ГАРЕГИН НЖДЕ И ЕГО УЧЕНИЕ «ЦЕГАКРОН»15.11.2011
с помощью web
(1-ая часть)
« Ц Е Г А К Р О Н »
а) История движения Цегакрон.---------------------------------------------
В 1932 году в выходящем в Софии журнале «Хровк» под рубрикой "Задачи духовного обновления" была напечатана основополагающая статья Гарегина Нжде «Цегакронутюн - как победоносная сила» (изложение одного из его докладов), где в частности читаем: "Если по сей день наш народ получает лишь удары и ... не способен дать отпор — причина в том, что он не живет как РОД... Цегакронутюн — вот панацея, без которой армяне останутся политически самой обездоленной частью человечества".Нжде предвестил появление родового чувства, положив начало теории Арменизма.Летом 1933 года, согласно решению 12-го Общего Собрания АРД, Нжде отправился в США, где стал инициатором движения Цегакрон и для его развертывания основал "Клятвенные Союзы цегакронов" (Цегакрон Ухтер). В Программе-Уставе организации цель ее создания была сформулирована следующим образом: "Воспитать родопочитающее поколение, представители которого жили и действовали бы как подданные и воины своего рода, где бы они ни были и какое бы социальное положение ни занимали".До приезда Нжде в США там действовали различные армянские молодежные организации: "Айордик", "Вордик Айастаньяц" и другие. Нжде, развертывая движение Цегакрон , взял на себя трудное дело объединения этих разрозненнных союзов, создания единой молодежной организации, идеологию которой он изложил в цикле статей под рубрикой "Родовое пробуждение", напечатанном в бостонской газете "Айреник" в конце 1933 года.Какими обстоятельствами была продиктована необходимость развертывания движения Цегакрон?Это было время, когда царившие в армянских колониях пораженческие настроения, все ужесточавшиеся межпартийные столкновения, раскалывавшие нацию, а также развращающее влияние чуждой среды побуждали армян-пандухтов к покорному примирению со своим униженным положением, что угрожало сделать окончательным поражение, которое потерпел наш народ в начале века. Здесь следует добавить также болезненную религиозность: в армянских колониях действовали различные антинациональные секты, проповедовавшие отказ от идеи родины, отдаление от национально-общественной жизни и посвящение "царству небесному".Сложившаяся обстановка неминуемо привела бы к распылению около 1 млн армян, живших в колониях, а более точно — к самоубийству. Необходимо было предотвратить это.Необходимость движения Цегакрон была продиктована также турецкой антиармянской пропагандой. Для этой цели турки использовали европейских продажных общественных деятелей, которые представляли миру армян как не любящих родину, трусливых, небоеспособных, анархических и лишенных нравственных норм грабителей. Необходимо было контрпропагандой и реальными действиями рассеять создаваемое ошибочное представление об армянах."Существовало еще одно важнейшее обстоятельство, обусловившее необходимость движения Цегакрон — это политическое ренегатство нашего старшего поколения в вопросе отношения к Турции. Наши старые партии склонны были поставить крест на Армянском вопросе и примириться с мыслью, что нужно отказаться от оставшихся в Турции армянских территорий и начать сближение с Турцией. Эта измена сделала бы нас в глазах молодого поколения презренным народом", — пишет Нжде. Необходимо было пробудить в лишенном родины армянине патриотическое чувство, чувство хозяина своей земли, "спасти его от духовной и политической безысходности".В то же время движение Цегакрон имело целью создать надежную духовную преграду большевистской безнравственной пропаганде, подобно бациллам распространявшейся в армянских колониях.Существовал единственный выход из создавшегося положения — духовно-нравственное обновление армянства, что было возможно только возрождением собственных (родовых) ценностей и целей и их переживанием заново.