ГАРЕГИН НЖДЕ И ЕГО УЧЕНИЕ «ЦЕГАКРОН»15.11.2011
с помощью web
( 3 -тья часть )
Внутриродовая мораль — залог национального единства.
----------------------------------------------------------------------------------------
Согласно учению Цегакронутюн, существует единственный залог национального единства — это руководствоваться внутриродовой моралью, когда представители нации, считая второстепенными свои личные партийные и религиозные убеждения, объединяются по признаку своей национальной принадлежности. Эта отрицающая эгоизм мораль требует от любого армянина, которому небезразлична судьба армянства, наивысшей жертвы — во имя будущего Армянского рода и Армении пожертвовать своим "Я". И Цегакронутюн, имея незыблемый принцип ставить превыше всего Род, требует от различных армянских группировок и отдельных индивидуумов — в первую очередь быть Армянином, оставаться подданным и воином своего Рода, независимо от политических или религиозных убеждений, социального положения и местонахождения в мире.
Таким образом, Цегакронутюн стремится обеспечить нашу внутреннюю солидарность и примирить различные армянские слои, поскольку "кроме наивысшего примирителя (миротворца), коим является Род, лишь могильная земля может заставить придти к согласию нынешних, нищих духом, армян". И Нжде уверен, что дух его учения может взрастить новое поколение, руководствующееся законами внутриродовой морали, которое необходимо завтрашнему вождю Рода, чтобы обеспечить армянскому народу место под солнцем.
Как надпартийное учение, ставящее целью политическое единомыслие, Цегакронутюн непримирим по отношению к партийной обособленности. Посколько в его время были политизированы даже национальные святыни, Нжде, встав выше эгоцентрической партийности, уверенно заявлял: "Нет партийных мучеников и героев, есть и будут национальная мартирология и национальные герои".
Цегакронутюн — борьба за родовые земли и кузница мстителей.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
"Лозанна? — нет, никогда", — этот лозунг украшал титульный лист первой Программы - Устава организации "Цегакрон Ухтер". Для цегакронов Армянский вопрос не кончился протурецкими решениями Лозаннской конференции, и они продолжали оставаться заимодателями Турции.
— Родная земля одного народа не может стать постоянной Родиной другого. В силу Закона Постоянной Справедливости, захваченные территории всегда, рано или поздно, переходят в руки своих исторических хозяев, при условии, что время не ослабило любовь и преданность хозяев своей родной земле, тоску по ней, — говорит Нжде, уверенный, что возвращение армянских земель возможно только ценой собственной крови, поскольку только очерченные храбростью и патриотизмом армянского воина границы Армении могут быть незыблемыми и реальными.
Таким образом, Цегакронутюн — это воля стать хозяином своей земли, это священный обет эмигранта-армянина, будь то богач или поденный рабочий, вернуться на Родину.
Это также обязательство мести, завет не прощать туркам их преступления, это кузница мстителей, откуда "вместо каждой армянской жертвы в мир выйдут два новых мстителя".
Не отомстить туркам — означает простить, а если "простить турку одно преступление, значит дать право на два новых". Цегакронутюн требует беспощадной мести туркам, неумолимой расправы с этим народом, убившим половину армянства. Эта вражда уже более не историческая, а биологическая.
Цегакронутюн и другие националистические учения.
-------------------------------------------------------------------------------
Часто, с умыслом или без умысла, Цегакронутюн трактуется как заимствованный фашизм или нацизм.
Когда в 1933 году на Общем собрании АРД спросили Нжде, не является ли проповедуемое им учение фашизмом или гитлеризмом, он ответил: "Проповедуемое мной не является ни фашизмом, ни гитлеризмом, я желаю выявить наши старые исторические подвиги и армянские культурные достижения, которые остались под слоем пыли".
