Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
28 Апреля 2024 воскресенье
Александр Полыгалов25.07.2014  с помощью Деловая газета Взгляд
Александр Разуваев: Вкус к жизни
Мы, русские, должны быть здоровой нацией, со здоровыми амбициями и желаниями. Со здоровой буржуазной моралью, если...
Большой и гневный пост в ответ автору.

"Самым большим из них является, вероятно, склонность к мазохизму. У нас, к сожалению, часто принято жалеть и чтить неудачников, порицая успешных людей. «Трудом праведным не наживешь палат каменных» – этим все сказано".

Сообщаю автору матчасть. Во-первых, у нас не принято "порицать успешных людей": у нас чтут Ломоносова, Дежнёва, Пожарского - а всё это вполне успешные люди. Но, может, у нас чтут только людей, добившихся успеха, скажем по-современному, вне бизнеса? - Отнюдь: у нас вполне уважительно относятся и к Демидовым, и к Строгановым - а это не просто успешные люди, это те, кто именно "нажил палаты каменные" (с). Более того, это ведь целые промышленные династии.

То, что пытался выразить автор (но не сумел в силу отсутствия необходимых знаний), заключается, я предполагаю, в следующем. У нас не любят не абстрактных "успешных людей", а вполне конкретный слой деятелей, который я для краткости назову торгашами. У нас уважительно относятся к любой созидательной деятельности, даже если эта деятельность подразумевает чьё-то личное обогащение. Но это должна быть именно созидательная деятельность, такая, например, какая была у первого Демидова или у нескольких поколений Строгановых.

Однако когда накопление богатства происходит не благодаря созидательной деятельности, а благодаря обычному купи-продай, - вот это в России и впрямь не любят. Но это не из-за абстрактного "мазохизма", а просто из-за того, что в России в силу естественно-климатических причин всегда было довольно плохо с ресурсами - не с минерально-сырьевыми, а с потребительскими - а значит, и с уровнем жизни. И те, кто наживался на других просто за счёт личной оборотистости - а говоря прямо, за счёт жульничества и обмана - вполне понятно, формировали классический стереотипный образ того самого "мироеда", о котором тут уже говорилось в комментариях.

Тому же Демидову народная память прощает очень многое - и личную деспотичность, и то, сколько народу он угробил - потому, что, во-первых, сам Демидов вёл довольно суровую и во многом аскетичную жизнь, весьма далёкую от жизни праздного потребителя (чего, правда, нельзя сказать о некоторых его сыновьях), а во-вторых, потому что дело рук его можно осязаемо увидеть и прочувствовать. Обычному "купчине толстопузому" (с) {Н. Н. Некрасов}, который сорит тысячами в кабаке с цыганами и медведями и купается в бассейне с шампанским, а также его современному аналогу в лице "успешного человека" по-разуваевски. который ведёт себя примерно так же, народная память не прощает ничего. Слишком уж большой контраст между демонстративным потреблением одних и уровнем жизни большинства, и слишком уж незаслуженным выглядят такие вот возможности для демонстративного потребления.

То же самое касается тезиса насчёт "жалеть и чтить неудачников". Уважаемый автор просто, видимо, не в силах осознать, что народ, придумавший поговорку: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся", - такой народ слишком хорошо понимает на уровне костного мозга, что не по-европейски жёсткий климат, а также пожар, набег степняков или война с Литвой могут враз лишить любого нормального человека всего, что у него было. Разумеется, среди по-настоящему пострадавших от стихии находились и обычные мошенники, и просто бездельники, которые прикидывались пострадавшими. Но народную память не обманешь: мошенники всегда составляли небольшую долю от тех, кто нуждается по-настоящему, а не наоборот.

Разумеется, в терминах господина Разуваева проще всего объявить и погорельцев, и жертв засухи, и жертв степняцких набегов обычными неудачниками. И громко вопросить, какого чёрта к таким людям относятся лучше, чем к плавающим в шампанском и танцующим с медведями "купчинам толстопузым" (с) Такая постановка вопроса, впрочем, говорит не о "мазохизме" русского человека, а лишь о кругозоре господина Разуваева. Сегодня уже нет ни погорельцев, ни жертв степняцких набегов. Сегодня стихийные бедствия имеют другую личину.