Естественно, что движущей силой такого духовно-обновительного движения должна была стать молодежь, как наиболее динамичная и способная к обновлению часть общества. И поэтому движение Цегакрон имело целью превратиться в общенациональное движение зарубежной армянской молодежи, а организация "Цегакрон Ухтер" должна была стать ядром общеармянской молодежной организации. "Как море, оно должно вобрать в себя все "вешние воды" нашей молодежи, все ее национальные союзы", — таковы были надежды Нжде на движение Цегакрон.Поскольку армяне-колонисты в США были наиболее многочисленными, и поскольку там опасность ассимиляции и отчуждения армян была особенно велика, движение было организовано в Соединенных Штатах.Существенным оказался и фактор времени. Во всем мире происходил небывалый подъем националистических движений, мир национализировался, что предвещало новые столкновения. Необходимо было, показав ценности своего рода, психологически подготовиться к грядущим бедствиям.И род, находящийся в опасности, всколыхнулся, выстрадал и устами Нжде провозгласил слово родохранения, "как оздоровляющий призыв".Прибыв в США, Нжде, наделенный пророческим духом и магическим обаянием, наэлектризовал атмосферу Америки от края до края своими содержательными речами, чистосердечными и бесстрашными признаниями и бесспорными фактами.Благодаря несравненному организаторскому и проповедническому таланту Нжде, движение сразу же достигло большого размаха. Как писал Рубен Дарбинян, "без привнесенного Гарегином Нжде вдохновения, без его кипучей энергии, без зачаровывающего влияния его пленительной личности вряд ли новое поколение армян в США сумело бы организоваться за столь короткое время". Благодаря этому движению, воодушевленные им, тысячи армянских юношей и девушек в Америке не только перестали стыдиться своего армянского происхождения, но стали гордиться им.Первое представительское собрание "Цегакрон Ухтер" было созвано в июле 1933 г., после чего почти целый год организация действовала на нейтральной почве, вне партий. Состоявшееся в июне 1934 г. в зале бостонского клуба "Айреник" под председательством Нжде первое Депутатское собрание организации "Цегакрон Ухтер" постановило встать под знамя партии Армянский Революционный Дашнакцутюн и впредь именоваться "Цегакрон Ухтер АРД"-а.Организация имела свою "Программу-Устав" и "Кредо Цегакрона".Членами организации были согласные с "Кредо" армянские юноши и девушки. Ячейкой организации был Ухт (Клятвенный Союз), который должен был иметь не менее 7 членов. Руководящим высшим органом организации было Центральное правление, которое избиралось Депутатским собранием. Последнее созывалось раз в год. На заседаниях Центрального правления присутствовал один из членов ЦК АРД с правом одного голоса.Клятвенные Союзы организовывали дружеские собрания, беседы на темы армянской истории, способствующие знакомству со своим родом, а также спортивные тренировки, прогулки и т.д. На всех собраниях и вечерах Клятвенных Союзов армянский язык был обязателен.Внутри Клятвенных Союзов соблюдалась строгая дисциплина.Между членами Клятвенного Союза действовал принцип "Все за одного и один за всех".Организация Цегакрон Ухтер имела гармоничные взаимоотношения с Армянским Красным Крестом, Студенческим союзом АРД и другими подобными организациями, которые сочувствовали движению Цегакрон.Девизом организации Цегакрон Ухтер было "Армению — армянам".Официальными праздниками организации были: день Цегакронутян —14 января, день Знамени— 10 августа.Цегакроны обязаны были участвовать в мероприятиях дня армянского траура—24 апреля, дня независимости Армении—28 мая и дня партии Дашнакцутюн — в октябре.Символом организации был лев.На Первом Депутатском собрании организации Цегакрон Ухтер в качестве гимна организации временно был принят известный марш "Вперед, мученик !" (слова Г. Караваренца, музыка Б. Кана чяна), а в качестве официального органа — английский еженедельник "Айреник".