Фашизм — итальянское проявление национализма, нацизм — германское. "Абсолютно армянской является идея учения Цегакронутюн. Еще и речи не было о фашизме и гитлеризме, когда эта идея в 1919 году породила Давид-Бековские Клятвенные Союзы на Сюникской земле." Когда давшие обет воины Нжде во время походов завертывались в черные саваны и брали уроки мужества и родовой гордости у своего спарапета, Муссолини еще только начинал свое "движение чернорубашечников".
Общим в учении Нжде и в гитлеризме в основном является только то, что оба учения провозглашают вид (род) высшей ценностью, что характерно для любого националистического учения. Однако важнее существующие между ними принципиальные расхождения, из которых перечислим некоторые.
Гитлер провозглашает арийский род (определение которого у него расплывчато) единственной культуросозидающей расой, остальные нации считает более низкими человеческими видами. Нжде воздерживается от проповеди избранности или исключительности.
Гитлер пробует обосновать стремление к расширению территории необходимостью так называемого "жизненного пространства", без учета естественных границ родины. Нжде ставит целью вернуть народу родную землю — Армянское нагорье.
Гитлер считает евреев злом для человечества, разрушителями культуры, и антисемитизм в его учении занимает центральное место. У Нжде это совершенно отсутствует. Он объявляет врагами Рода турков, поскольку они, уничтожив часть армянства, овладели большей частью нашей родины.
Пожалуй, перечисленного достаточно, чтобы увидеть принципиальное отличие учения Нжде от нацизма.
Неубедительно также утверждение писателя Амастеха, что "его (Нжде) понятие и чувство рода идет преимущественно от еврейского народа". Хотя Нжде с уважением относился к сионизму (как и к другим патриотическим, националистическим учениям), однако необходимо однозначно сказать, что источником вдохновения для него был Армянский род с его трагической и героической историей.
"Движение Цегакрон не имеет и не могло иметь ничего общего с иностранными учениями, поскольку оно, прежде всего, реформаторское движение — возрождение, которое возможно только с помощью собственных, а не заимствованных ценностей".
Не существует армянский фашизм или нацизм, есть итальянский фашизм, немецкий нацизм, еврейский сионизм, есть армянский Цегакронутюн.
Часто, без должного обоснования, утверждают, что учение Нжде сформировалось под влиянием идей Ницще. Действительно, культ силы Нжде, афористичный стиль его речи в определенной степени имеют сходство с идеями и стилем Ницще, однако между ними есть принципиальные различия, как в мировоззренческом плане, так и (следовательно) в вопросах этики.
Например, осью философии Ницше является индивидуум — сверхчеловек, который выступает как цель. Основой учения Нжде является Род, а родовой человек — средство для Рода. Ницще — антихристианин, отрицает любую уступку христианству и не признает какое-либо преобразование в нем. Нжде не отвергает христианство, он ставит задачу переоценки роли и задач Армянской церкви. Ницще вообще отвергает идею Бога, Нжде признает его существование.
— Толкни упавшего, — говорит Ницще.
— Не стоит и нельзя помогать упавшему, если в нем отсутствует воля самостоятельно встать на ноги, — говорит Нжде.
Думаем, сказанного достаточно, чтобы не делать необоснованных заключений.
Цегакронутюн — здоровый национализм.
-------------------------------------------------------------
— Из двух видов национализма — национального индивидуализма и национального эгоизма — цегакрон предпочитает первый, который есть не что иное, как справедливое и плодотворное стремление нации —индивида остаться верной духу своего рода, совершенствовать свой историческим тип и защищать свою свободу. Это стремление цегакрона полностью соответствует великим принципам общечеловеческой морали и прогресса, — сказано в "Кредо цегакрона".
Цегакронутюн является своеобразным сочетанием, гармонией родового и общечеловеческого. Основу Цегакронутюн составляют неповторимое родовое и образцовое общечеловеческое.
Цегакронутюн не проповедует вражду по отношению к другим нациям, за исключением турков, которых объявляет бесспорными врагами Рода. Цегакронутюн — это не национальный фанатизм, трубящий об "исключительности", "избранности" своей нации, это здоровый национализм, утверждающий самобытность и индивидуальность своего Рода.
