Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
25 Июня 2024 вторник
Den Sokolov28.02.2018  с помощью Livejournal

Моя коллега Алла Никитина дала мне на выходные домашнее задание: посмотреть 3 фильма про радио, которые я, работая 19 лет на радио, ещё не смотрел: “Части тела”, “Доброе утро, Вьетнам” и “Рок-волна”. Чтоб поймать то самое чувство “магии радио” и идентифицировать его присутствие в итогах радиовещания 2017 года, за которые я так и не взялся в начале января, я эти фильмы посмотреть… ну и ещё вдогонку посмотреть “Питер FM” и, найдя пару списков в статьях 7 главных фильмов о радио и Фильмы о Радио, радиоведущих и радиостанциях, я выбрал Эпоха радио / Radio Days (1987) Вуди Аллена — вот именно он и позволил поймать ту самую волну, которая накрыла меня с головой когда-то в детских 80-х и юношеских 90-х. Та самая магия AM в огромное густонаселённом приключениями мире деревни и дачи и волшебство FM в большом, но таком пустом городе…



Фильм Эпоха радио / Radio Days - это о тех самых днях, когда ещё не было телевидения… но в нашей стране как-то магии телевидения в 80-90-2000е я так и не уловил… однажды я определил для себя, что радио - это скорее иллюзия, а телевидение - скорее обман. Ну, так оно и есть. И так забавно слушать какого-нибудь Максима Галкина, который недавно ругал одну “журналистку которая работает на радио потому что её не взяли на телевидение” и людей с мнением, ему подобным. Радио - совсем иной волшебный мир, который был до телевидения и будет после него. Просто потому что радио учит мечтать, а телевидение - лишь позволяет фантазировать… Так, конечно, условно постороннему человеку начнёшь об этом рассказывать, а он тебя шизиком посчитает: - какое ещё нафиг волшебство? - В том и беда, что не каждому понятно.


Кстати, Рок-волна - тоже отличный фильм про ту самую культуру, волшебный мир радио…. очень прям ценный для тех, кто работал и мечтает работать на радио… чего не могу сказать про “Части тела” и “Доброе утро, Вьетнам” - которые вообще не про радио, а про людей, которые воспринимали работу на радио исключительно как избавление от своих комплексов. Речь совсем не о реальных героях, а о созданных в этих фильмах упрощённых экранных персонажах. И для примитивно изображённого на экране слушателя это “радио” было уже чем-то вроде порнушки или сумасшедших тёток в YouTube: “Имя Ибрагим Вам о чём-нибудь говорит?” - миллионы просмотров, мировая звезда, но это не телевидение.


Хотя, “Части Тела” и “Доброе утро Вьетнам” посмотрел совсем не зря. Теперь я понял, что именно в них вся беда современного российского вещания. Они воспитали великое множество, видящих себя частью Радио, но не видящих Радио - частью себя. Они не готовы создавать волшебство, они согласны лишь потреблять. Они не готовы открывать себе и человечеству новые миры.


Ладно, самое время написать в конце сезона о том, чем субьективно-лично-мне-в-моей-личной-истории запомнился 2017 год и чем радует 2018.


Итак…


- закрытие дорогого-богатого проекта ЕМГ Хамелеон, ради которого в том числе и “грохнули” Moskva.FM. Теперь у нас нет архивов за 10 лет. Спасибо блин нафиг;


- ребрендинг радиостанции Столица FM с переименованием в Русский Хит. 3 программных директора за год сменилось, а воз и ныне там. В ВК у радиостанции много лайков, но бывшие работники говорят, что накрутка. Кстати, как-то я слышал пару раз Русский Хит в паре небольших заведений.


- зависшее в безвременьи Радио Книга. Говорят, деньги кончились, так и не начавшись… ох, продадут кому-то такой сладкий пакет частот...


- шествие по стране новых амбициозных проектов:


Радио Родных Дорог, нацеленное на то, чтоб отхватить аудиторию Дорожного Радио…


Искатель FM - некоторым образом аффилированный с парой телеменеджеров проект, который шагает по стране по крышей ВГТРК, но с которым до сих пор, по слухам, не придумали, что делать


Выбери Радио - некий “Магнит” в сфере радио, который захватывает крупные регионы, даже не стремящийся наступать на Москву и Санкт-Петербург. Зато у ребят такое огромное количество правильно работающих региональных частот, транслирующих популярные форматы, что просто загляденье.


