Церковь спасёт 9 мая
Почему праздник Дня Победы становится днем воспоминания, а не переживания? Как изменялся этот праздник в течение десятилетий? Рассказывает религиовед Ивар Максутов.
Хотелось бы прокомментировать несколько положений выдвинутых Иваром Максутовым.
1. "Вопрос о холодной войне".
1а. Холодная война против СССР в той или иной форме велась всегда, с начала возникновения советской власти. Война просто обострила проблему. Запад понял, что СССР набрал такую военную и промышленную мощь, что само существование мирового капиталистического порядка находится под угрозой. Черчиль это четко сформулировал в своей фултонской речи.
Я думаю, что американцы это поняли еще раньше. Иначе трудно объяснить атомную бомбардировку Японии. Бомбардировка должна была не столько поставить японцев на колени, сколько остановить Сталина в его продвижении в Азии и умерить напор коммунизма в Европе.
2. "День Победы для Сталина не был днем победы, а был днем поражения".
2а. Предположение ни на чем не основанное из области современного мифотворчества.
Страна лежит в руинах, миллионы погибших, миллионы искалеченных, впереди титаническая работа по восстановлению. Растущая угроза войны с практически не пострадавшим от войны Западом. И на этом фоне пышные празднества?
Это позже, празднование 9 мая стали приобретать все большую пышность. Причины разные, и идеологические и субъективные.
3. "Церковь в Европе, в ряде случаев, поддерживала фашистов.
3а. Ничего необычного в этом нет, ибо сказано: «…всякая власть от Бога». Если расшифровать этот тезис в данном контексте, то он будет звучать так: «церковь должна процветать при любой Власти».
4. Религиозное возрождение в Европе после войны.
4а. Религиоведу конечно видней, но о каком религиозном возрождении можно говорить в обществе, которое неуклонно движется к новому язычеству. К культу вещей и денег.
5. "О возрождении Победы в празднике 9 мая и о роли церкви в Победе".
5а. Нельзя не согласиться с автором, что парады Победы в СССР были наполнены Смыслами. Ведь победителем выступал советский народ, возглавляемый коммунистической партией, которые сражались и победили врага во имя Родины, и для большинства народа во имя социалистической Родины. Мы жили в СССР, верили в будущее социализма. А если учесть, что практически в каждой советской семье в этот день вспоминали погибших, память о которых еще кровоточила, то возрождение Победы приобретало большую силу. Победа приобретала сакральный характер.
Теперь эти Смыслы в большей своей части признаны, во всяком случае, правящим классом ошибочными. Сейчас нет социализма и нет СССР. Те смыслы, вершиной которых была Победа, объявляются ошибкой и даже «грехом» народа, народа заплатившего за Победу немыслимыми в истории жертвами. На месте Смыслов возникла пустота, которую и пытаются заполнить, тем или иным способом, идеологи новых смыслов.
Одну из таких попыток, я думаю, мы сейчас и разбираем. Цитирую - «Религия единственный институт, который наполняет это событие символическим смыслом…». Как говорят одесситы: «вас тут не стояло». Дальше, больше идет посыл РПЦ, который надо привести полностью: «Возвращение религии, возвращение религиозности позволило сохранить цивилизацию, сохранить Россию как некоего неделимого целого, сохранить для будущего. И выполнено это было страданиями народа, который шел не за Сталина и Родину, а за веру и отечество»
Антиисторичность этого посыла очевидна даже ребенку. Неужели автор верит, что народ в это поверит. Массовая «культура» может и подхватит это посыл, да и подхватывает уже. Но может ли с этим согласиться истинная культура? С чем мы имеем здесь дело? Мы имеем дело с конструированием нового мифа, с подменой исторической истины мифом. Кому это выгодно тоже ясно.
РПЦ не может согласиться с тем, что сакральное для русского народа и других народов бывшего СССР историческое событие Великая Отечественная война привела к победе без участия и освящения церкви. В святость борьбы с фашизмом и в святую Победу верят все, а в святость церкви может быть процентов 30 населения. Как может церковь не попытаться уловить остальных, даже и с помощью мифа, лжи. Не знаю, какие и сколько священнослужителей воевало и погибло за веру и отечество, а сколько погибло коммунистов и комсомольцев за Сталина и Родину – известно. Перед боем молодые солдаты писали заявления о вступлении в комсомол и погибали, по сути, коммунистами. Об этом свидетельствуют письма с фронта, которые свято сохраняются, в том числе и в моей семье.
Кроме того, правящий класс и его идеологи, несомненно, поддержат посыл, который вытесняет Сталина и коммунистов из массового сознания и истории. В деле искажения истории РПЦ активно объединяется с либеральными идеологами. Помните: «…всякая власть от Бога». А власть, при которой церковь востребована – тем более.
Я далек от того, чтобы безоговорочно принимать идеологемы советского периода, но помилуйте, зачем нам новые мифы. Надо ясно, без мифов и иллюзий, представлять себе историю, понимать настоящее и на этой основе планировать будущее. Это, наверное, и есть задача настоящей культуры, в отличие от массовой.