Еженедельник "Айреник" ("Hairenik Weekly") издавался с марта 1934 года., имея целью ознакомить новое поколение армян, хотя бы на английском языке, с историей их рода, с его культурой, уберечь от отчуждения. "С его помощью Гарегин Нжде, совершенно не знавший английского, с его воодушевлением и магнетизмом смог воздействовать на наше молодое поколение и собрать под знаменем одной организации существующие здесь и там группы "Айординер", а также созданные им. Без еженедельника "Айреник", психологически подготовившего почву, невозможной была бы, несомненно, крепкая, сплоченная организация нашей молодежи. В противном случае не говоривший по английски Г. Нжде своими впечатляющими речами на красивом армянском языке не смог бы воодушевить молодое поколение",— пишет Р. Дарбинян, характеризуя роль этого еженедельника.В США центром движения Цегакрон был Бостон. Цегакрон Ухтер действовали также в Чикаго, Детройте, Фрезно и других американских городах компактного проживания армян. Организация имела отделения в Болгарии (в Софии, Пловдиве, Варне, Бургасе и т.д.), Греции, Франции, Румынии.А почему Нжде назвал организацию цегакронов Ухт (Клятвенный Союз), а не, скажем, группой? Обратимся к нему. "Все великие деяния нашего народа совершены в результате клятвенных союзов (обетов) его сынов. Завтра тот будет иметь готовых мужественно сражаться воинов, кто сегодня имеет ухт. Понимая это, я в свое время организовал Давид-Бековские клятвенные союзы, которые полностью оправдали свое название. По тем же психологическим мотивам назвал "Клятвенными Союзами" организованные в США группы цегакронов. Нет более негодного разумного существа, чем армянин без клятвенного союза (без обета). Армянин без обета — бездушен, а бездушный армянин не предан, труслив, бессилен", — писал Нжде.Осенью 1934 года Нжде возвратился в Болгарию, предполагая расширить движение Цегакрон и превратить его в общеармянское. Он считал, что только обновившись в этом движении, движении хозяев своей земли, смогут объединиться все ветви армянства. По этому поводу один из активных членов Болгарской организации цегакронов Оник Зармуни писал в 1936 году, что "нужно создать единый центр, чтобы воспитывать армянское юношество и молодежь, руководствуясь родовыми принципами и духом рода", и заключал: "нам кажется, что история предоставила эту роль организации цегакронов. Нет более общей ценности, более общей идеи, чем род. Не имеем более жизнеспособной организации, чем Цегакрон Ухтер. Остается, чтобы организация цегакронов объединила в себе все культурные и спортивные союзы и стала общеармянским движением молодежи".Интересны также суждения О. Зармуни о взаимоотношениях Цегакронутюн-Дашнакцутюн, которые в те годы были довольно напряженными. "Что бы ни говорили и ни писали, какие бы ржавые стрелы ни пускались в новое движение, истиной является то, что Цегакронутюн — абсолютная необходимость как для армянства и Айдата, так и для преследующей те же цели нашей партии. Истинный Дашнакцаканутюн был и навечно останется родовым клятвенным союзом нашего народа. Ни наша история, ни священная память о наших давших обет мучениках-дашнакцаканах не смогут допустить обратного утверждения".Однако отношения Нжде с руководством АРД обострились до такой степени, что в 1937 г. он порвал связи с партией, и это значительно повлияло на дальнейшую судьбу движения Цегакрон.Еше в 1934 году Никол Агбалян писал из Бейрута Нжде, находившемуся в США: "движение Цегакрон, которое с таким успехом ширится под влиянием твоих зачаровывающих речей, будет ли иметь продолжение, когда ты покинешь Америку? Имеет ли пророк учеников, которые сохранили бы дух, следовательно, продолжили бы дело?" К сожалению, опасения Агбаляна оправдались, и движение Цегакрон в США после отъезда Нжде начало приходить в упадок.А созванное в июле 1941 году в Чикаго 8-ое Депутатское собрание американской организации цегакронов постановило переименовать организацию в "Дашнакцутюн армянской молодежи Америки". Переименование объясняли тем, что противники цегакронов в американских кругах распространяли мнение, что цегакроны являются единоверцами и соучастниками нацистов, и одновременно тем, что трудно было объяснить представителям других национальностей значение слова "цегакрон".Это переименование относилось только к американским цегакронам, а в других местах, где влияние Нжде было велико (в особенности в Болгарии, где организация была самой крепкой) организации Цегакрон Ухтер, под тем же именем, действовали до ареста Нжде в 1944 году.