Ещё как-то скупо упоминается то здесь то там загадочный телерадиохолдинг с большим пакетом региональных частот Фор Медиа, проданный братом Дерипаски медиаменеджеру Руслану Терекбаеву


Изумлённо поднять бровь заставили ребята с Авторадио, поменявшие вечернее и утреннее шоу местами. Разумно, ибо серьёзным гостям тяжело с утра на эфир приходить, а слушатель с утра слушает невнимательно и короткими кусками… теперь всё порезано так, что все шоу выходят на регионы по местному времени… насколько понимаю по запискам регионалов, в записи с опозданием на день. Сегодня в Москве в 19 часов, а завтра в 19 часов по местному времени в условном Владивостоке. Оно, конечно, решение гениальное для тех региональных трансляторов, которые принадлежат ВКПМ/ГПМ-РАДИО, но вот где-то проскальзывали комменты регионалов, о том, что этим Авторадио отбирает последний кусок хлеба у ведущих местных локальных шоу. Закрылись местные утренние-вечерние шоу, ушли спонсоры, денег нет, но вы держитесь. Хорошего настроения Вам!


Новый слоган Радио Дача - Музыка нас связала. Оно, конечно, в плане маркетинга - нож в спину Ретро FM и Авторадио. Но, если “по фэншую”, то музыка - освобождает, а не связывает ))


Как цветы - русскоязычные радиостанции в странах мира: Miami FM, RURA, Русская Реклама - в США, культовые Русский Берлин, Спутник Финляндия, амбициозная Матрёшка FM, расширяющая вещание в Великобритании, испанская радиостанция Smile FM, Радио Байкал на Лазурном Берегу - наш ответ Радио Монте-Карло, пришедшему в несколько русских деревень… - какое-никакое, а полезное дело делают…


Петербург - отдельная культура, более прогрессивная и смелая, чем московская...но не всегда успешная... Нева FM превратилась в Comedy Radio, так и не выплыла из проблем Гардарика-Metro FM, зато ярко выстрелила петербургская Royal FM запущенная на месте блёклой копии ряда станций - Nostalgia FM 98.6... о судьбе Радио Балтика, угробленной менеджером Габреляновым, судить можно лишь по слухам… вроде как Гуцериеву продать должны были…зато продолжает существовать Рекорд, успешно живущий в своих фестивалях на площадках городов, где нет FM-вещания и в эфире крупнейших эфирных развлекательных телеканалов


Спокойно поживает в СПб и Мск радиостанция на частотах РСН/Life Звук, являющаяся, как можно сообразить, аудиоверсией телеканала IZ / Известия, составляемая из материалов журналистов Известий. Именно это, как понимаю, хотели сделать из КоммерсантЪ FM, но “не шмагли”


Я вот всё ждал НСН, которое обещали запустить на частоте Best FM. Можно было предположить, что проект должен был основную жизнь прожить до выборов, но уже как-то вот тож “не шмагли”, и продали радиостанцию Эмину Агаларову. По его комментам, конечно, можно отследить и ситуацию на рынке, как видят её люди с властью и деньгами, и их собственные перспективы, которые им сулят предсказуемые результаты их стратегического плана: “Прежде чем покупать станцию, я изучил все, что продается и было куплено за последние 15 лет»,— рассказывает Эмин Агаларов. Он пришел к выводу, что за последние годы «реально выросла» только одна станция — Like FM, запущенная «Газпром-медиа» в 2015 году вместо «Сити FM». Остальные — «Русский хит», запущенный вместо «Столицы FM» Михаила Гуцериева, «Новое радио» «Европейской медиагруппы», запущенное вместо «Радио Рекорд», «Страна FM», запущенное основателями «Шансона» на частоте «Кекс FM»,— «просто дублируют то, что сделано на "Русском радио", и борются за одного и того же слушателя», считает господин Агаларов. По его словам, на «Жаре FM» будет российская и иностранная музыка в пропорции примерно 50 на 50, станция будет конкурировать с тем, что делают «Европа плюс» и «Радио Energy». «Мы выбрали нишу, которая не сильно занята»,— считает Эмин Агаларов.” - цитата из Коммерсанта. Прекрасно описывает самонадеянность человека, который никогда не занимался радио. В общем, дорогами Гуцериева. Ну хорошо хоть, индустрию на какое-то время деньгами наполнят.


