Почему
идеи великого русского философа К.Н.
Леонтьева
замалчивались
при его жизни и игнорируются сейчас?
В России регулярно
проводятся опросы общественного мнения
по вопросу, что должно быть основными
задачами государства в современной
России. И это мнение диаметрально
расходится с мнением наших правящих
либералов. В отличие от последнего,
жители России вовсе не требуют расширения
свободы и демократии: 80-85% считают, что
государство в первую очередь должно
заботиться о людях; 65-75% выразили мнение,
что большинство людей вообще не может
прожить без помощи государства; многие
в России не против демократии, но с
российской спецификой. И т. д., и т. п.
Читая эти данные, наша «либеральная
элита», узурпировавшая власть в стране,
поднимает страшный шум, оскорбляя народ.
Но правды не скроешь, «против правды не
попрёшь»! Большинство нашего народа —
за социальный консерватизм, а вовсе не
за непрерывные, перманентные реформы
во всех областях нашей жизни, типа
последней реформы одной из главных опор
России — РАН. И при этом особенно
удивительно, что в России отсутствует
партия, исповедующая консервативные
взгляды большинства народа. Все, без
исключения, партии в России — реформистские,
наследники большевиков троцкистского
толка, о чём бы они не заявляли. В то же
время большинство нашего народа —
осторожные консерваторы. Идти вперёд,
конечно, надо, но не рывками, как у нас
сейчас, а постепенно, шаг за шагом. И при
этом хотелось бы, чтобы государство
защищало граждан, создавало благоприятные
условия
для их проживания. А иначе — зачем оно
нужно?
Начиная с реформ
Петра Первого, вся жизнь нашего народа
— сплошное реформаторство. Отсюда
понятно, почему идеи выдающегося русского
философа К.Н. Леонтьева, исповедовавшего
консерватизм в мировоззрении и
практической жизни, замалчивались при
его жизни и продолжают замалчиваться
сейчас. К.Н. Леонтьев (1831- 1894 гг.) относится
к числу тех величайших русских мыслителей,
которые были незаслуженно забыты или
сознательно вычеркнуты, по идеологическим
соображениям, из публичной жизни
российского общества, причём независимо
от той общественно-экономической
формации, в которой это общество
пребывало. Особенно это странно потому,
что пророчества о будущем России,
высказанные им на основании его трудов,
сбылись, сбылись чудесным образом и с
удивительной точностью. Думаю, что
игнорирование идей Н.К. Леонтьева
происходит сознательно. Чего стоят
только заявления председателя
Правительства РФ, распространённые
всеми российскими СМИ, о том, что граждане
России должны быть готовы к сокращениям,
потерям, сменам места работы и т. д.
То есть человек, главной обязанностью
которого является обеспечение стабильной
жизни и соблюдение коренных прав
населения России, не видит ничего
страшного в том, что жизнь людей
подвергнется негативным изменениям,
включая даже чиновников федерального
уровня. И при всём при этом не предлагает
ничего, хотя обязан это делать по
должности, чтобы предотвратить развитие
событий, трагическое для миллионов
людей. И это уже не хохмочки со сменой
времени, это очень серьёзно! А ведь К.Н.
Леонтьев ещё в 19 веке предупреждал о
гибельности либерального пути развития
России, сторонником которого являются
Д.А. Медведев и вся наша правящая «элита».
Уже
биография К.Н. Леонтьева поражает своей
необычностью, неординарностью. Выпускник
медицинского факультета Московского
университета, врач в действующей армии,
домашний доктор, литератор и философ,
дипломат. Его мировоззрение меняется
от увлечения гуманистическими и
либеральными идеями, свойственного
молодости, до православного консерватизма.
Становление Н.К. Леонтьева как философа
связано с разочарованием от последствий
в России реформ 1861 г., с развитием России
по пути «эгалитарно-либерального
прогресса», ведущего к образованию
бездуховного общества с преобладанием
«среднего человека», уничтожению
самобытных национальных культур,
воцарению серой, стандартизованной
действительности, в которой на алтарь
вместо Бога водружается золотой телец.
Так К.Н. Леонтьев пришёл к своей философии
православного консерватизма, к
необходимости особого пути России,
возвращения её к традиционным русским
ценностям, которые он именует термином
«византизм», чтобы спасти народ и
общество от пути «гниющего Запада».
Удивительно, как это не согласуется с
навязыванием нам западного либерализма
с его стремлением создать «общечеловеков»
и исключить влияние государства на
экономику с целью разграбить богатства
страны (что и произошло у нас). В гибельности
этого пути мы уже убедились, он привёл
к многократному ограблению народа
России и кризису 2008 г., когда только
правительство из профессионалов-государственников
путём восстановления влияния государства
на экономику спасло её от окончательного
краха. И именно это пророческое предвидение
К.Н. Леонтьева, которым не захотели
воспользоваться, и является причиной
его замалчивания в настоящее время.