« Ц Е Г А К Р О Н »
а) История движения Цегакрон.---------------------------------------------
В 1932 году в выходящем в Софии журнале «Хровк» под рубрикой "Задачи духовного обновления" была напечатана основополагающая статья Гарегина Нжде «Цегакронутюн - как победоносная сила» (изложение одного из его докладов), где в частности читаем: "Если по сей день наш народ получает лишь удары и ... не способен дать отпор — причина в том, что он не живет как РОД... Цегакронутюн — вот панацея, без которой армяне останутся политически самой обездоленной частью человечества".Нжде предвестил появление родового чувства, положив начало теории Арменизма.Летом 1933 года, согласно решению 12-го Общего Собрания АРД, Нжде отправился в США, где стал инициатором движения Цегакрон и для его развертывания основал "Клятвенные Союзы цегакронов" (Цегакрон Ухтер). В Программе-Уставе организации цель ее создания была сформулирована следующим образом: "Воспитать родопочитающее поколение, представители которого жили и действовали бы как подданные и воины своего рода, где бы они ни были и какое бы социальное положение ни занимали".До приезда Нжде в США там действовали различные армянские молодежные организации: "Айордик", "Вордик Айастаньяц" и другие. Нжде, развертывая движение Цегакрон , взял на себя трудное дело объединения этих разрозненнных союзов, создания единой молодежной организации, идеологию которой он изложил в цикле статей под рубрикой "Родовое пробуждение", напечатанном в бостонской газете "Айреник" в конце 1933 года.Какими обстоятельствами была продиктована необходимость развертывания движения Цегакрон?Это было время, когда царившие в армянских колониях пораженческие настроения, все ужесточавшиеся межпартийные столкновения, раскалывавшие нацию, а также развращающее влияние чуждой среды побуждали армян-пандухтов к покорному примирению со своим униженным положением, что угрожало сделать окончательным поражение, которое потерпел наш народ в начале века. Здесь следует добавить также болезненную религиозность: в армянских колониях действовали различные антинациональные секты, проповедовавшие отказ от идеи родины, отдаление от национально-общественной жизни и посвящение "царству небесному".Сложившаяся обстановка неминуемо привела бы к распылению около 1 млн армян, живших в колониях, а более точно — к самоубийству. Необходимо было предотвратить это.Необходимость движения Цегакрон была продиктована также турецкой антиармянской пропагандой. Для этой цели турки использовали европейских продажных общественных деятелей, которые представляли миру армян как не любящих родину, трусливых, небоеспособных, анархических и лишенных нравственных норм грабителей. Необходимо было контрпропагандой и реальными действиями рассеять создаваемое ошибочное представление об армянах."Существовало еще одно важнейшее обстоятельство, обусловившее необходимость движения Цегакрон — это политическое ренегатство нашего старшего поколения в вопросе отношения к Турции. Наши старые партии склонны были поставить крест на Армянском вопросе и примириться с мыслью, что нужно отказаться от оставшихся в Турции армянских территорий и начать сближение с Турцией. Эта измена сделала бы нас в глазах молодого поколения презренным народом", — пишет Нжде. Необходимо было пробудить в лишенном родины армянине патриотическое чувство, чувство хозяина своей земли, "спасти его от духовной и политической безысходности".В то же время движение Цегакрон имело целью создать надежную духовную преграду большевистской безнравственной пропаганде, подобно бациллам распространявшейся в армянских колониях.Существовал единственный выход из создавшегося положения — духовно-нравственное обновление армянства, что было возможно только возрождением собственных (родовых) ценностей и целей и их переживанием заново.Естественно, что движущей силой такого духовно-обновительного движения должна была стать молодежь, как наиболее динамичная и способная к обновлению часть общества. И поэтому движение Цегакрон имело целью превратиться в общенациональное движение зарубежной армянской молодежи, а организация "Цегакрон Ухтер" должна была стать ядром общеармянской молодежной организации. "Как море, оно должно вобрать в себя все "вешние воды" нашей молодежи, все ее национальные союзы", — таковы были надежды Нжде на движение Цегакрон.