Нжде — проповедник здорового национализма.
Цегакронутюн и религия.
-------------------------------------
Цегакронутюн это не религия. Это полностью светское учение, "а если это религия, то — религия родовой гордости, силы и мужества.".
Нжде не призывает вернуться к старой религии, возродить язычество, поскольку понимает наивность этой мысли и предвидит возможные опасные последствия этого. Тем не менее, он не скрывает своей симпатии по отношению к Армянской старой религии и к нашему языческому прошлому. Послушаем его: "Чтобы приблизительно охарактеризовать тот или иной род, его необходимо наблюдать в зеркале его души — в его религии. Соответственно степени своего умственного и нравственного развития, род отражает в своей религии свои психологические черты, свое мироощущение, свою метафизическую сущность. Армянин жизнеспособен — утверждает наша старая языческая религия. Жизнеспособен армянин — вот источник нашей Надежды и Мощи".
Нжде с восхищением говорит о "непревзойденной человечности и высоком рыцарском духе дохристианского армянина". "В Армении времен Ваагна и Анаит (богиня материнства языческих армян. — Ред.) я вижу такие духовные черты, такие добродетели, о которых можно лишь мечтать в нашу, сколь высокомерную, столь духовно бедную и бесчеловечную эпоху".
Он видит также общечеловеческую ценность духовного облика армянина—язычника и считает, что его "очеловечивающими идеями необходимо заквасить хлеб Востока".
Нжде не против христианства, но не является и фанатичным приверженцем Христа; нас, армян, даже считает "жертвами христианской морали, которая продолжает играть роль белил и румян, вуали и маски для душ сильных". Он уважает личность Назаретянина, как героя идеи, как Богочеловека, однако считает его утопистом, а его речи — возвышенными, но при недопонимании, точнее, при буквальном восприятии — опасными.
Вообще, интересна трактовка личности Христа у Нжде. "Христое любил, потому что был силен; он любил, потому что был могуч до уровня любви и прощения. Он пожертвовал собой, потому что был героем идеи. Только мужественный, смелый, только герой может жертвовать собой". Или: "Ликвидировав существующую между жизнью и смертью преграду, Назаретянин сказал "нет" смерти, и тем самым стал вечным сеятелем великанов духа — святых, мучеников, героев".
Привлекает внимание также восприятие им христианина: "Христианин не тот, кто неправильно понял стихию христианского учения, попал в сети предубеждений и ослабел до степени исчезновения, а тот, в ком есть нечто от Христа — хотя бы искорка души всемогущего Богочеловека".
Нжде ставит вопрос не о ликвидации Армянской церкви, "которая неправильно восприняла завет христианской любви и вследствие этого на многие века стала причиной беспримерной трагедии нашего народа", а — об ее национализировании, об идеологической переоценке. Армянская церковь "должна подвергнуть переоценке свое ошибочное понимание христианской любви, должна иметь своим примером личную жизнь Христа, должна говорить о мужественном, способном любить и жертвовать народе, если желает, чтобы следы христианства остались в Малой Азии и в Армении". "Самозащита армянского народа — таким должен быть новый символ веры Армянской церкви", — заключает Нжде.
Обожествляя род, Нжде уповает на помощь могучих родовых богов — Айка и Ваагна, которые "должны поднять наш разящий кулак и направлять наши удары".
Почитая мужество и силу, Нжде отводит существенную роль в особенности культу Ваагна: "С Ваагном мы должны говорить теперь — Богом древних мужественных армян. Новая священная книга должна быть вложена в руки нашего народа — евангелие мужества", — пишет Нжде. "В обобщенной душе армянского народа обязательно должна возродиться вера в нашего древнего могущественного Бога. В честь Ваагна должны подняться храмы. всюду, где живет армянин, в каждой душе, так как мужество было вечной обязанностью тех наций, которые не хотят умереть. "Стань мужественнее, сделай мужественнее", — таким должен быть девиз сегодняшнего дня. Ваагн — Бог, поклонение мужеству — новая религия, армянин — мужественный, если не желаем уступить однажды свое место под солнцем более мужественным". И именно на деснице Ваагна клянется цегакрон "жить, действовать и умереть как родовой человек".