Ну например, личину приватизации предприятия с последующим превращением его в сдаваемые внаём помещения новыми "эффективными собственниками". Которые будут смотреть на нищего безработного инженера с такого предприятия и рассуждать про "неудачников" и "мазохистов". А чего он, мол, не приспособился? Мог бы пойти в охранники, мог бы пойти в вахтёры. Мог бы, в конце концов, заняться русским бизнесом а-ля "купи-продай". А ещё лучше, бизнесом с бюджетными деньгами.

Ненавидеть глобализацию, конечно, бесполезно. Однако на поверку эти чувства оказываются вовсе не столь иррациональными, как видится автору. Как, впрочем, и чувства к "мироедам", или, в терминологии Разуваева, к "успешным людям" - притом, что к по-настоящему успешным людям русские никакого особого негатива не испытывают.

Например, рассмотрим чувства русских к Ходорковскому (бывший комсомолец, затем глава Менатепа, затем нефтяной олигарх) и чувства тех же русских к Вагиту Алекперову (бывший технарь, бывший "нефтяной генерал" советской эпохи, затем нефтяной олигарх). Специально подобрал двух, так сказать, "неславянских" персонажей из одной сферы деятельности. Притом, что к последнему нет ничего похожего на безумные восторги, разница, как говорится, очевидна и видна невооружённым глазом.

Автор, как я считаю, верно пишет насчёт необходимости "иметь вкус к жизни. Любить (и главное, не стесняться этого) хорошие продукты, вино, одежду, машины, отдых и т.д. Любить красивую и достойную жизнь" (с). Верны и рассуждения про то, что нытиками быть не стоит. Автор только упускает начало и конец этой логической цепочки, из-за чего она откровенно висит в воздухе.

Начало - это причины отсутствия всех вышеописанных благ, начиная от "хороших продуктов" и заканчивая "достойной жизнью" - только мы ли виноваты в том, что этого нет? Советую автору изучить одно из забавных китайских проклятий: "Чтоб тебе жить в эпоху перемен".

Конец же рассуждения, который автором тоже потерян - это цена "красивой жизни". Уверен ли автор, что, например, для бывшего советского инженера переквалификация в торгаша "купи-продай" будет означать именно "красивую жизнь"? Вот даже если он будет много зарабатывать - каждый ли нормальный инженер, своими руками создававший полезные и нужные вещи, назовёт такую жизнь "красивой и достойной". Уверен ли автор, что, например, каждый бывший кадровый военный сочтёт правильным и приемлемым деятельность по бюджетным распилам и откатам? Или даже деятельность в виде организации ЧОПа? Одно дело - служить Родине, быть элитой среди граждан страны (например, занимаясь высокотехнологическими системами ПВО, РВСН или авиации), а совсем другое дело - стать охранником ради возможности ездить в Турцию каждый год. Я, если что, не против охранников, просто далеко не каждый кадровый офицер будет счастлив заниматься такой деятельностью.
Дмитрий Шарипов25.07.2014
Подписываюсь под каждой запятой.
Лада Артамонова25.07.2014
Последний абзац особенно хорош. Добавлю, что состояния наживаются как при создании империй, так и при их распаде. Состояния Демидовых и Потемкиных возникали вместе с развитием империи. Они, конечно, воровали беспардонно, но страна, в том числе и их усилиями, росла и богатела. Состояния Ходорковских и Березовских возникли при распаде, то есть они тоже воровали, но, при этом, подтолкнули падающего, подыхай ...

подробнее

Павел Фадеев25.07.2014
прошу разместите пост в клуб читателей, чтобы не затерялся
Владимир Евтушенко25.07.2014
Умно, толково,доказательно. Дань уважения оказана тем людям, кто это заслужил.
отпустите меня в Гималаи25.07.2014
Дмитрий Шарипов, Лучше под каждым словом
Lina Lina25.07.2014
Владимир Евтушенко,так нажмите на избранное,почему избранное должен выбирать Взгляд?
Владимир Евтушенко26.07.2014
Lina Lina, простите, не знал об этой функции.Спасибо за совет, так и сделаю.
Дмитрий Шарипов26.07.2014
отпустите меня в Гималаи, считаете, что можно подписаться под запятыми без учёта слов? :)