На почве повышения интереса к теме евразийской интеграции в российской политике зарождается новый стиль «политического Мавроди». Превращением из респектабельного научного и политического дискурса в лоскутное одеяло невнятных лозунгов евразийство обязано деятельности молодого человека по имени Юрий Кофнер.
Немного историиЧто означает евразийский дискурс в современной России? Прежде всего – это развитие таких научных дисциплин, как этноконфликтология, этнолингвистика и повышенный научный интерес к теме интеграции на постсоветском пространстве, который породил творческую переработку идей классических евразийцев и мэтров геополитики. Интерес к евразийству на всех уровнях имел конкретный результат – Евразийский союз, Таможенный союз, научные работы и исследования по евразийству.
Однако, в политическом плане судьба евразийства складывалась не так гладко. Практический характер путинского правления оставил развитие политического евразийства внутри страны на самотек. После того, как «Евразийский союз молодежи», движение, созданное при поддержке Александра Дугина, углубилось в изучение политической философии консерватизма, евразийские организации стали множиться, как грибы после дождя. Появились и те, кто решил сделать «быстрый» политический бизнес на популярной в истеблишменте теме.
Бричка катит по России
Помните, как у Гоголя? Бричка Чичикова катит по России. Сама фамилия Чичиков образована от звуков «Чичичи», то есть не выражает ничего. Также как и у главного героя «Мертвых душ», у Юрия Кофнера ярко проявляется только одна особенность «держать нос по ветру».
Приехав в Россию 4 года назад и поступив в МГИМО, Юрий не без помощи, как это водится старших родственников, начал свою политическую карьеру, организовав кружок «Молодая Евразия». К кружку привлекались студенты, которым щедро обещали гранты и стипендии на научную деятельность. На самом деле цель, как и обычно в подобных pr-проектах, была не нова – реклама персоны председателя.
Юрий Кофнер не стал изобретать велосипед, а решил скопировать те политические проекты, которые уже существовали. После того как заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ и соотечественников, проживающих за рубежом Георгий Мурадов объявил о создании международной молодежной общественной организации, которая будет заниматься реализаций евразийских проектов в молодежной политике, Юрий Кофнер поспешил предложить свой скромный кружок в качестве двигателя этого перспективного государственного проекта. То, что у Кофнера практически нет сторонников, опыта и научного базиса его не смущает – главное участие в бюджетной программе.
Евразийство, как частная собственность
Вскоре перед Юрием встала небольшая проблема. А именно научное сообщество России и, прежде всего, наличие конкурирующих евразийских проектов. Если с «Евразийским союзом молодежи» Александра Дугина ссорится бесполезно - в среде евразийцев рассказывают, что по одному звонку мэтра «русского» немца выгнали с престижного политического форума «Домбай», то с «Центром Льва Гумилева» Павла Зарифуллина Кофнер решил разобраться привычным методом, а именно «переписав» проект Зарифуллина на себя. На страничке «Молодой Евразии» Кофнера в интернете можно узнать, что «Центр Льва Гумилева» вошел в состав организации Кофнера в качестве «Московского евразийского клуба». А так это на самом деле или нет – не важно.
Затем, вместо изучения работ Зарифуллина и научной полемики Юрий объявил «Центр Льва Гумилева» «протофашистской» организацией, найдя на главу центра подходящий компромат – участие Зарифуллина в националистической партии Эдуарда Лимонова «НБП».
При этом Кофнер, чтобы придать своему движению «научный» лоск не нашел ничего лучше, чем совместить классическое евразийство с космизмом. Юрия не смутило, что данный альянс идей способен вызвать недоумение среди академического сообщества и людей, детально знакомых с идеями классического евразийства. Данный факт можно связать только с поверхностным пониманием евразийских идей самим гаулейтером «Молодой Евразии».
Протофашизм во всей красе
В своих многочисленных декларациях Кофнер мечется от европейской интеграции к Евразийскому союзу России, Украины, Белоруссии и Казахстана, от космизма и централизации к демократическому пути будущей евразийской России. Сложно понять, как в голове образованного человека может уживаться подобный калейдоскоп идей. Любому более менее серьезному политическому аналитику ясно, что для Европы Евразийский союз, как бельмо на глазу, не говоря уже об усилении влияния России на международной арене.
Тем не менее, Кофнер не стесняется кормить аудиторию иллюзиями о том, что мы «можем предложить Европе» нечто большее чем свои ресурсы. В голове юного «политического Мавроди» созревает один грандиозный план за другим: от альянса с европейскими правыми до переселения человечества на другие планеты и объединения с Китаем на основе учения «космизма».
Какие цели преследует Кофнер, предлагая в частности «открыть границы для беспрепятственного движения трудовых ресурсов во всей Евразии?». Очевидно, что за отсутствием способности к серьезному политическому анализу и научной некомпетентности, что в целом простительно для обычного менеджера энергетической фирмы, которым работает Кофнер, стоят, прежде всего, амбиции и желание сделать политический pr. Но, предлагая государственным структурам и бизнесу идеи евразийства в столь чудовищной обработке, Юрий Кофнер полностью искажает наследие евразийцев, русской философии, которая отстаивала точку зрения на Россию, как особую, православную цивилизацию, противостоящую технократизму Запада.
Прожив в России несколько лет, Юрий Кофнер так и не стал русским. Его эклектика идей - это технологии западного менеджера, готового вписаться в бюджетные планы, при помощи любых абсурдных концепций. Прилизанное и потерявшее свою первоначальную суть евразийство Кофнера не более чем картинка, имеющая своей задачей приманить, в отсутствии реального общероссийского молодежного проекта, целевую аудиторию: студентов, аспирантов, просто патриотически-настроенную молодежь, с целью продвижения Юрия Кофнера во власть. Печально, что светлые идеи первых евразийцев, за которые многим пришлось пострадать, используются «политическими Мавроди» с Запада. Когда главная задача не серьезная научная и политическая работа в евразийском ключе, а постановка на службу своим амбициям имен таких великих ученых как Трубецкой, Савицкий, Вернадский, Алексеев Л.Н. Гумилев в целях карьерного роста и саморекламы.
Антон Горлицын