Однако Нжде не противопоставляет Ваагна и Христа, или армянское и христианское, а видит их в глубине сопоставимыми. И одновременно он делает интересное заключение: "Непростительной ошибкой было бы объяснить верность армян христианству лишь религиозным чувством. Армянской душе чужд фанатизм. Сознание армянина давно уже преимущественно национальное. Армянин очень скоро "арменизировал" христианство. Истинная религия армянина — арменизм".
Таким образом, Цегакронутюн подчиняет вероисповедание национальности, выдвигая девиз: "Род превыше всего". Цегакронутюн не борется против христианства или Армянской церкви и не требует перемены веры, а лишь напоминает, что старые боги — свидетели нашего рождения и носители наших родовых качеств. "Лучшим выражением наших родовых стремлений является наша языческая религия, которая предстает перед нами как концентрация наших родовых ценностей", — так комментирует отношение учения Цегакронутюн к старой вере Арменак Барсегян в своей книжке "Движение Цегакрон".
Цегакронутюн не призывает вернуться в первобытные времена, за что часто безосновательно критиковалось. Оно стремится не возродить первобытную патриархальную жизнь, а восстановить искаженную родовую самобытность армян. Цегакронутюн — это завет сражаться подобно Айку, а не его луком и стрелой. Цегакронутюн не проповедует отказа от прошлого или бездеятельного ожидания будущего. Цегакронутюн — это взгляд назад, возвращение к корням, познание их силы и мощи и, вследствие этого, уверенный взгляд в будущее: "Цегакронутюн — это не поклонение прошлому, не духовный паразитизм, это и не ленивое обнадеживание. Это творческая, созидательная связь почитания прошлого и великой надежды на будущее, связь, которая рождает в душе народа самые великолепные замыслы".
Внутриродовая мораль — залог национального единства.
----------------------------------------------------------------------------------------
Согласно учению Цегакронутюн, существует единственный залог национального единства — это руководствоваться внутриродовой моралью, когда представители нации, считая второстепенными свои личные партийные и религиозные убеждения, объединяются по признаку своей национальной принадлежности. Эта отрицающая эгоизм мораль требует от любого армянина, которому небезразлична судьба армянства, наивысшей жертвы — во имя будущего Армянского рода и Армении пожертвовать своим "Я". И Цегакронутюн, имея незыблемый принцип ставить превыше всего Род, требует от различных армянских группировок и отдельных индивидуумов — в первую очередь быть Армянином, оставаться подданным и воином своего Рода, независимо от политических или религиозных убеждений, социального положения и местонахождения в мире.
Таким образом, Цегакронутюн стремится обеспечить нашу внутреннюю солидарность и примирить различные армянские слои, поскольку "кроме наивысшего примирителя (миротворца), коим является Род, лишь могильная земля может заставить придти к согласию нынешних, нищих духом, армян". И Нжде уверен, что дух его учения может взрастить новое поколение, руководствующееся законами внутриродовой морали, которое необходимо завтрашнему вождю Рода, чтобы обеспечить армянскому народу место под солнцем.
Как надпартийное учение, ставящее целью политическое единомыслие, Цегакронутюн непримирим по отношению к партийной обособленности. Посколько в его время были политизированы даже национальные святыни, Нжде, встав выше эгоцентрической партийности, уверенно заявлял: "Нет партийных мучеников и героев, есть и будут национальная мартирология и национальные герои".
Цегакронутюн — борьба за родовые земли и кузница мстителей.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
"Лозанна? — нет, никогда", — этот лозунг украшал титульный лист первой Программы - Устава организации "Цегакрон Ухтер". Для цегакронов Армянский вопрос не кончился протурецкими решениями Лозаннской конференции, и они продолжали оставаться заимодателями Турции.