С другой стороны, кому уже есть дело до рейтинга, когда тут правильная синергия с телевизионным проектом Жара ТВ, собственными концертными и торговыми площадками… фтопку TNS/Медиаскоп - которым уже около 10 радиостанций Москвы не пользуются потому что затраты на то, что они называют “исследованиями” - существенная часть постоянно падающего дохода, да и регионы рейтингами от Медиаскопа уже не удивишь - дохода от них тоже с гулькин нос. Сейчас нового амбициозного игрока спасёт команда из 3-5 людей, которые умеют делать всё и множество городов до 100 тыс чел. Миллионники и полумиллионники - все уже потребляют музыку в стриминге, в ВК, на YouTube… это - замена музыкальному радио.


К слову о ЕМГ… за предыдущим региональным проектом “Радио для друзей” следует новый эксперимент - запуск хип-хоп радиостанции Studio 21 в Тольятти. Хип-хоп радио... в Тольятти.... хип-хоп... в Тольятти... хип-хоп... Ну ок, будем считать, что Тольятти - столица российского хип-хопа… Но... треки главных молодёжных героев содержат минимум по 10 эпизодов нецензурной лексики, а те, что не содержат - не особо и интересны. Более того, интересны они именно как часть аудиовизуального произведения, доступного именно по запросу… в соцсетях, на YouTube... или уж вот в Apple Music / Яндекс Музыка / Google Play Музыка, где ты можешь ткнуть в постоянно обновляемую аутсорсными редакторами подборку типа “Новинки хип-хопа” и без конца переключать, изучать, выбирать… а тут тебе - радио… на, вот, слушай, не переключая... программным взяли Михаила Кострова (экс-Радио Рекорд СПб), и не удивлюсь, если с полной базой одной из интернет-станций Рекорда... а назвали проект, видимо, в память о культовой питерской Радио Студио, запущенной в начале 2000х владельцами популярного в 90-х клуба Метро… Станция тогда в СПб порвала просто всех, это было нечто вроде смеси первого формата Динамит FM и Радио Ваня и ещё черт-те-чего. Эт было круто. А теперь вот Студио 21, в Тольятти. Притом, что и в Мск и в СПб пробовали хип-хоп-радио: Radio Next / Metro FM, хип-хоп формат спутникового телеканала A*ONE… и где они все? И станет ли 15-летний человек, который даже не интересовался, где продаются FM-приёмники, менять свои любимые музыкальные паблики в ВК, где ежедневно появляется много клёвых аудио и видео и куча людей - одной с тобой крови - на скучное хрипящее fm-радио без ведущих, с которым ты один-на-один? Как говорят: узнаем после рекламы…


Кстати, в этом смысле - респект МедиаХолду/Крутой Медиа, которые бренд Love Radio позиционируют как плейлист в Apple Music. Ребята секут фишку! Формат сборников в Apple Music / iTunes это уже прошлое. Его релизнул и через неделю он уже устарел. А плейлист - обновляется постоянно и бренд живёт и развивается.


Вообще, социальные сети - замена музыкальному радио для тех, кому менее 30. FM-радио теперь должно быть либо только разговорным или нишевым, чтоб держать аудиторию. И даже такие прокты как Like FM могут быть лишь временно и ограниченно успешными потому что 20-летние не имеют приёмника, в iPhone и многих Android его тоже нет, а TuneIn и вообще культура интернет-радиостанций оказалась тупиковой, для производителя высокозатратной и низкодоходной - именно потому некоторое время назад популярные интернет-радиостанции вышли в FM: Хорошее FM, Шторм, Русский Хит… но и в FM условно успешны, поскольку целевая аудитория 25-40 или не слушает радио или слушает привычные станции, не меняя вкусов, поскольку после 25 лет вкусы уже не меняются… В общем, новая эра наступила. Причём, модель успешного радио в новой реальности с ведущими и программами уже существует, её сейчас рассматривает ряд инвесторов, сознание которых тоже непросто продавить, ведь они такие-же люди, доверяющие своим вкусам и неким графикам… а вкусы и графики - это опоздание на 5-10 лет…


О да, ВГТРК… перезапустило Радио Юность… в интернете, с ретро-форматом (первый формал Радио Мелодия/Радио Ретро). Вещание Радио Юность в этом формате - только в интернете. Доброе утро. Я так и представил, как “девчоночка 70-ти лет” бросила Одноклассники и полезла на сайт VGTRK слушать онлайн-радио. Пабликов в ОК ей мало, ага. Меж тем, в инете вещает фанатское интернет-радио Юность, повторяющее последние укв-годы ЮFM… Государство проиграло борьбу за молодёжь. Меж тем, на FM станция с названием Радио Юность сейчас была бы очень кстати. Такой лёгкий налёт винтажа у молодняка сейчас в цене. И интереса к нему было бы больше, даже чем к известным словам их 3 букв: DFM и NRJ…


