Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
22 Ноября 2024 пятница
ГАРЕГИН НЖДЕ И ЕГО УЧЕНИЕ «ЦЕГАКРОН»
Вступить в группу
Обновлено 15.11.2011
ГАРЕГИН НЖДЕ И ЕГО УЧЕНИЕ «ЦЕГАКРОН»15.11.2011  с помощью web
(2-ая часть)

б) Цегакронутюн.
------------------------

"Я прочел божественные следы, оставленные моим родом на земном шаре, увидел, поцеловал,обоготворил — я стал цегакроном".
Идеологией движения Цегакрон является Цегакронутюн.
Несомненно, учение Цегакронутюн создавалось не в идеоло­гическом вакууме. Ему предшествовали идеи о роде Алишана, Раффи, Патканяна, Варужана, Агароняна и др. Однако они дали идеи, но не идеологию. Нжде выпало на долю, сконцентрировав и обобщив существовавшие армянские идеи о роде, систематизировав и придав им целостный вид, заложить основы обоснованного по-армянски—построенного на сущности и морали Армянина — учения, названного им Цегакронутюн. Идеи Цегакронутюн родились не в зарубежных колониях, а были вынесены с Родины, в горах которой были призваны к жизни и успешно выдержали суровое испытание 1919-1921 гг. в виде Давид—Бековских Клятвенных Союзов (обетов). "В лице наших Давид-Бековских родоохранительных Клятвенных Союзов в 1920 г. действовал и победил Цегакронутюн",— писал Нжде.
Нжде базировал свое учение на той божественной силе — сущности, которая именуется "армянский род". И Цегакронутюн, в первую очередь, это осознание своего происхождения от этой силы — сущности, гордость этим происхождением и клятва (обет) пол­ностью посвятить себя роду и до конца жизни остаться верным ему.
Для Нжде ни одно из определений, данных антропологией понятию "род", не является приемлемым. Вообще, согласно Нжде, "трудно определить это понятие научным языком, здесь может идти речь только об относительной научности". Для него "недостаточны старые термины", поскольку ими нельзя исчерпать всю емкость понятия "род". Согласно обобщению Нжде, род скорее душа, чем материя.
Род первозданен и существует с начала творения. "Род первозданен, как Бог". "Он свидетель веков, вечный армянин, соучастник Бога" (цитаты из Нжде даются далее в кавычках без упоми­нания его имени. — Ред.).

Род — синтез Духа и Крови, психический склад и биологическое строение одновременно, то неповторимое духовное и беспримесное телесное, которые придают человеческой породе (этносу) самобытность и своеобразие и благодаря которым человеческие типы отличаются друг от друга. А Цегакронутюн — это усилие, стремление сохранить и увековечить эту самобытность, это желание, побуждение жить по-армянски.

В основе Цегакронутюн лежат два основополагающих принципа:
а) в наших несчастьях повинны прежде всего мы сами;
б) нужную нам силу следует искать в нас самих.

Учение Цегакронутюн построено в следующей логической последовательности: "я знаю свой род, я верю своему роду, я боготворю свой род, я — цегакрон".
Любой вид мировоззрения, будь то мифология, религия или философия, начинается с познания. Цегакронутюн начинается с познания Рода—со знакомства с его историей, культурой, бытом, с его достоинствами и ценностями, со внушительным вкладом, внесенным Армянским родом в общемировую цивилизацию.
— Покажите народу солнце-лик его рода, чтобы народ в самопознании поднял свое склоненное чело,—говорит Нжде, уверенный, что только познавший свои ценности и достоинства народ способен к духовному обновлению. Показать народу ценности и достоинства Рода — в этом видит Гарегин Нжде роль интеллигенции, литературы, а также революционных движений.
Познание Рода включает в себя также знание наших недостатков, и Цегакронутюн является серьезной попыткой скорректировать наши родовые недостатки, "усовершенствовать" наш род.
И не случайно Г. Нжде священной книгой учения Цегакрону­тюн считает "Армянскую историю — книгу жизни Рода", являющуюся для народа главным источником самопознания.

Цегакронутюн выводит самопознание индивидуума из познания Рода, поскольку "познай самого себя" означает — познай вначале породившую тебя общность, т.е. Род, обобщенные признаки которого обусловили твой индивидуальный облик.
Познай свой Род — это завет учения Цегакронутюн новому армянскому поколению.
Из знания Рода следует вера в Род — вера в его силу, в его гений, в его волю и возможности, в его будущее и его бесмертие.
Верить Роду — начит слушать его голос, общаться с ним, быть причастным к Роду, к его боли и радости, к его несчастьям и великим деяниям. Причастность к Роду — это воля слышать голос, рев Рода в минуту опасности и следовать его зову.
Цегакронутюн требует от личности нерушимой связи со своим Родом, признания Рода своим наивысшим родителем. Оно считает семью средством усиления Рода и находит, что дети принадлежат более Роду, чем непосредственным родителям.
Быть причастным к Роду — значит им определять свое личное счастье и свою свободу.
Цегакронутюн заветное, вожделенное счастье личности обуславливает коллективным счастьем Рода — счастье цегакрона в том, "чтобы видеть, как растет мощь его народа и справедливо ширится территория Армении".
Согласно учению Цегакронутюн, подчинение Роду — высшая степень свободы и самоутверждения личности. Другими словами, личность свободна в той мере, в какой не противостоит интересам Рода и не нарушает его мораль, а ее самопроявление не трансформируется в родоотрицающий эгоизм.
Как оптимическое учение, утверждающее веру в будущее Рода, Цегакронутюн не проповедует бессильный фатализм, а обязывает бороться за ту великую судьбу, которой достоин Род.
Существенную часть учения составляет поклонение Роду — культ качеств, ценностей и святынь Рода.