— Родная земля одного народа не может стать постоянной Родиной другого. В силу Закона Постоянной Справедливости, захваченные территории всегда, рано или поздно, переходят в руки своих исторических хозяев, при условии, что время не ослабило любовь и преданность хозяев своей родной земле, тоску по ней, — говорит Нжде, уверенный, что возвращение армянских земель возможно только ценой собственной крови, поскольку только очерченные храбростью и патриотизмом армянского воина границы Армении могут быть незыблемыми и реальными.
Таким образом, Цегакронутюн — это воля стать хозяином своей земли, это священный обет эмигранта-армянина, будь то богач или поденный рабочий, вернуться на Родину.
Это также обязательство мести, завет не прощать туркам их преступления, это кузница мстителей, откуда "вместо каждой армянской жертвы в мир выйдут два новых мстителя".
Не отомстить туркам — означает простить, а если "простить турку одно преступление, значит дать право на два новых". Цегакронутюн требует беспощадной мести туркам, неумолимой расправы с этим народом, убившим половину армянства. Эта вражда уже более не историческая, а биологическая.
Цегакронутюн и другие националистические учения.
-------------------------------------------------------------------------------
Часто, с умыслом или без умысла, Цегакронутюн трактуется как заимствованный фашизм или нацизм.
Когда в 1933 году на Общем собрании АРД спросили Нжде, не является ли проповедуемое им учение фашизмом или гитлеризмом, он ответил: "Проповедуемое мной не является ни фашизмом, ни гитлеризмом, я желаю выявить наши старые исторические подвиги и армянские культурные достижения, которые остались под слоем пыли".
Фашизм — итальянское проявление национализма, нацизм — германское. "Абсолютно армянской является идея учения Цегакронутюн. Еще и речи не было о фашизме и гитлеризме, когда эта идея в 1919 году породила Давид-Бековские Клятвенные Союзы на Сюникской земле." Когда давшие обет воины Нжде во время походов завертывались в черные саваны и брали уроки мужества и родовой гордости у своего спарапета, Муссолини еще только начинал свое "движение чернорубашечников".
Общим в учении Нжде и в гитлеризме в основном является только то, что оба учения провозглашают вид (род) высшей ценностью, что характерно для любого националистического учения. Однако важнее существующие между ними принципиальные расхождения, из которых перечислим некоторые.
Гитлер провозглашает арийский род (определение которого у него расплывчато) единственной культуросозидающей расой, остальные нации считает более низкими человеческими видами. Нжде воздерживается от проповеди избранности или исключительности.
Гитлер пробует обосновать стремление к расширению территории необходимостью так называемого "жизненного пространства", без учета естественных границ родины. Нжде ставит целью вернуть народу родную землю — Армянское нагорье.
Гитлер считает евреев злом для человечества, разрушителями культуры, и антисемитизм в его учении занимает центральное место. У Нжде это совершенно отсутствует. Он объявляет врагами Рода турков, поскольку они, уничтожив часть армянства, овладели большей частью нашей родины.
Пожалуй, перечисленного достаточно, чтобы увидеть принципиальное отличие учения Нжде от нацизма.
Неубедительно также утверждение писателя Амастеха, что "его (Нжде) понятие и чувство рода идет преимущественно от еврейского народа". Хотя Нжде с уважением относился к сионизму (как и к другим патриотическим, националистическим учениям), однако необходимо однозначно сказать, что источником вдохновения для него был Армянский род с его трагической и героической историей.
"Движение Цегакрон не имеет и не могло иметь ничего общего с иностранными учениями, поскольку оно, прежде всего, реформаторское движение — возрождение, которое возможно только с помощью собственных, а не заимствованных ценностей".
Не существует армянский фашизм или нацизм, есть итальянский фашизм, немецкий нацизм, еврейский сионизм, есть армянский Цегакронутюн.
