Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
20 Ноября 2024 среда
Хазби Будунов03.02.2013  с помощью Livejournal
http://rabkor.ru/procent-v-islamskom-bankinge

После крушения колониальной системы во второй половине 20 века на политической карте мира появилось множество новых государств. Особое место среди них занимают богатые исламские государства, в которых фактически отсутствует бедность. Этот факт породил множество мифов о том, что экономика, построенная на принципах ислама, может стать альтернативой капитализму и социализму. Мусульманские правоведы говорят об особой исламской экономической модели, центральное место в которой отводят исламским банкам. Потребность в банках в исламском мире появилась после того, как стали появляться громадные финансовые ресурсы (нефтяные доходы), которые не могли найти себе применения. Так как процент в исламе запрещен, вкладывать деньги в банки не разрешалось. Открывать производства было невыгодно из-за больших рисков, а также из-за того, что на рынке уже существовали транснациональные корпорации. Так появилась идея исламского банка, работающего на основе норм шариата.

Р. Беккин в книге «Исламская экономическая модель и современность» пишет:

«Исламская экономическая наука, опираясь на выводы мусульманских правоведов, не имеет ничего против так называемой естественной процентной ставки, или чистой производительности капитала, выраженной в процентах и находящейся в прямой зависимости от прибыльности инвестиций, в отличие от рыночной процентной ставки, которая зависит от целого ряда факторов, таких как рост денежного предложения и формирование кредитных ресурсов банка.

…Утверждения исламских экономистов о том, что норма прибыли, в отличие от процентной ставки, представляет собой более эффективный и рациональный механизм распределения ресурсов, позволяющий противостоять многим негативным тенденциям современной экономики (монополизации, увеличению пропасти между богатыми и бедными, финансовым кризисам)».

Итак, исламский банк не владеет ссудным капиталом, но владеет другим видом денежного капитала — акционерным. Банк привлекает средства населения, и покупает на эти деньги акции различных компаний. Это является основным отличием исламского банка от традиционного капиталистического.

Но прежде чем продолжить, обратимся к истории вопроса.

История полного запрета процента (Риба́ араб.ربا‎‎ ribā, ˈrɪbæː) — рост, прирост, увеличение, ростовщичество) связана с событием, произошедшим при жизни пророка Мухаммеда.

Между представителями мекканского клана мугиритов и таифским племенем Бану Сакиф возникла вражда по причине невыплаты первыми процентов. Наместник Мекки доложил об этом Мухаммеду и тогда появились аяты:

Сура 2 «Корова», аят 276: «Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это — за то, что они говорили: «Ведь торговля — то же, что рост». А Аллах разрешил торговлю и запретил рост. К кому приходит увещание от его Господа и он удержится, тому (прощено), что предшествовало: дело его принадлежит Аллаху; а кто повторит, те — обитатели огня, они в нем вечно пребывают!» (пер. Крачковского).

Торговля в средние века была достаточно тяжелым занятием, требующим затрат труда самого торговца. В то же время, торговля означала производство товаров, ведь, если ничего не производить, то нечем было бы торговать. Разрешалась деятельность, требующая затрат труда самого торговца и запрещались непроизводительные виды деятельности. А ростовщический капитал приводил к разорению одних торговцев и обогащению других, что противоречило идее справедливого мусульманского общества. Шариаткак система прецедентного права довольно хорошо регулировал экономические отношения внутри Халифата. Но по мере захвата новых территорий, империя начала сталкиваться с объективными экономическими проблемами. Политика исламизации покоренных народов приводила к недовольству, в первую очередь, самих мусульман Халифата, так как по закону переход в ислам должен был освободить вновь обращенных от подушного налога и снизить размер поземельной подати, что приводило к снижению доходов казны. Мусульмане видели в этом нарушение их исконных привилегий. В то же время, желая как-то предотвратить сокращение налоговых поступлений в казну, власти пренебрегали исламскими законами и облагали вновь обращенных такими же налогами, как иноверцев. Естественно, это приводило к социальному напряжению в Халифате. Запрет процента, который являлся двигателем экономического развития, сыграл печальную роль в истории могущественной торговой империи.

Ростовщичество сыграло весьма прогрессивную роль в истории народов Европы — роль катализатора вымирания феодального общества, разоряя крестьян и превращая их в наемных рабочих. По мере развития капитализма ростовщический капитал из-за высокой процентной ставки стал невыгоден для капиталистов. Тогда появились банки и ссудный капитал. В настоящее время ростовщический капитал в экономике объективно невыгоден и невозможен. В ходе исторического развития он претерпел метаморфозы. Глобализация капитализма способствовала появлению более развитой, высшей формы денежного капитала — акционерной формы капитала, которым и владеют исламские банки.

Как было написано выше, Р. Беккин в своей книге говорит, что исламский банк получает свой доход как часть прибыли предприятия, а не в виде процента. Это означает, что капитал банка — это не денежный капитал, а функционирующий промышленный или торговый капитал в форме акционерного капитала. Но так ли это на самом деле?

Владеть функционирующим капиталом означает полностью вкладывать свои деньги в определенное предприятие, т.е. создать с нуля это предприятие или купить его у другого предпринимателя. Его капитал функционирует только на этом предприятии, его капитал это и есть все это предприятие. Промышленный капиталист не может в любое время забрать свой капитал, так как это не денежный капитал, легко обращающийся на рынке.

Другое дело с акционерным капиталом. Человек, предприятие, банк, владеющие денежным капиталом, становятся акционерами после того, как придут на особый рынок, на котором происходит купля-продажа акций, и купят на нем акции компаний. Этот рынок называется фондовым. Владелец акции или акционер получает определенный доход с этой акции. Цена акции не определяется как соответствующая ей доля капитала компании, она не зависит от стоимости действительно функционирующего (промышленного или торгового) капитала. Цена акции определяется, как капитализированная доля дохода, и зависит от величины прибыли и от уровня процента.

Итак, акция представляет собой право на получение капитализированного дохода. Акционерный капитал это чисто фиктивный капитал, и его существование возможно только в капиталистическом обществе, так как при капитализме любая сумма денег обладает способностью приносить доход в виде процента. Цена акций не связана с действительным функционирующим капиталом, она определяется фондовым рынком. И цена акций не соответствует стоимости реально функционирующего капитала, в период нормального развития цена акций всегда выше стоимости реального капитала, в период финансового кризиса — цена акций может упасть ниже реальной стоимости компании. Иначе говоря, это финансовый пузырь.

Посмотрим на примере, как рассчитывается цена акции. Представим предприятие с капиталом в 1 млн. долл. Пусть средняя прибыль будет 20%, средний уровень процента — 10%. Фирма получает прибыль в 200 тыс. долл. Сумма в 200 тыс. долл., капитализированная как ежегодный доход из 10%, даст цену в 2 млн. долл. На примере видно, что для получения прибыли в 200 тыс. долл. нужна сумма в 1 млн. долл., а дополнительные 1 млн. долл. возникают из-за того, что капитал, приносящий прибыль превратился в капитал, приносящий проценты (дивиденды). Эти 1 млн. долл. и есть фиктивный акционерный капитал.

Итак, мы увидели, что исламский банк, купивший акции, будет получать не часть прибыли компании, а процент. Нет никакой особой исламской экономической модели, а есть только шариатский совет в каждом банке, который всеми правдами и неправдами занимается оправданием прибыли собственного банка. Это связано с тем, что мусульманское право не является единым, у каждого богослова есть своя трактовка аятов Корана.