Вот ещё с полей Радио 1 (бывшее Наше Подмосковье) тоже не самые светлые новости. Проект к успеху шёл и даже почти договорился о выходе в Мск на одну из FM-частот. Но… не договорился и судьба его туманна… а жаль…


Вернёмся к соцсетям. Это тоже заигрывание опасное. Вот если у радиостанции нет аккаунта в ВК, ОК, ФБ, ИНСТА - то его вроде бы как и нет. Сознание аудитории в том, что нужно сопровождающее медиа, для эмоциональной привязки: фото, плейлист, трансляция.. и группа в реальных в 300 000 чел в ВК уже ценнее FM-частоты в Москве по схеме затраты/доходы.


Лидером по заигрыванию с соцсетями вполне себе является ВКПМ/ГПМ-РАДИО. Эфир шоу Драйв отчасти составляется из комментов блогеров, не ахти каких, но направление мысли верное. Если слушаешь утреннее шоу ENERGY/NRJ - они тебе предлагают смотреть трансляяцию в своём инстаграм. Как-то был у них Иван Дорн и ещё какой-то чувак который играет на уже 10 лет как не модном реактейбле, вот они призывают смотреть трансляцию в Инста. Я выключил радио, полез в ванную, включил Инста… там какие-то девчушки “околовосемнадцами” скачут по студии как могут, типа танцуют, и ведущие “чайнешешнадцатьинепервый” на это смотрят. И как-то от этой трансляции скукой веет. Но вообще, у Авторадио/Energy - самая правильная тема на YouTube и спецпроектам в Инстаграм - там ролики всякие прикольные, новости, я даж фолловлю что-то и искренне радуюсь.


Такая ж тема у Радио Шансон развивается кстати в очень правильном направлении. Ну, видимо ещё у некоторых, но это уже не к теме радио, это уже к теме соцсетей…


Если прям вот по Радио говорить - то, равно как и год назад, идеальные для меня - Орфей, Бизнес FM и родная Милицейская Волна, формат которой в 2017м расширился до жанровых песен, но не потерял и бодрой корневой составляющей 80-90-2000-2010х.


Вообще, работа на ведомственной государственной радиостанции - это безумно увлекательное приключение. Сменив год утренних эфиров по будням на продюсирование вечернего шоу и ведение спецпроеков открыло мне с коллегами целое поле для экспериментов. Не имея маркетингового бюджета, в новогодние праздники мы запустили проект из 40 топовых артистов, которые сами приносили призы от себя для слушателя и сами записывали вопросы в студии для викторины, в которой эти призы и дарили - этот проект выдавался с 25 декабря по 8 января, закрыв проблемный пустой сегмент целой сеткой увлекательных призовых викторин от популярных артистов и персонажей. В феврале мы запустили новое шоу Вечерний Дозор с Дмитрием Широковым и Аллой Никитиной, в котором есть и гость свободного формата, и премьеры, и даже топовые у 15-летних имена, за 2 недели у нас прошли премьеры треков Пошлой Молли, Оххимирона, Антохи MC, Фараона и проч… Запикивать мат приходится конечно в 5-10 местах трека, но аудитория принимает эти премьеры “на ура”, они подаются в форме баттла, где новому треку в противовес идёт какой-то ретрохит, Толкукова, например, или Ведищева… и смысл не в том, чтоб обругать новый трек словами ортодоксальной аудитории, а в том, чтоб ей его показать, и чтоб сыновья и внуки поняли, что станция жива и пригодна для молодёжи. Ну и розыгрыши не в записи, а в живом эфире, о которых люди будут рассказывать знакомым... В этом и есть суть Милицейской Волны - охват как можно более широких слоёв аудитории для правильного позиционирования идущей от МВД ведомственной информации. Милицейка - это, пожалуй, самое любимое моё приключение после Юности…\


Да, ещё о позитивных эмоциях года: Новое Радио, а именно именно его офис, студийный комплекс - нереально огромный, классный, удобный… жаль, сам эфир таких ярких эмоций пока что не вызывает. Хотя, несмотря на низкие официальные рейтинги, вот уже 2й год Новое я вижу на приёмниках во многих машинах...