Поскольку армяне-колонисты в США были наиболее многочисленными, и поскольку там опасность ассимиляции и отчуждения армян была особенно велика, движение было организовано в Соединенных Штатах.Существенным оказался и фактор времени. Во всем мире происходил небывалый подъем националистических движений, мир национализировался, что предвещало новые столкновения. Необходимо было, показав ценности своего рода, психологически подготовиться к грядущим бедствиям.И род, находящийся в опасности, всколыхнулся, выстрадал и устами Нжде провозгласил слово родохранения, "как оздоровляющий призыв".Прибыв в США, Нжде, наделенный пророческим духом и магическим обаянием, наэлектризовал атмосферу Америки от края до края своими содержательными речами, чистосердечными и бесстрашными признаниями и бесспорными фактами.Благодаря несравненному организаторскому и проповедническому таланту Нжде, движение сразу же достигло большого размаха. Как писал Рубен Дарбинян, "без привнесенного Гарегином Нжде вдохновения, без его кипучей энергии, без зачаровывающего влияния его пленительной личности вряд ли новое поколение армян в США сумело бы организоваться за столь короткое время". Благодаря этому движению, воодушевленные им, тысячи армянских юношей и девушек в Америке не только перестали стыдиться своего армянского происхождения, но стали гордиться им.Первое представительское собрание "Цегакрон Ухтер" было созвано в июле 1933 г., после чего почти целый год организация действовала на нейтральной почве, вне партий. Состоявшееся в июне 1934 г. в зале бостонского клуба "Айреник" под председательством Нжде первое Депутатское собрание организации "Цегакрон Ухтер" постановило встать под знамя партии Армянский Революционный Дашнакцутюн и впредь именоваться "Цегакрон Ухтер АРД"-а.Организация имела свою "Программу-Устав" и "Кредо Цегакрона".Членами организации были согласные с "Кредо" армянские юноши и девушки. Ячейкой организации был Ухт (Клятвенный Союз), который должен был иметь не менее 7 членов. Руководящим высшим органом организации было Центральное правление, которое избиралось Депутатским собранием. Последнее созывалось раз в год. На заседаниях Центрального правления присутствовал один из членов ЦК АРД с правом одного голоса.Клятвенные Союзы организовывали дружеские собрания, беседы на темы армянской истории, способствующие знакомству со своим родом, а также спортивные тренировки, прогулки и т.д. На всех собраниях и вечерах Клятвенных Союзов армянский язык был обязателен.Внутри Клятвенных Союзов соблюдалась строгая дисциплина.Между членами Клятвенного Союза действовал принцип "Все за одного и один за всех".Организация Цегакрон Ухтер имела гармоничные взаимоотношения с Армянским Красным Крестом, Студенческим союзом АРД и другими подобными организациями, которые сочувствовали движению Цегакрон.Девизом организации Цегакрон Ухтер было "Армению — армянам".Официальными праздниками организации были: день Цегакронутян —14 января, день Знамени— 10 августа.Цегакроны обязаны были участвовать в мероприятиях дня армянского траура—24 апреля, дня независимости Армении—28 мая и дня партии Дашнакцутюн — в октябре.Символом организации был лев.На Первом Депутатском собрании организации Цегакрон Ухтер в качестве гимна организации временно был принят известный марш "Вперед, мученик !" (слова Г. Караваренца, музыка Б. Кана чяна), а в качестве официального органа — английский еженедельник "Айреник".Еженедельник "Айреник" ("Hairenik Weekly") издавался с марта 1934 года., имея целью ознакомить новое поколение армян, хотя бы на английском языке, с историей их рода, с его культурой, уберечь от отчуждения. "С его помощью Гарегин Нжде, совершенно не знавший английского, с его воодушевлением и магнетизмом смог воздействовать на наше молодое поколение и собрать под знаменем одной организации существующие здесь и там группы "Айординер", а также созданные им. Без еженедельника "Айреник", психологически подготовившего почву, невозможной была бы, несомненно, крепкая, сплоченная организация нашей молодежи. В противном случае не говоривший по английски Г. Нжде своими впечатляющими речами на красивом армянском языке не смог бы воодушевить молодое поколение",— пишет Р. Дарбинян, характеризуя роль этого еженедельника.