1. "Вопрос о холодной войне".
1а. Холодная война против СССР в той или иной форме велась всегда, с начала возникновения советской власти. Война просто обострила проблему. Запад понял, что СССР набрал такую военную и промышленную мощь, что само существование мирового капиталистического порядка находится под угрозой. Черчиль это четко сформулировал в своей фултонской речи.
Я думаю, что американцы это поняли еще раньше. Иначе трудно объяснить атомную бомбардировку Японии. Бомбардировка должна была не столько поставить японцев на колени, сколько остановить Сталина в его продвижении в Азии и умерить напор коммунизма в Европе.
2. "День Победы для Сталина не был днем победы, а был днем поражения".
2а. Предположение ни на чем не основанное из области современного мифотворчества.
Страна лежит в руинах, миллионы погибших, миллионы искалеченных, впереди титаническая работа по восстановлению. Растущая угроза войны с практически не пострадавшим от войны Западом. И на этом фоне пышные празднества?
Это позже, празднование 9 мая стали приобретать все большую пышность. Причины разные, и идеологические и субъективные.
3. "Церковь в Европе, в ряде случаев, поддерживала фашистов.
3а. Ничего необычного в этом нет, ибо сказано: «…всякая власть от Бога». Если расшифровать этот тезис в данном контексте, то он будет звучать так: «церковь должна процветать при любой Власти».
4. Религиозное возрождение в Европе после войны.
4а. Религиоведу конечно видней, но о каком религиозном возрождении можно говорить в обществе, которое неуклонно движется к новому язычеству. К культу вещей и денег.
5. "О возрождении Победы в празднике 9 мая и о роли церкви в Победе".
5а. Нельзя не согласиться с автором, что парады Победы в СССР были наполнены Смыслами. Ведь победителем выступал советский народ, возглавляемый коммунистической партией, которые сражались и победили врага во имя Родины, и для большинства народа во имя социалистической Родины. Мы жили в СССР, верили в будущее социализма. А если учесть, что практически в каждой советской семье в этот день вспоминали погибших, память о которых еще кровоточила, то возрождение Победы приобретало большую силу. Победа приобретала сакральный характер.
Теперь эти Смыслы в большей своей части признаны, во всяком случае, правящим классом ошибочными. Сейчас нет социализма и нет СССР. Те смыслы, вершиной которых была Победа, объявляются ошибкой и даже «грехом» народа, народа заплатившего за Победу немыслимыми в истории жертвами. На месте Смыслов возникла пустота, которую и пытаются заполнить, тем или иным способом, идеологи новых смыслов.
Одну из таких попыток, я думаю, мы сейчас и разбираем. Цитирую - «Религия единственный институт, который наполняет это событие символическим смыслом…». Как говорят одесситы: «вас тут не стояло». Дальше, больше идет посыл РПЦ, который надо привести полностью: «Возвращение религии, возвращение религиозности позволило сохранить цивилизацию, сохранить Россию как некоего неделимого целого, сохранить для будущего. И выполнено это было страданиями народа, который шел не за Сталина и Родину, а за веру и отечество»
Антиисторичность этого посыла очевидна даже ребенку. Неужели автор верит, что народ в это поверит. Массовая «культура» может и подхватит это посыл, да и подхватывает уже. Но может ли с этим согласиться истинная культура? С чем мы имеем здесь дело? Мы имеем дело с конструированием нового мифа, с подменой исторической истины мифом. Кому это выгодно тоже ясно.
РПЦ не может согласиться с тем, что сакральное для русского народа и других народов бывшего СССР историческое событие Великая Отечественная война привела к победе без участия и освящения церкви. В святость борьбы с фашизмом и в святую Победу верят все, а в святость церкви может быть процентов 30 населения. Как может церковь не попытаться уловить остальных, даже и с помощью мифа, лжи. Не знаю, какие и сколько священнослужителей воевало и погибло за веру и отечество, а сколько погибло коммунистов и комсомольцев за Сталина и Родину – известно. Перед боем молодые солдаты писали заявления о вступлении в комсомол и погибали, по сути, коммунистами. Об этом свидетельствуют письма с фронта, которые свято сохраняются, в том числе и в моей семье.
Кроме того, правящий класс и его идеологи, несомненно, поддержат посыл, который вытесняет Сталина и коммунистов из массового сознания и истории. В деле искажения истории РПЦ активно объединяется с либеральными идеологами. Помните: «…всякая власть от Бога». А власть, при которой церковь востребована – тем более.
Я далек от того, чтобы безоговорочно принимать идеологемы советского периода, но помилуйте, зачем нам новые мифы. Надо ясно, без мифов и иллюзий, представлять себе историю, понимать настоящее и на этой основе планировать будущее. Это, наверное, и есть задача настоящей культуры, в отличие от массовой.
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее