Александр Севастьянов
Итак, еще один год позади, и пора подвести его политические итоги.
1. Путин в зачищенном поле.
Первый итог – значительное укрепление во внутренней политике позиций Путина, который, как я и предполагал год назад, избрал излюбленную тактику абсолютизма – искусное балансирование на противоречиях основных общественных сил. Не случайно его режим с каждым днем все больше напоминает эпоху первых римских императоров.
О том, насколько уверенно чувствует себя Путин на внутренней арене, говорит не только встреча с оппозиционерами – Рыжковым, Кудриным и др. на Валдайском форуме и широкая предновогодняя амнистия для мелкого политического люда, но прежде всего выпуск на свободу потенциального «российского Манделы» Михаила Ходорковского. А также продолжение затягивания гаек в отношении русских националистов (глупость, свидетельствующая о весьма высокой оценке Кремлем собственной безопасности).
Правда, на мой взгляд, Путин увлекся балансированием, вообразил себя непревзойденным эквилибристом и пропустил тот момент, когда одна из общественных сил чрезмерно выросла и вышла из-под контроля. Новогоднее поздравление Президента из-за этого получилось в значительной мере траурным, непраздничным. Произносить его Путину было, я думаю, нелегко. Что ж – сам виноват. Ему давно бы пора учить этнополитику по Севастьянову…
2. Канун войны.
Чего нам ждать от укрепления Путина в России и во всем мире?
Прежде всего, как это всегда бывает, сознание собственной успешности обязательно перерастет в иллюзию своей непогрешимости. Что гарантирует нам закрепление всех ошибочных направлений, во всяком случае – во внутренней политике (внешняя, все же, требует больше считаться со всеми партнерами и обстоятельствами).
Худшее из последствий будет в том, что Путин, убежденный, что худой мир с либералами лучше доброй войны с ними, будет откупаться от них, как обычно, давя русских националистов, которых он упорно не желает понимать, а тем более – к ним прислушиваться. В результате недобитые либералы сохранят и укрепят свое тлетворное влияние.
Беда в том, что подобное разминовение с русскими националистами трагически скажется на том направлении, которое сейчас уже вырисовалось как наиболее угрожающее миру и спокойствию в стране. Я имею в виду русско-мусульманскую гражданскую войну, на пороге которой сегодня поставлена Россия. Но Путин, похоже, не видит эту угрозу в упор, совершенно не понимает ее характер. Об этом свидетельствуют оба его последние выступления: обращение к ФС и новогоднее поздравление.
Выступая в Хабаровске с новогодним поздравлением, Путин сказал, демонстрируя всю глубину непонимания присходящего: «Уверенно, жестко и последовательно продолжим борьбу с террористами до полного их уничтожения. Мы поддержим всех пострадавших».
Это чисто популистское обращение – сродни знаменитому призыву «мочить в сортирах» боевиков. За деревьями Путин не видит леса, за боевиками и террористами – он прозевал этноконфессиональный и цивилизационный характер войны, тлеющей и в принципе не имеющей конца. Хотя, надо отдать должное, всех основных чеченских полевых командиров мы при Путине уничтожили, но в итоге войну чеченцам проиграли и перед Чечней капитулировали. Тем подарив вожделенный пример другим мусульманским республикам и анклавам внутри нашей страны, которые все в разной мере не прочь использовать подобный вооруженный шантаж ради подобного же бешеного процветания. «Игра стоит свеч!» – показали им всем чеченцы на своем опыте.
А между тем, нашу капитуляцию перед чеченцами следовало предвидеть, ведь Путин сам же ее и предсказал еще в 2000 году. Он тогда честно раскрыл перед французским журналистом М. Хальтером из еженедельника «Пари Матч» свое credo по поводу конфликта цивилизаций вообще. И свое видение чеченской проблемы в частности: «Вы знаете, здесь есть только одно средство – повышение благосостояния мусульманского населения или мусульманских стран в целом и внедрение общечеловеческих ценностей. Все остальное – это продолжение этих двух составляющих. В принципе тот религиозный экстремизм, с которым мы столкнулись, например, на Северном Кавказе, основан на квазикоммунистических идеях о необходимости перераспределения богатств и борьбы за лучшее справедливое будущее. Когда человек беден, ему очень легко вдолбить идею о всеобщем равенстве, чем и пользуются религиозные экстремисты, о которых мы с вами говорили. Поэтому нужно действовать вышеупомянутыми методами и средствами».
Перед нами, как видим, – в голом виде самая убогая и примитивная марксистская политэкономия. Которая не могла дать иного результата, чем тот, что мы имеем. Ужас в том, что нашу капитуляцию Путин, а за ним многие и многие, особенно военные, воспринимают как свою победу. Как замирение. А вовсе не как пролог для худшего, более страшного и масштабного противостояния, которое, как мы все видим, не только не прекратилось с нашей капитуляцией, но, напротив, набирает обороты.
Из политэкономических соображений Путин исходит и в другом принципиальном вопросе, требующем исключительно этнополитического подхода: в вопросе миграции (внутренней ли, внешней, законной ли, незаконной – все равно). Категорически отказываясь вводить визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья, Путин способствует росту и организации социальной базы исламской экспансии и терроризма. Чем он мотивирует свой отказ? Да тем, что боится навредить процессу (фантомному, замечу) реинтеграции Средней Азии и Казахстана с Россией. На деле же он просто не может расстаться с мечтой о хотя бы частичном восстановлении Советского Союза, мня себя новым российским императором и «собирателем земель».
А между тем, только за последние три года в России легализовалось (!) 3,5 млн мигрантов, абосолютное большинство среди которых представлено молодыми мусульманами. На одного легального приходится как минимум трое-четверо нелегальных. Формально они все гастарбайтеры, но потенциально – пушечное мясо джихада, неустанно обрабатываемое вербовщиками. В российскую бочку неустанно сыплется исламский порох, остается только фитиль поднести. Однако Путин со своим политэкономическим мышлением счетовода видеть этого не хочет в упор.
Таким образом, последовав путем своих ложных, марксистских по сути убеждений, увлеченный реинтеграционной квази-имперской утопией, Путин, на мой взгляд, допустил Россию до кануна большой этноконфессиональной войны. От стрельбы из свадебных кортежей в центре Москвы до стрельбы на поражение осталось недолго. Таков еще один из итогов 2013 года.
Возможно, Кремль просто хочет продолжить игру в сдержки и противовесы, ради сохранения роли балансира и абсолюта. Путин однажды уже ловко удержался и усилил свое могущество, балансируя на противостоянии либералов и национал-патриотов. Но теперь либералы сошли с арены. На их место пришли исламисты? Путин будет балансировать на их противостоянии с национал-патриотами?
Опасная игра, прямо скажу.
3. Кто в доме хозяин?
Канун войны… Это серьезно, это стоит еще нескольких слов.
Увы, я не в первый раз убеждаюсь: на этнополитическое видение ситуации Путин, судя по всему, попросту не способен. В обращении к нации Путин, явно с чужих слов (уж не знаю, какой вредоносный м-у----д-ак у него сейчас в советниках по нацвопросу), брякнул вопиющую глупость насчет причин межэтнического напряжения: «Его провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишённые культуры, уважения к традициям, как своим, так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые “крышуют” этническую мафию, и так называемые “русские националисты”, разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы».
На деле все происходит строго наоборот. Мы наблюдаем именно классическое, прямо по Хантингтону, столкновение двух культур, двух моралей, двух традиций, за каждую из которых люди готовы идти – и идут! – на смерть. Это касается как русских националистов, так и участников джихада, смертников-ваххабитов. И заступлены эти две культуры, две морали и традиции именно что представителями двух народов (в целом): русскими с одной стороны – и совокупностью этнических мусульман с другой.
Сколько бы Путин ни говорил о «мерзости преступлений, совершенных в Волгограде», он не сможет убедить в этом исламских муджахедов-террористов, готовых на самопожертвование, у него попросту нет для них аргументов. Они-то считают самовзорвавшихся шахидов героями и мучениками за веру, заслужившими рай. За годы правления Путина на территории России был уже совершен 81 террористический акт с участием, в общей сложности, 123 смертников. В которых, видимо, так и недовнедрили общечеловеческие ценности. Нет никаких оснований думать, что список исчерпан. За Путиным своя правда, но за ними – своя. Он им будет гнать про Фому, а они ему, с помощью тротила, про Ерему.