Крутая тема конечно у Страны FM - настоящее телерадио. Эфирное радио, которое является аудиоверсией спутникового телеканала. Но, конечно, есть ещё много над чем поработать - от имиджа и до проектов, которые будут удерживать аудиторию. Но в общем, формат оч клёвый и я рад, что этот “русский RTL” состоялся хотя бы в таком виде. Жаль, эта концепция не прошла много лет назад, когда мы с одним важным человеком её писали для Оксаны Пушкиной, которая тогда каким-то образом по плану должна была быть привлечена для перезапуска Радио Алла… но в общем, вот, Романтика у них получилась… из крупнейшей станции в 4 странах она превратилась в не самую популярную балалайку в 3 городах и 30 деревнях… а уж о концепции, которую мы с другим важным человеком писали для другого крупного медиахолдинга вообще молчу. Цитаты из неё проскальзывали в каких-то там заявлениях кое-кого… но как-то вот неа… ну ладно, зато практика полезная…


Вот ещё Серебряный Дождь радует - незнакомая и непонятная интересная планета. Савицкий тут тож как-то прошёлся по TNS/Медиаскоп в плане что штука совершенно бесполезная. И это именно так потому что времена поменялись. Вам точно не скажут, сколько людей из вашей ЦА вообще не слушает радио и больше не планирует никогда, потому что не удобно и незачем… и рисуют 6% из оставшейся у радио аудитории в условных 40 миллионов по стране (условно, 2.4 миллиона), раз в неделю на пару часов включающие именно это радио чисто для фона, выдаются за 6% от 140 миллионов (ну типа 8.4 млн) и будто бы они сутки напролёт слушают внимательно и покупают всё что подаётся в рекламных блоках, а то, что рекламируется первым роликом - берут в 2 экземплярах и советуют семье.


Вообще, много тусовок интересных для тех, у кого много свободного времени - Российская Академия Радио вот постоянно инициирует какие-то встречи настолько ж ценные для радиовещания как Премия Рунета для интернета… а вот прикольная тема… цитата: “1–2 июня в Сочи состоялась VI конференция «Будущее регионального радио», организованная Российской академией радио (РАР) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин отметил в выступлении, что в ситуации возрастающей конкуренции с альтернативными источниками музыкальной и иной информации радиостанциям очень непросто удержать слушателя. «Нужно сделать несколько вещей. Первое — распространяться во всех существующих информационных средах. Второе — радио должно быть интерактивным, взаимодействовать со слушателем. Третье — радио должно ухватиться за аудиторию 12-24»./tvkinoradio.ru” - за эти конференции ещё и деньги берут наверное. Пора б мне уже на гастроли ездить с 2-часовыми лекциями, наверное...


Лан, не пылИте. Это чисто мои личные размышления, а никакие не понты… вон, DAB+ идёт по планете - Британия, Голландия, Норвегия, Австралия, Чехия, Греции… развитый HD FM в США, а у нас только Школы Радио растут, а зарплаты тают ;)


Телевидение и радио по сути потеряло аудиторию до 30 лет, её пытаются восстанавливать не интегрируя а эфир живых артистов, собирающих залы, а интегрируя артистов с накрученными в соцсетях ролики… Feduk и Gazirovka на федеральных станциях эт конечно прорыв, но в YouTube с картинкой эт клёво звучит, а по радио оч бедновато… уж лучше б Пошлую Молли без купюр крутили.


Радио - это культура, почти религия, его должны заново открывать для себя целые пласты населения, люди, связанные между собой культурными ценностями, а не условные цифры пользователей рассеянных анкет популярных соцсетей. Но это даже ребятам, которым 20 лет назад было 20 и 30, тяжело объяснить маркетингу и топ менеджменту, которому или сейчас 20 или было 40 лет назад.. да и незачем…


И вот ещё мысль: рэп- это новый шансон, шансон - это новый рок, рок это музыка для тех кому 20 лет назад было 20 и для тех, кто не хочет жить в этой стране, но приходится…


Ладно, науза на позитивной ноте: обожаемая моя Ксения Стриж - снова в эфире. Вечернее шоу Стриж Тайм - теперь на Радио Шансон.


Вот ещё Женни Шаден в федеральный эфир бы камбэком, 10 лет назад это почти удалось в ВГТРК, если б там были мозги и деньги…


Но, в общем, 2018й неплохо начинается


*** Текст обдумывается, корректируется и дополняется. Оригинал: http://egomaniaque.blogspot.ru/2018/02/2017-2018.html