В США центром движения Цегакрон был Бостон. Цегакрон Ухтер действовали также в Чикаго, Детройте, Фрезно и других американских городах компактного проживания армян. Организация имела отделения в Болгарии (в Софии, Пловдиве, Варне, Бургасе и т.д.), Греции, Франции, Румынии.А почему Нжде назвал организацию цегакронов Ухт (Клятвенный Союз), а не, скажем, группой? Обратимся к нему. "Все великие деяния нашего народа совершены в результате клятвенных союзов (обетов) его сынов. Завтра тот будет иметь готовых мужественно сражаться воинов, кто сегодня имеет ухт. Понимая это, я в свое время организовал Давид-Бековские клятвенные союзы, которые полностью оправдали свое название. По тем же психологическим мотивам назвал "Клятвенными Союзами" организованные в США группы цегакронов. Нет более негодного разумного существа, чем армянин без клятвенного союза (без обета). Армянин без обета — бездушен, а бездушный армянин не предан, труслив, бессилен", — писал Нжде.Осенью 1934 года Нжде возвратился в Болгарию, предполагая расширить движение Цегакрон и превратить его в общеармянское. Он считал, что только обновившись в этом движении, движении хозяев своей земли, смогут объединиться все ветви армянства. По этому поводу один из активных членов Болгарской организации цегакронов Оник Зармуни писал в 1936 году, что "нужно создать единый центр, чтобы воспитывать армянское юношество и молодежь, руководствуясь родовыми принципами и духом рода", и заключал: "нам кажется, что история предоставила эту роль организации цегакронов. Нет более общей ценности, более общей идеи, чем род. Не имеем более жизнеспособной организации, чем Цегакрон Ухтер. Остается, чтобы организация цегакронов объединила в себе все культурные и спортивные союзы и стала общеармянским движением молодежи".Интересны также суждения О. Зармуни о взаимоотношениях Цегакронутюн-Дашнакцутюн, которые в те годы были довольно напряженными. "Что бы ни говорили и ни писали, какие бы ржавые стрелы ни пускались в новое движение, истиной является то, что Цегакронутюн — абсолютная необходимость как для армянства и Айдата, так и для преследующей те же цели нашей партии. Истинный Дашнакцаканутюн был и навечно останется родовым клятвенным союзом нашего народа. Ни наша история, ни священная память о наших давших обет мучениках-дашнакцаканах не смогут допустить обратного утверждения".Однако отношения Нжде с руководством АРД обострились до такой степени, что в 1937 г. он порвал связи с партией, и это значительно повлияло на дальнейшую судьбу движения Цегакрон.Еше в 1934 году Никол Агбалян писал из Бейрута Нжде, находившемуся в США: "движение Цегакрон, которое с таким успехом ширится под влиянием твоих зачаровывающих речей, будет ли иметь продолжение, когда ты покинешь Америку? Имеет ли пророк учеников, которые сохранили бы дух, следовательно, продолжили бы дело?" К сожалению, опасения Агбаляна оправдались, и движение Цегакрон в США после отъезда Нжде начало приходить в упадок.А созванное в июле 1941 году в Чикаго 8-ое Депутатское собрание американской организации цегакронов постановило переименовать организацию в "Дашнакцутюн армянской молодежи Америки". Переименование объясняли тем, что противники цегакронов в американских кругах распространяли мнение, что цегакроны являются единоверцами и соучастниками нацистов, и одновременно тем, что трудно было объяснить представителям других национальностей значение слова "цегакрон".Это переименование относилось только к американским цегакронам, а в других местах, где влияние Нжде было велико (в особенности в Болгарии, где организация была самой крепкой) организации Цегакрон Ухтер, под тем же именем, действовали до ареста Нжде в 1944 году.