Маркс остаётся с нами
Почему вместо марксизма ничего не появилось в академической пост-советской среде? Какие теории пытались прийти ему на смену? Можно ли анализировать социальные процессы, исключив марксизм из инструментария? Мнение историка, политолога Василия Жаркова.
Легко видеть, что марксизм остается с нами.
Нам сейчас читают как раз курс Социальной философии в универе. И марксизм, как один из дискурсов социальной философии, даже выделяется среди всех остальных наибольшей своей достоверностью.
Нужно понимать, что марксизм - это не какая-то выдумка сумасбродного человека, а это, наоборот, в некотором смысле, подмеченный Марксом один из объективных законов человеческого социума, причем очень понятный и простой:
материя - это категория, описывающая объективную реальность.
Производственные отношения между людьми - это объективная реальность, поэтому она МАТЕРИАЛЬНА. А дальше все просто.
В основе существования человечества лежит производство материальных благ. Понятно и то, что рост производительных сил, т.е. развитие технологий и т.д. происходит более менее равномерно и непрерывно.
Понятно также, что производственные отношения склонны к консервации, и поэтому вступают в противоречие с производительными силами: крестьяне воюют с феодалами, капиталисты воюют с аристократией и т.д...
Марксизм прекрасно описывает и объясняет историю.
Только его не стоит абсолютизировать, вот и все.
Нам сейчас читают как раз курс Социальной философии в универе. И марксизм, как один из дискурсов социальной философии, даже выделяется среди всех остальных наибольшей своей достоверностью.
Нужно понимать, что марксизм - это не какая-то выдумка сумасбродного человека, а это, наоборот, в некотором смысле, подмеченный Марксом один из объективных законов человеческого социума, причем очень понятный и простой:
материя - это категория, описывающая объективную реальность.
Производственные отношения между людьми - это объективная реальность, поэтому она МАТЕРИАЛЬНА. А дальше все просто.
В основе существования человечества лежит производство материальных благ. Понятно и то, что рост производительных сил, т.е. развитие технологий и т.д. происходит более менее равномерно и непрерывно.
Понятно также, что производственные отношения склонны к консервации, и поэтому вступают в противоречие с производительными силами: крестьяне воюют с феодалами, капиталисты воюют с аристократией и т.д...
Марксизм прекрасно описывает и объясняет историю.
Только его не стоит абсолютизировать, вот и все.