Часто, без должного обоснования, утверждают, что учение Нжде сформировалось под влиянием идей Ницще. Действительно, культ силы Нжде, афористичный стиль его речи в определенной степени имеют сходство с идеями и стилем Ницще, однако между ними есть принципиальные различия, как в мировоззренческом плане, так и (следовательно) в вопросах этики.
Например, осью философии Ницше является индивидуум — сверхчеловек, который выступает как цель. Основой учения Нжде является Род, а родовой человек — средство для Рода. Ницще — антихристианин, отрицает любую уступку христианству и не признает какое-либо преобразование в нем. Нжде не отвергает христианство, он ставит задачу переоценки роли и задач Армянской церкви. Ницще вообще отвергает идею Бога, Нжде признает его существование.
— Толкни упавшего, — говорит Ницще.
— Не стоит и нельзя помогать упавшему, если в нем отсутствует воля самостоятельно встать на ноги, — говорит Нжде.
Думаем, сказанного достаточно, чтобы не делать необоснованных заключений.
Цегакронутюн — здоровый национализм.
-------------------------------------------------------------
— Из двух видов национализма — национального индивидуализма и национального эгоизма — цегакрон предпочитает первый, который есть не что иное, как справедливое и плодотворное стремление нации —индивида остаться верной духу своего рода, совершенствовать свой историческим тип и защищать свою свободу. Это стремление цегакрона полностью соответствует великим принципам общечеловеческой морали и прогресса, — сказано в "Кредо цегакрона".
Цегакронутюн является своеобразным сочетанием, гармонией родового и общечеловеческого. Основу Цегакронутюн составляют неповторимое родовое и образцовое общечеловеческое.
Цегакронутюн не проповедует вражду по отношению к другим нациям, за исключением турков, которых объявляет бесспорными врагами Рода. Цегакронутюн — это не национальный фанатизм, трубящий об "исключительности", "избранности" своей нации, это здоровый национализм, утверждающий самобытность и индивидуальность своего Рода.
Нжде — проповедник здорового национализма.
Цегакронутюн и религия.
-------------------------------------
Цегакронутюн это не религия. Это полностью светское учение, "а если это религия, то — религия родовой гордости, силы и мужества.".
Нжде не призывает вернуться к старой религии, возродить язычество, поскольку понимает наивность этой мысли и предвидит возможные опасные последствия этого. Тем не менее, он не скрывает своей симпатии по отношению к Армянской старой религии и к нашему языческому прошлому. Послушаем его: "Чтобы приблизительно охарактеризовать тот или иной род, его необходимо наблюдать в зеркале его души — в его религии. Соответственно степени своего умственного и нравственного развития, род отражает в своей религии свои психологические черты, свое мироощущение, свою метафизическую сущность. Армянин жизнеспособен — утверждает наша старая языческая религия. Жизнеспособен армянин — вот источник нашей Надежды и Мощи".
Нжде с восхищением говорит о "непревзойденной человечности и высоком рыцарском духе дохристианского армянина". "В Армении времен Ваагна и Анаит (богиня материнства языческих армян. — Ред.) я вижу такие духовные черты, такие добродетели, о которых можно лишь мечтать в нашу, сколь высокомерную, столь духовно бедную и бесчеловечную эпоху".
Он видит также общечеловеческую ценность духовного облика армянина—язычника и считает, что его "очеловечивающими идеями необходимо заквасить хлеб Востока".
Нжде не против христианства, но не является и фанатичным приверженцем Христа; нас, армян, даже считает "жертвами христианской морали, которая продолжает играть роль белил и румян, вуали и маски для душ сильных". Он уважает личность Назаретянина, как героя идеи, как Богочеловека, однако считает его утопистом, а его речи — возвышенными, но при недопонимании, точнее, при буквальном восприятии — опасными.