Не сможет Путин переубедить и русских националистов, встающих за свой народ, ведь они находятся поближе, чем он, к жизни и видят все как есть. А пытаясь и дальше балансировать между «вашими» и «нашими», пытаясь одной рукой подавить исламских экстремистов (своего непосредственного врага), а другой русских националистов (своего потенциального защитника), он и вовсе столкнет Россию в хаос. Ибо нельзя безнаказанно ликвидировать своих собственных часовых и пограничников…
Путину пора определиться, сделать выбор. По-видимому, он на это не способен из-за каких-то глубоко внутренних причин, возможно иррациональных.
Как сказано выше, Россия не случайно проиграла войну Чечне. Потому что Кремль понимал все происходящее как наведение государственного, «конституционного» порядка и войну с его временными нарушителями. Но чеченцы-то все от мала до велика знали, что ведут извечную этноконфессиональную войну против русских. А это большая разница. Никакое государство не в силах выиграть этническую войну у какого-либонарода, действуя традиционными военными методами. Для этого нужно совсем иное: поднять против «нехорошего» народа другой, «хороший» народ и дать ему карт бланш на приемы и методы такой же этнической (партизанской по сути) войны. Бациллу не истребить антибиотиком, ее может истребить только другая бацилла. Но Кремль этим путем не пошел, расформировав даже единственный добровольческий батальон имени Ермолова – партизанский отряд казаков, действовавший с высоким КПД в войне с чеченцами теми же методами, как при Бестужеве-Марлинском, Лермонтове и Льве Толстом, когда мы покорили Кавказ.
Почему Кремль, как до Путина, так и при Путине не хочет взять себе в союзники русский народ? Почему боится развязать нам, русским, руки? Допустить хотя бы в некоторой степени наше русское национальное самоуправление и самозащиту?
Все просто. Весь вопрос в том, кто в доме (в России) хозяин.
«Я», – законно и обоснованно считает русский народ.
«Нет, я!», – говорит народу закусивший удила выборный император Путин.
Налицо противоречие, которое кажется непреодолимым. На деле оно преодолевается очень легко.
Для этого надо только, чтобы Путин захотел стать русским царем.
Но вся беда как раз в том, что Путин не хочет быть русским царем. Он хочет быть российским императором. Он хочет выстроить очереднуюквази-империю за счет русских, но не для русских. Чтоб служила ему золотая рыбка (русский народ) и была у него на посылках.
Полный текст на АРИ.ру
Итак, еще один год позади, и пора подвести его политические итоги.
1. Путин в зачищенном поле.
Первый итог – значительное укрепление во внутренней политике позиций Путина, который, как я и предполагал год назад, избрал излюбленную тактику абсолютизма – искусное балансирование на противоречиях основных общественных сил. Не случайно его режим с каждым днем все больше напоминает эпоху первых римских императоров.
О том, насколько уверенно чувствует себя Путин на внутренней арене, говорит не только встреча с оппозиционерами – Рыжковым, Кудриным и др. на Валдайском форуме и широкая предновогодняя амнистия для мелкого политического люда, но прежде всего выпуск на свободу потенциального «российского Манделы» Михаила Ходорковского. А также продолжение затягивания гаек в отношении русских националистов (глупость, свидетельствующая о весьма высокой оценке Кремлем собственной безопасности).
Правда, на мой взгляд, Путин увлекся балансированием, вообразил себя непревзойденным эквилибристом и пропустил тот момент, когда одна из общественных сил чрезмерно выросла и вышла из-под контроля. Новогоднее поздравление Президента из-за этого получилось в значительной мере траурным, непраздничным. Произносить его Путину было, я думаю, нелегко. Что ж – сам виноват. Ему давно бы пора учить этнополитику по Севастьянову…
2. Канун войны.
Чего нам ждать от укрепления Путина в России и во всем мире?
