабушек для нас стал всего лишь элементом декора, на самом деле эти орнаменты когда-то были «говорящей» страницей или пиктограммой. Что они сейчас могут нам поведать о о далеком мире наших предков? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Анализ рисунков оформления жилищ наших предков свидетельствуют нам о том, что в селах преобладали геометрические и городочные украшения – прямоугольники, четырехугольники, прямолинейные, дугообразные. Этот комплекс символов резного украшения эрзянской, также и мокшанской избы представляют следующие элементы, широко распространенные также и в культуре индоевропейских народов.
1. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ – древнейший знак горизонта, водно-земной поверхности.
2. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, вероятно, луч света, не имеющий ни начала, ни конца, как простейший образ (символ), активно действующий основной элемент сотворения мира.
3. ЧАША, ДУГА – это и чаша для омовения, и сосуд с жидкостью, и пруд (озеро, море), ограниченный берегами, т.е. всевозможные объекты, которыми «правит» Луна, влияющая на морские приливы и отливы, а также на приток и отток жидкости в организме, особенно женском.
4. Треугольник, встречающийся в двух разновидностях: вершиной вниз и вверх. Треугольник, обращенный вершиной вверх, олицетворяет «мегакосм» – все, что дальше и выше человека, за пределами Земли. Треугольник, обращенный вершиной вниз, - «микрокосм», т.е. уровень бытия ниже и меньше человека, а также знак женского начала, плодородного лона. Как знак это универсальная исходная форма для других, более сложных элементов. Так, зигзаг при украшении коника образовывался двумя рядами треугольных выемов, сходящихся вершинами навстречу друг другу. На отдельных наличниках трехгранно-выемчатая резьба в виде зигзагов покрывает значительную часть поверхности их карнизов – в один, два ряда. В отдельных случаях треугольники вершиной вверх располагаются над горизонтальной линией, означало начало рассвета: солнечные лучи – языки пламени показались над горизонтом, освещая землю.
5. КВАДРАТ – сокращенная запись понятия «мандала», знак материального мира, составленного из четырех стихи, которым в свою очередь соответствуют четыре стороны света.
6. РОМБ – встречается не только у нашего народа, но и у русских, украинцев, белорусов, эстонцев, коми, карел, хантов и манси. По своему происхождению этот знак уходит в глубины тысячелетий. У названных народов ромбический орнамент вышивался, например, на свадебном платье невесты.
В целом функционирование ромбического орнамента в декоративно-прикладном искусстве эрзян, особенно в вышивке одежды женщин детородного возраста, связывается с плодородием, плодоношением. Интересную трактовку ромбу дает художник А. С. Алёшкин, считающий, что на одежде девушки он символизировал пройденный ею обряд инициации и служит указателем достижения возраста, когда она может, как и все живое в природе, плодоносить, рожать. В. И. Рогачев приходит к выводу о тесной связи семантики ромба как знака со свадебной обрядностью и высказывает предположение, что ромбический орнамент на паре невесты является отражением свадебных мотивов, символизирует плодородие, достаток, счастье в молодой семье и является своего рода пиктографическим письмом.
Нужно добавить, что ромб как символ развития – излюбленный мотив в украшениях эрзянской и мокшанской женской одежды, одежды народа-земледельца.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Узоры на вышивках наших бабушек для нас стал всего лишь элементом декора, на самом деле эти орнаменты когда-то были «говорящей» страницей или пиктограммой. Что они сейчас могут нам поведать о о далеком мире наших предков? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Анализ рисунков оформления жилищ наших предков свидетельствуют нам о том, что в селах преобладали геометрические и городочные украшения – прямоугольники, четырехугольники, прямолинейные, дугообразные. Этот комплекс символов резного украшения эрзянской, также и мокшанской избы представляют следующие элементы, широко распространенные также и в культуре индоевропейских народов.
1. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ – древнейший знак горизонта, водно-земной поверхности.
2. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, вероятно, луч света, не имеющий ни начала, ни конца, как простейший образ (символ), активно действующий основной элемент сотворения мира.
3. ЧАША, ДУГА – это и чаша для омовения, и сосуд с жидкостью, и пруд (озеро, море), ограниченный берегами, т.е. всевозможные объекты, которыми «правит» Луна, влияющая на морские приливы и отливы, а также на приток и отток жидкости в организме, особенно женском.
4. Треугольник, встречающийся в двух разновидностях: вершиной вниз и вверх. Треугольник, обращенный вершиной вверх, олицетворяет «мегакосм» – все, что дальше и выше человека, за пределами Земли. Треугольник, обращенный вершиной вниз, - «микрокосм», т.е. уровень бытия ниже и меньше человека, а также знак женского начала, плодородного лона. Как знак это универсальная исходная форма для других, более сложных элементов. Так, зигзаг при украшении коника образовывался двумя рядами треугольных выемов, сходящихся вершинами навстречу друг другу. На отдельных наличниках трехгранно-выемчатая резьба в виде зигзагов покрывает значительную часть поверхности их карнизов – в один, два ряда. В отдельных случаях треугольники вершиной вверх располагаются над горизонтальной линией, означало начало рассвета: солнечные лучи – языки пламени показались над горизонтом, освещая землю.
5. КВАДРАТ – сокращенная запись понятия «мандала», знак материального мира, составленного из четырех стихи, которым в свою очередь соответствуют четыре стороны света.
6. РОМБ – встречается не только у нашего народа, но и у русских, украинцев, белорусов, эстонцев, коми, карел, хантов и манси. По своему происхождению этот знак уходит в глубины тысячелетий. У названных народов ромбический орнамент вышивался, например, на свадебном платье невесты.
В целом функционирование ромбического орнамента в декоративно-прикладном искусстве эрзян, особенно в вышивке одежды женщин детородного возраста, связывается с плодородием, плодоношением. Интересную трактовку ромбу дает художник А. С. Алёшкин, считающий, что на одежде девушки он символизировал пройденный ею обряд инициации и служит указателем достижения возраста, когда она может, как и все живое в природе, плодоносить, рожать. В. И. Рогачев приходит к выводу о тесной связи семантики ромба как знака со свадебной обрядностью и высказывает предположение, что ромбический орнамент на паре невесты является отражением свадебных мотивов, символизирует плодородие, достаток, счастье в молодой семье и является своего рода пиктографическим письмом.
Нужно добавить, что ромб как символ развития – излюбленный мотив в украшениях эрзянской и мокшанской женской одежды, одежды народа-земледельца.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...