Культ Родины.
----------------------

Это поклонение той земле, на которой естественно возник Армянский род, на которой он творил свою историю и создавал свою культуру, в которой погребены останки его сыновей, во имя любви и свободы которой были принесены в жертву наши великие предки.

Культ крови.
-------------------

В учении Цегакронутюн кровь Рода — божество, поскольку духовно-телесное строение Рода обусловлено и ею. Цегакронутюн проповедует культ крови Рода, в чистоте которой видит будущее нашего Рода.

Культ языка.
------------------

В вопросе о языке Цегакронутюн неуступчиво: оно требует от Армянина говорить с армянами по-армянски, напоминая, что смерть языка ускоряет духовную смерть народов. Оно требует почитания, поклонения родному языку, чистотой и содержательностью которого обусловлено духовное будущее нашего Рода.


Культ пожертвовавших своей жизнью.
-----------------------------------------------------------

Это культ священных героев нашего Рода, "которые в своей храбрости превратились во львов, в своем великолепном самоотречении превратились в богов, которые щедро пролили свою кровь, чтобы увековечить наш Род и его честь".


Культ предков.
-------------------------

Цегакронутюн считает большим злом духовный разрыв между старшим и молодым поколениями, который нарушает органическую связь между прошлым и будущим Рода. "Если молодое поколение отрывается от старшего или от прошлых поколений, оно по сути отрывается от существовавших дотоле ценностей и святынь Рода. Оторвавшийся от старшего поколения остается без духовной почвы и без духовной перспективы. Важна духовная связь между поколениями, благодаря которой передается вечное пламя Рода".
Духовно приобщиться означает "исторической памятью пережить жизнь прошлых поколений, связав нашу судьбу с ихней".
Цегакронутюн питает особенно глубокое благоговение к воинственным рыцарям Мамиконянам. "Кто более или менее знаком с Армянской историей, сразу же поймет, что движение Цегакрон, как обет, напоминает обет рыцарей Мамиконянов. Как и Мамиконяны, цегакрон исповедует бескорыстную преданность нации и решимость мужественно принять смерть во имя Родины".

Культ силы.
---------------------

Цегакронутюн проповедует культ силы, поскольку мир уступает дорогу сильным — сильным духом, мыслью и кулаком, побеждает сильный, а не правый.
— Более, еще более мощи, — призывает Цегакронутюн, стремясь привести в мир человека силы — поклонника Ваагна (бог войны и мужества языческих армян. — Ред.), поклонника мощи и храбрости, в котором есть жажда силы, храбрости, стремление к совершенствованию и воля к самопожертвованию.

Культ вождя.
-------------------

В учении Цегакронутюн существует также культ истинного вождя Рода, предопределяющего судьбу нации, которому нации обязаны своими взлетами и падениями. Цегакронутюн требует — подчиняясь воле Рода, уметь подчиняться также вождю Рода — носителю и учителю морали Рода .
Цегакронутюн признает Род наивысшей святыней и провозглашает: "Недостоин именоваться армянином тот, для кого на нашей планете есть более дорогое слово, чем слово "армянин"."
"Будь Армянином, прежде всего Армянином, - учит Нжде, - потому что Армянин в своей истории был более человеком, чем Армянином, и именно по этой причине его трагедия была беспримерной."
Цегакронутюн не приемлет поклонения Роду, любви к Роду, основанных только на слепом инстинкте или только на логике. Оно не на стороне тех, кто любит свой род "силой чувств, но слабостью мысли, равно и тех, кто любит силой мысли, но слабостью воли". Оно на стороне тех, "кто любит род всеми силами своей личности—всей мощью мысли, чувства и воли".
Из постижения ценностей и добродетелей Рода, из благоговения перед ними, поклонения им рождается родовая (национальная) гордость личности. "Нравственно несостоятельна личность, если ей недостает чувства национальной гордости, порожденного национальным самопознанием и питаемого нашим преклонением перед всем, что красиво, величественно и героично в Армянской истории".

В учении Цегакронутюн есть еше один существенный, связанный с родовой гордостью, завет—глубокое переживание титанической боли Рода, его многовекового страдания и стыда. И Нжде уверен, что из этого сопереживания должна пробудиться наша униженная гордость и родиться наша новая религия гордости. И тогда в мир придет потрясенный болью Рода, "крещенный в собственном страдании" Новый Армянин (Армянин—цегакрон), "помазанный родовой моралью", призванный преодолеть наши слабости и "восстановить величие имени Армянина".
Цегакронутюн — это грозное возмущение раненной несправедливостью мира, униженной и оскорбленной, потрясенной Армянской души. Это взрыв негодования пробудившегося от векового рабства Армянина, это бунт его уязвленной страданиями и унижениями гордости.
Бессмысленны вера, поклонение Роду, национальная гордость, если они абстрактны, являются всего лишь празднословием и не проявляются в реальной жизни, в личном поведении. Признавая ценности Рода и его мораль, необходимо жить ими, т.е. обеспечить гармонию мысли, слова и дела. А жить целями Рода, его ценностями и моралью, превратить их в форму своего существования, в образ жизни — означает нести в себе (хранить в себе) Род.
Быть цегакроном—значит нести в себе все родовое- армянское, что было в нашей истории. "Цегакрон тот, кто живет как родовой человек— жизнью Рода и для Рода".
Понятно также, почему Нжде вместо слов "родопочитание", "патриотизм" и подобных им слов предпочел слово "Цегакронутюн", Цегакронутюн — это более, чем родопочитание или патрио­тизм, оно включает в себя эти понятия.
Новое слово, но старая сущность. Цегакронутюн, как проявление, выражение сути Армянского рода, так же старо, как Армянский род.