Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
22 Ноября 2024 пятница
Александр Балыкин14.10.2011  с помощью web
РЕФЛЕКС СВОБОДЫ

Эта статья о том, почему люди защищают своих палачей;
почему организм сам стремится к болезням; почему мы постоянно попадаем в
одни и те же неприятности; и еще многое другое.

ВСТУПЛЕНИЕ

В 1917 году И.П. Павлов и М.М. Убергриц описали новый безусловный
рефлекс, при-сущий всем животным (5). Этот рефлекс выражается в том, что
встретив препятствие, животное старается его преодолеть, освободиться
от него. И.П. Павлов назвал данный рефлекс рефлексом свободы. В том
случае, если препятствие является непреодолимым, то, повинуясь инстинкту
самосохранения (стремлению к выживанию – прим. ред.), животное
смиряется, и таким образом, проявляется рефлекс рабства (приспособление –
прим. ред.). Наиболее просто в лабораторных условиях рефлекс свободы
демонстрируют следующим образом: животное руками фиксируют на одном
месте. В ответ животное старается вырваться (это первая стадия рефлекса
свободы), но через некоторое время животное прекращает бесплодные
попытки освободиться, ведущие только к потере сил, и затихает. Это
вторая стадия рефлекса свободы, или рефлекс рабства.

Подавить рефлекс свободы и заставить животное подчиниться можно и более
изощренным образом. Собаку закрепляют в экспериментальном станке, она
отчаянно сопротивляется, но при этом может получить пищу только в таком
фиксированном положении. Собаке ничего не остается как смириться, иначе
ей грозит смерть от голода.

По мере продолжающегося ограничения свободы закономерно происходит
дальнейшая адаптация поведения животных и человека к обстоятельствам,
изменить которые они не в си-лах. И это - третья стадия рефлекса свободы
(2). (Для удобства предлагается называть эту третью стадию «СОУЧАСТИЕ»
– прим. ред.). На этой стадии происходит не только активное торможение
рефлекса свободы, проявляющееся смирением и вынужденным подчинением
роковым обстоятельствам, но и патологическая адаптация, к ранее не
приемлемым обстоятельствам по принципу все более полного и
безоговорочного обслуживания господина его рабом. Такой тип поведения
приводит, во-первых, к закреплению, стабилизации, самоподдержанию
патологической ситуации и, во-вторых, к развитию патологического
процесса. В итоге это неминуемо ведет в развязке – гибели организма или
другой системы, например, социальной (фирмы или государственного
организма).

Пример 1. Девушка выходит замуж. Со временем муж начинает пить. Между
тем, рожда-ется первый ребенок, за ним второй. Женщина уходит с работы и
становится все более зависи-мой от мужа. Муж продолжает пить. Сначала
женщина пробует возражать (рефлекс свободы), но затем смиряется со своей
судьбой (рефлекс рабства). А дальше, чтобы заслужить одобрение
домашнего тирана, сама наливает ему и даже участвует в попойках (третья
стадия – «Соуча-стие»). Часто подобная драма переходит в трагедию, когда
в пьяном угаре муж убивает жену (ножом), или она его (сковородкой).

Пример 2. Когда к власти приходит тоталитарный режим, то народ после
стадии сопротивления в результате переходит к «молчанию ягнят» и тихим
разговорам на кухне, а затем все больше людей начинает активно
сотрудничать с новой властью. При этом неизбежно происходит деградация
общества. Когда пропаганда ежедневно призывает разобраться с "врагами
народа", убить "врачей-вредителей", расстрелять "маршалов-шпионов", а
всех, кто эту идею не поддерживает - тоже причисляет к "врагам народа" с
соответствующими оргвыводами, то такая вера перерождается в "правоту
правого дела". В итоге люди постепенно присоединяются к толпе и гневно
требуют оторвать собачьи головы "врагам народа", и закручивается
"красное колесо". Со временем погибает все больше талантливых и
способных людей, а покорные и людишки («серые мышки»), согласные пасть
ниц перед режимом и обслуживать его, остаются жить. Все это приводит к
тому, что только эти «серые мышки» и дают потомство, при этом рабский
дух "впитывается с молоком матери". Таким образом, селективное
преимущество получают рабские гены и рабское поведение, т.е.
осуществляется патологический, противоестественный отбор, а к власти на
всех уровнях приходят люди, поддерживающие эту систему. Создается
видимость благополучия, которая рассеивается по мере прогрессирования
третьей стадии рефлекса свободы («Соучастие»), и наступает развал
системы.

------------------

Скачать статью полностью можно по ссылке - http://www.osoznanie.biz/info/books.htm (4. "Рефлекс свободы")

...