Из книги русского философа Ивана Ильина "О сопротивлении злу силою": ..."Сопротивляющийся злу должен прощать личные обиды; и чем искреннее и полнее это прощение, тем более простивший способен вести неличную, предметную борьбу со злодеем, тем более он призван быть органом живого добра, не мстящим, а понуждающим и пресекающим. Но в душе его не должно быть места наивным и сентиментальным иллюзиям, будто зло в злодее побеждено в тот момент, когда он лично простил его. Прощение есть первое условие борьбы со злом или, если угодно, начало ее, но не конец и не победа. Ибо для этой великой борьбы со злом необходимо иметь поистине не менее «нежели двенадцать легионов ангелов» (Мтф. XXVI, 53); и настоящий злодей, пока не увидит этих легионов, всегда будет усматривать в «прощении» прямое поощрение, а может быть, и тайное сочувствие. Именно в этой связи следует понимать и Евангельские слова «не противься злому» (Мтф. V, 39). Правило, заключающееся в них, определительно разъяснено последующими словами — в смысле кроткого перенесения личных обид, а также щедрой отдачи личного имущества и личных услуг. Истолковывать этот призыв к кротости и щедрости в личных делах как призыв к безвольному созерцанию насилий и несправедливостей или к подчинению злодеям в вопросах добра и духа, было бы противосмысленно и противоестественно. Разве предать слабого злодею — значит проявить кротость? Или человек волен подставлять нападающему и чужую щеку? Разве щедрость не распространяется только на свое, личное? Или растративший общественное достояние и отдавший своего брата в рабство — тоже проявил «щедрость»? Или предоставлять злодеям свободу НАДРУГИВАТЬСЯ НАД ХРАМАМИ, насаждать безбожие и губить родину — значит быть кротким и щедрым? И Христос призывал к такой кротости и к такой щедрости, которые равносильны лицемерной праведности и соучастию со злодеями? Учение Апостолов и Отцов Церкви выдвинуло, конечно, совершенно иное понимание. «Божии слуги» нуждаются в мече и «не напрасно носят его» (Римл. XIII, 4); они — гроза злодеям. И именно в духе этого понимания учил св. Феодосий Печерский, говоря» «живите мирно не только с друзьями, но и с врагами; однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими»...
Максим Макаров-Губернский21.03.2012
с помощью Деловая газета Взгляд
Понравилось 3 людям
Пётр Васильев21.03.2012
Понравилось
пользователям Иван Таранов и Валентин Чатос
- Нравится
- Ответить
- Пожаловаться
pavlin mavlin21.03.2012
- Нравится
- Ответить
- Пожаловаться
Наталья Акимова21.03.2012
- Нравится
- Ответить
- Пожаловаться
профайл удален21.03.2012
- Нравится
- Ответить
- Пожаловаться
Оставить комментарий