Брань есть наследие рабства, приниженности, неуважения к человеческому достоинству, чужому и собственному, а наша российская брань — в особенности. Надо бы спросить у филологов, лингвистов, фольклористов, есть ли у других народов такая разнузданная, липкая и скверная брань, как у нас. Насколько знаю, нет, или почти нет. В российской брани снизу — отчаяние, ожесточение и прежде всего рабство без надежды, без исхода. Но та же самая брань сверху, через дворянское, исправницкое горло, являлась выражением сословного превосходства, рабовладельческой чести, незыблемости основ... Пословицы, говорят, выражение народной мудрости, — не только мудрости, однако, но и темноты, и предрассудков, и рабства. "Брань на вороту не виснет", — говорит старая русская пословица, и в ней отражается не только факт рабства, но и примиренность с ним. Два потока российской брани — барской, чиновницкой, полицейской, сытой, с жирком в горле, и другой — голодной, отчаянной, надорванной, — окрасили всю жизнь российскую омерзительным словесным узором. И наследство такое, в числе многого другого, получила революция.
А революция ведь есть прежде всего пробуждение человеческой личности в тех массах, которым ранее полагалось быть безличными.
Лев Троцкий(БОРЬБА ЗА КУЛЬТУРНОСТЬ РЕЧИ :"Правда" N 107,16 мая 1923 г.)
А революция ведь есть прежде всего пробуждение человеческой личности в тех массах, которым ранее полагалось быть безличными.
Лев Троцкий(БОРЬБА ЗА КУЛЬТУРНОСТЬ РЕЧИ :"Правда" N 107,16 мая 1923 г.)