В
основе философии К.Н. Леонтьева лежит
представление о «цветущей сложности»,
для которой одинаково губительны и
социализм, и капитализм. Социализм
открыто провозглашает «социальное
равенство», что невозможно на практике,
а капитализм — стандартизацию жизни,
уравнивание потребностей, вкусов
(«массовая культура»). Гибельность обоих
этих путей мы наблюдаем во всём мире,
на особенно наглядно — на примере
России. Ведущую роль в формировании
мировоззрения К.Н. Леонтьева сыграло
отрицание им положительного влияния
европейской культуры на Россию. И дело
здесь не во вреде культуры, как таковой,
а в непригодности западной цивилизации
для нашей страны. К.Н. Леонтьев имел
ясное представление о том, что Россия
— это не Запад, а Восток, что Россия —
это единство наций, культур и религий,
созданное созидательной деятельностью
русского народа и православия. И прав
русский сатирик М.Н. Задорнов, говоря,
что Россия — это не Европа и даже не
Евразия, а скорее Азиопа. Поэтому путь
России в будущее должен быть иным,
своеобразным путём.
Своё
учение К.Н. Леонтьев назвал «методом
действительной жизни», сочетающим
религиозные представления о мире
(православие), обыденный здравый смысл,
объективную науку и художественное
видение действительности. В отличие от
тех, кто считал Россию и русских чисто
славянскими, К.Н. Леонтьев видел их
продолжателями идей византизма, идей,
которые русские усвоили и дополнили.
Развитие этих идей, отрицание западных,
европейских идей с их уравнительными
тенденциями и отречением от собственного
великого прошлого привело К.Н. Леонтьева
к единому и последовательному
мировоззрению, сложившемуся в борьбе
с западными идеями либерализма. Своё
мировоззрение он считал «органическим»,
а его метод — перенесением идеи развития
из реальных, точных наук в историческую
область. Именно сейчас, когда делаются
попытки составления единого русского
учебника истории, самое время вспомнить
философско-исторические идеи К.Н.
Леонтьева.
Философские
построения, необходимые для определения
пути позитивного развития России, К.Н.
Леонтьев основывал на противопоставлении
западного индивидуализма русской
соборной ментальности. Русский человек
не может полностью воспринять идеи
утилитаризма, не может жить только
выгодой, наживой, сиюминутностью, потому
что у русского, как это особенно ярко
проявилось в творчестве Шукшина, есть
душа, и она болит. «Органическая теория»
исторического развития общества, по
К.Н. Леонтьеву, включает три этапа: 1.
Первичная простота. 2. Сложное цветение
(«цветущая сложность»). 3. Повторное
смесительное упрощение, ведущее к
разложению («гниению») и гибели. И он
установил, что современная ему Европа
вступила в третий этап. А сегодня, во
времена «Евросоюза», мы наблюдаем
заключительный этап устойчивого кризиса,
разложения и гибели европейского
общества. И однополые браки — это уже
тупик, ведущий в никуда. То же мы видим
и в США.
Чтобы
не повторять пагубный путь Запада,
Россия должна найти, по мнению К.Н.
Леонтьева, свой, отличный от западного,
путь развития, основанный на идеях
«византизма» и учитывающий собственный
исторический опыт, самобытную жизнь и
культуру. Тем более что в истории Руси
— России уже был пример, когда креститель
Руси, равноапостольный князь Владимир,
основываясь на идее «византизма»,
превратил страну в мировую державу,
которая стала «ведома и знаема» во всём
мире. Именно «византизм», став основой
русского государственного строительства
со времени принятия христианства, стал
исходным пунктом возвеличения русской
нации. Общая идея «византизма», по К.Н.
Леонтьеву, слагается из суммы подчинённых
ей идей — религиозных, государственных,
нравственных, философских и художественных.
Религиозная идея — это православие,
допускающее также равноправное развитие
соцветия других религий. В государственном
развитии это самодержание, то есть
крепкое государство, способное создать
наилучшие условия для развития
оригинальной, самобытной национальной
культуры. А без национального своеобразия
не получится быть великой нацией. К.Н.
Леонтьев, на практике изучивший жизнь
разных наций и народов, был глубоко
убеждён, что сила нашего государства,
прочность его устоев, развитие просвещения,
художественного творчества, строительство
великорусской нации, вся наша жизнь
основаны на православии, влиянии
византийских идей и византийской (а не
западной) культуры. Приверженность
России к православной культуре может
сделать её «главной опорой православия
на всём земном шаре». Подтверждение
действенности идей К.Н. Леонтьева мы
наблюдаем и в жизни современной России.
Мы видим, как применение на практике
идей либерализма, связанное с именами
Горбачёва, Ельцина, Гайдара, Чубайса и
др., привело к распаду государственности
и экономики России. И мы видим также,
как воссоздание «вертикали власти»
В.В. Путиным способствовало восстановлению
государственности и экономики России,
заставило считаться с нашей страной
весь мир.
Я глубоко убеждён,
что использование философских идей
К.Н. Леонтьева в приложении к нашей
действительности поможет превратить
Россию в великое государство, с которым
вынуждены будут считаться наши недруги
и на которое будут опираться наши друзья
во всём мире. И я уверен, что будущее
бескризисное, позитивное развитие мира
зависит от благополучия России.