Вообще, интересна трактовка личности Христа у Нжде. "Христое любил, потому что был силен; он любил, потому что был могуч до уровня любви и прощения. Он пожертвовал собой, потому что был героем идеи. Только мужественный, смелый, только герой может жертвовать собой". Или: "Ликвидировав существующую между жизнью и смертью преграду, Назаретянин сказал "нет" смерти, и тем самым стал вечным сеятелем великанов духа — святых, мучеников, героев".
Привлекает внимание также восприятие им христианина: "Христианин не тот, кто неправильно понял стихию христианского учения, попал в сети предубеждений и ослабел до степени исчезновения, а тот, в ком есть нечто от Христа — хотя бы искорка души всемогущего Богочеловека".
Нжде ставит вопрос не о ликвидации Армянской церкви, "которая неправильно восприняла завет христианской любви и вследствие этого на многие века стала причиной беспримерной трагедии нашего народа", а — об ее национализировании, об идеологической переоценке. Армянская церковь "должна подвергнуть переоценке свое ошибочное понимание христианской любви, должна иметь своим примером личную жизнь Христа, должна говорить о мужественном, способном любить и жертвовать народе, если желает, чтобы следы христианства остались в Малой Азии и в Армении". "Самозащита армянского народа — таким должен быть новый символ веры Армянской церкви", — заключает Нжде.
Обожествляя род, Нжде уповает на помощь могучих родовых богов — Айка и Ваагна, которые "должны поднять наш разящий кулак и направлять наши удары".
Почитая мужество и силу, Нжде отводит существенную роль в особенности культу Ваагна: "С Ваагном мы должны говорить теперь — Богом древних мужественных армян. Новая священная книга должна быть вложена в руки нашего народа — евангелие мужества", — пишет Нжде. "В обобщенной душе армянского народа обязательно должна возродиться вера в нашего древнего могущественного Бога. В честь Ваагна должны подняться храмы. всюду, где живет армянин, в каждой душе, так как мужество было вечной обязанностью тех наций, которые не хотят умереть. "Стань мужественнее, сделай мужественнее", — таким должен быть девиз сегодняшнего дня. Ваагн — Бог, поклонение мужеству — новая религия, армянин — мужественный, если не желаем уступить однажды свое место под солнцем более мужественным". И именно на деснице Ваагна клянется цегакрон "жить, действовать и умереть как родовой человек".
Однако Нжде не противопоставляет Ваагна и Христа, или армянское и христианское, а видит их в глубине сопоставимыми. И одновременно он делает интересное заключение: "Непростительной ошибкой было бы объяснить верность армян христианству лишь религиозным чувством. Армянской душе чужд фанатизм. Сознание армянина давно уже преимущественно национальное. Армянин очень скоро "арменизировал" христианство. Истинная религия армянина — арменизм".
Таким образом, Цегакронутюн подчиняет вероисповедание национальности, выдвигая девиз: "Род превыше всего". Цегакронутюн не борется против христианства или Армянской церкви и не требует перемены веры, а лишь напоминает, что старые боги — свидетели нашего рождения и носители наших родовых качеств. "Лучшим выражением наших родовых стремлений является наша языческая религия, которая предстает перед нами как концентрация наших родовых ценностей", — так комментирует отношение учения Цегакронутюн к старой вере Арменак Барсегян в своей книжке "Движение Цегакрон".
Цегакронутюн не призывает вернуться в первобытные времена, за что часто безосновательно критиковалось. Оно стремится не возродить первобытную патриархальную жизнь, а восстановить искаженную родовую самобытность армян. Цегакронутюн — это завет сражаться подобно Айку, а не его луком и стрелой. Цегакронутюн не проповедует отказа от прошлого или бездеятельного ожидания будущего. Цегакронутюн — это взгляд назад, возвращение к корням, познание их силы и мощи и, вследствие этого, уверенный взгляд в будущее: "Цегакронутюн — это не поклонение прошлому, не духовный паразитизм, это и не ленивое обнадеживание. Это творческая, созидательная связь почитания прошлого и великой надежды на будущее, связь, которая рождает в душе народа самые великолепные замыслы".