Прежде всего, как это всегда бывает, сознание собственной успешности обязательно перерастет в иллюзию своей непогрешимости. Что гарантирует нам закрепление всех ошибочных направлений, во всяком случае – во внутренней политике (внешняя, все же, требует больше считаться со всеми партнерами и обстоятельствами).
Худшее из последствий будет в том, что Путин, убежденный, что худой мир с либералами лучше доброй войны с ними, будет откупаться от них, как обычно, давя русских националистов, которых он упорно не желает понимать, а тем более – к ним прислушиваться. В результате недобитые либералы сохранят и укрепят свое тлетворное влияние.
Беда в том, что подобное разминовение с русскими националистами трагически скажется на том направлении, которое сейчас уже вырисовалось как наиболее угрожающее миру и спокойствию в стране. Я имею в виду русско-мусульманскую гражданскую войну, на пороге которой сегодня поставлена Россия. Но Путин, похоже, не видит эту угрозу в упор, совершенно не понимает ее характер. Об этом свидетельствуют оба его последние выступления: обращение к ФС и новогоднее поздравление.
Выступая в Хабаровске с новогодним поздравлением, Путин сказал, демонстрируя всю глубину непонимания присходящего: «Уверенно, жестко и последовательно продолжим борьбу с террористами до полного их уничтожения. Мы поддержим всех пострадавших».
Это чисто популистское обращение – сродни знаменитому призыву «мочить в сортирах» боевиков. За деревьями Путин не видит леса, за боевиками и террористами – он прозевал этноконфессиональный и цивилизационный характер войны, тлеющей и в принципе не имеющей конца. Хотя, надо отдать должное, всех основных чеченских полевых командиров мы при Путине уничтожили, но в итоге войну чеченцам проиграли и перед Чечней капитулировали. Тем подарив вожделенный пример другим мусульманским республикам и анклавам внутри нашей страны, которые все в разной мере не прочь использовать подобный вооруженный шантаж ради подобного же бешеного процветания. «Игра стоит свеч!» – показали им всем чеченцы на своем опыте.
А между тем, нашу капитуляцию перед чеченцами следовало предвидеть, ведь Путин сам же ее и предсказал еще в 2000 году. Он тогда честно раскрыл перед французским журналистом М. Хальтером из еженедельника «Пари Матч» свое credo по поводу конфликта цивилизаций вообще. И свое видение чеченской проблемы в частности: «Вы знаете, здесь есть только одно средство – повышение благосостояния мусульманского населения или мусульманских стран в целом и внедрение общечеловеческих ценностей. Все остальное – это продолжение этих двух составляющих. В принципе тот религиозный экстремизм, с которым мы столкнулись, например, на Северном Кавказе, основан на квазикоммунистических идеях о необходимости перераспределения богатств и борьбы за лучшее справедливое будущее. Когда человек беден, ему очень легко вдолбить идею о всеобщем равенстве, чем и пользуются религиозные экстремисты, о которых мы с вами говорили. Поэтому нужно действовать вышеупомянутыми методами и средствами».
Перед нами, как видим, – в голом виде самая убогая и примитивная марксистская политэкономия. Которая не могла дать иного результата, чем тот, что мы имеем. Ужас в том, что нашу капитуляцию Путин, а за ним многие и многие, особенно военные, воспринимают как свою победу. Как замирение. А вовсе не как пролог для худшего, более страшного и масштабного противостояния, которое, как мы все видим, не только не прекратилось с нашей капитуляцией, но, напротив, набирает обороты.
Из политэкономических соображений Путин исходит и в другом принципиальном вопросе, требующем исключительно этнополитического подхода: в вопросе миграции (внутренней ли, внешней, законной ли, незаконной – все равно). Категорически отказываясь вводить визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья, Путин способствует росту и организации социальной базы исламской экспансии и терроризма. Чем он мотивирует свой отказ? Да тем, что боится навредить процессу (фантомному, замечу) реинтеграции Средней Азии и Казахстана с Россией. На деле же он просто не может расстаться с мечтой о хотя бы частичном восстановлении Советского Союза, мня себя новым российским императором и «собирателем земель».
