Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
13 Апреля 2021 вторник
Юрий Емалетдинов
Юрий Емалетдинов24.06.2011  с помощью Russia.ru
Техника twitter-революций
Как технологическое развитие влияет на социальные настроения? Стало ли распространение социальных сетей причиной арабских революций? Какие политические действия могут влиять на развитие техники и социальной активности? Мнение социолога Бориса Кагарлицкого.
Юрий Романенко пишет: "Действительно верно утверждение о том, что технический прогресс является оболочкой социальных отношений, призванной обезпечить повышение уровня потребления более широких слоёв населения.
Однако ни Маркс, ни Кагарлицкий не упоминают о причинах, вызвавших бурный рост технического прогресса в эпоху капиталистических отношений..."
Не претендуя на доскональное знание марксизма, замечу, что все дело в том, что по Марксу-то, как раз, технический прогресс является не оболочкой, а причиной изменений в социальных отношениях. Изменения в способе производства влекут за собой изменения в производственных отношениях и, в конечном итоге, приводят к изменению отношений по распределению материальных благ в обществе, что (распределение) осуществляется ч\з целый ряд общественных институтов (надстройка общества). К примеру, использование тягловой силы животных и деревянного плуга (способ производства, прогресс) увеличило, по оценкам историков, производительность труда в 40 000 раз. Следовательно, в огромном масштабе увеличилось и количество производимого прибавочного продукта, что повлекло за собой изменения в отношениях по поводу производства и распределения материальных благ. Отсюда и новые формы общества государства и т.д. Другое дело, что все эти процессы не могут осуществляться вне "системы человеческих координат", человеческих отношений как таковых. Об этом и говорит Борис Юльевич.
Юрий Романенко пишет: "При разсмотрении социальных конфликтов почему-то берётся во внимание абсолютно виртуальное и не имеющее природы "общественное сознание"..."
По Марксу, бытие определяет сознание. В этом и заключается материалистическое понимание истории. Именно поэтому общественное сознание и не является виртуальным, оно отражает интересы тех или иных социальных групп (классов), которые воспринимают себя как некую целостность, благодаря общности экономических, реальных интересов. Общественное сознание не является виртуальным еще и потому, что и оно, относясь к надстройке общества, в свою очередь, диалектически влияет на процессы, происходящие в его базисе.
Как представляется, с точки зрения марксистских воззрений, данное интервью Кагарлицкого безупречно.
Юрий Романенко25.06.2011
Уважаемый Юрий Емалетдинов, попробуйте самостоятельно, своими словами дать определение сознания, а потом соотнесите индивидуальное сознание с общественным и посмотрите, что получится.
По поводу оболочек и причин. Это может быть по-Марксу технический прогресс является причиной изменения социальных отношений, а по-мне, так причиной является изменение информационного состояния среды, в которой находится ...

подробнее

Андрей Лыков25.06.2011
«…причиной является изменение информационного состояния среды, в которой находится социум …»
Целиком и полностью согласен!
Красноречивым примером тому может послужить информационная возня вокруг Ливии, в зародыше всем известных событий. Рассуждая здраво, без излишней эмоциональности в адрес подлого диктаторского режима, который непременно должен быть "перевоспитанным" носителями дерЬмократии ...

подробнее

Оставить комментарий