Можно ли совместить либеральный и социальный принципы в новом мировоззрении? Попробуем.
Если распространить действие физического ПРИНЦИПА ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ на МЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, отражающий и конструирующий реалии жизни, можно создать МЕНТАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ - СИСТЕМНУЮ ИДЕЮ, содержащую либеральные и социальные компоненты мировоззрения.
По основным концептуальным моментам действительности это может выглядеть так.
"ВНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА СОБСТВЕННИКА ДОПОЛНЯЕТ ПРАВО СВОБОДЫ СОБСТВЕННОСТИ", что можно трактовать как дополнение этического принципа к рыночному поведению собственника. Это уже реализуется в цивилизованных странах.
"ПРАВА СОБСТВЕННИКА ОГРАНИЧИВАЮТСЯ ПРАВАМИ ГРАЖДАНИНА И ВКЛЮЧАЮТСЯ В ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ЧЕЛОВЕКА", что "вписывет" патриотизм и солидарность в конструкцию рыночных отношений и позволяет выживать и развиваться национальной экономике. Это "животрепещущая" проблема и для Большой Европы.
"ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ СВОБОДНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЕСТЬ ВНЕШНЕЕ И ДОСТАТОЧНОЕ УСЛОВИЕ, НО НЕ ЕСТЬ ВНУТРЕННЕЕ И НЕОБХОДИМОЕ ТРЕБОВАНИЕ", что позволяет разделить сферы ЛИЧНОГО и ОБЩЕСТВЕННОГО в их свободном и нравственном взаимодействии. Принцип неприкосновенности только частной жизни односторонен, поскольку позволяет частным лицам использовать общественные и государственные институты неправовым способом.
"ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ САМОЦЕННА ДЛЯ ИНДИВИДА И ГОСУДАРСТВА", что особенно значимо для нашей правовой и социальной культуры, где человеческая жизнь есть наименьшая из ценностей, которой жертвуют для достижения целей. В частности, профицит бюджета нам оказывается ценнее миллионов беспризорных детей и ежегодной почти миллионной потери населения.
"АВТОРИТЕТ АБСОЛЮТА ДЛЯ СОЗНАНИЯ ЕСТЬ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ОТ БОГА И ПРОЦЕСС ВРЕМЕНИ КАК ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ". Как универсальная дополнительность, эта конструкция может обеспечить ментальное единство религиозного и атеистического сознания.
"АКСИОМУ ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - "МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ", - можно дополнить ПОСТУЛАТОМ КУЛЬТУРЫ РАЗВИТИЯ - "СУЩЕСТВУЮ, ЗНАЧИТ, МЫСЛЮ И ДЕЙСТВУЮ"". Это значит, что свобода действий должна быть осознанной и осмысленной, поскольку СВОБОДА и ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ как категории сознания не даются нам от рождения в ГОТОВОМ, развитом виде. Тогда богатство можно определить как МЫСЛЬ В ДЕЙСТВИИ.
"ИНТЕГРАЛЬНАЯ СВОБОДА ЕСТЬ МЕРА ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕ". Это значит, что, чем выше степень и качество реализуемой в обществе свободы, тем меньше властных полномочий остается у государства. Наконец, МОРАЛЬНАЯ УСТАНОВКА системы универсальной дополнительности уже реализована в нашей жизни: если человек не хочет сам овладевать своим сознанием, общечеловеческой и национальной культурой, его сознанием овладевает массовая культура в соответствующем формате биологических потребностей и инстинктов, или другой индивид по ЕГО желанию и способности оказывать влияние и осуществлять ментальную власть.