А между тем, только за последние три года в России легализовалось (!) 3,5 млн мигрантов, абосолютное большинство среди которых представлено молодыми мусульманами. На одного легального приходится как минимум трое-четверо нелегальных. Формально они все гастарбайтеры, но потенциально – пушечное мясо джихада, неустанно обрабатываемое вербовщиками. В российскую бочку неустанно сыплется исламский порох, остается только фитиль поднести. Однако Путин со своим политэкономическим мышлением счетовода видеть этого не хочет в упор.
Таким образом, последовав путем своих ложных, марксистских по сути убеждений, увлеченный реинтеграционной квази-имперской утопией, Путин, на мой взгляд, допустил Россию до кануна большой этноконфессиональной войны. От стрельбы из свадебных кортежей в центре Москвы до стрельбы на поражение осталось недолго. Таков еще один из итогов 2013 года.
Возможно, Кремль просто хочет продолжить игру в сдержки и противовесы, ради сохранения роли балансира и абсолюта. Путин однажды уже ловко удержался и усилил свое могущество, балансируя на противостоянии либералов и национал-патриотов. Но теперь либералы сошли с арены. На их место пришли исламисты? Путин будет балансировать на их противостоянии с национал-патриотами?
Опасная игра, прямо скажу.
3. Кто в доме хозяин?
Канун войны… Это серьезно, это стоит еще нескольких слов.
Увы, я не в первый раз убеждаюсь: на этнополитическое видение ситуации Путин, судя по всему, попросту не способен. В обращении к нации Путин, явно с чужих слов (уж не знаю, какой вредоносный м-у----д-ак у него сейчас в советниках по нацвопросу), брякнул вопиющую глупость насчет причин межэтнического напряжения: «Его провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишённые культуры, уважения к традициям, как своим, так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые “крышуют” этническую мафию, и так называемые “русские националисты”, разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы».
На деле все происходит строго наоборот. Мы наблюдаем именно классическое, прямо по Хантингтону, столкновение двух культур, двух моралей, двух традиций, за каждую из которых люди готовы идти – и идут! – на смерть. Это касается как русских националистов, так и участников джихада, смертников-ваххабитов. И заступлены эти две культуры, две морали и традиции именно что представителями двух народов (в целом): русскими с одной стороны – и совокупностью этнических мусульман с другой.
Сколько бы Путин ни говорил о «мерзости преступлений, совершенных в Волгограде», он не сможет убедить в этом исламских муджахедов-террористов, готовых на самопожертвование, у него попросту нет для них аргументов. Они-то считают самовзорвавшихся шахидов героями и мучениками за веру, заслужившими рай. За годы правления Путина на территории России был уже совершен 81 террористический акт с участием, в общей сложности, 123 смертников. В которых, видимо, так и недовнедрили общечеловеческие ценности. Нет никаких оснований думать, что список исчерпан. За Путиным своя правда, но за ними – своя. Он им будет гнать про Фому, а они ему, с помощью тротила, про Ерему.
Не сможет Путин переубедить и русских националистов, встающих за свой народ, ведь они находятся поближе, чем он, к жизни и видят все как есть. А пытаясь и дальше балансировать между «вашими» и «нашими», пытаясь одной рукой подавить исламских экстремистов (своего непосредственного врага), а другой русских националистов (своего потенциального защитника), он и вовсе столкнет Россию в хаос. Ибо нельзя безнаказанно ликвидировать своих собственных часовых и пограничников…
Путину пора определиться, сделать выбор. По-видимому, он на это не способен из-за каких-то глубоко внутренних причин, возможно иррациональных.
Как сказано выше, Россия не случайно проиграла войну Чечне. Потому что Кремль понимал все происходящее как наведение государственного, «конституционного» порядка и войну с его временными нарушителями. Но чеченцы-то все от мала до велика знали, что ведут извечную этноконфессиональную войну против русских. А это большая разница. Никакое государство не в силах выиграть этническую войну у какого-либонарода, действуя традиционными военными методами. Для этого нужно совсем иное: поднять против «нехорошего» народа другой, «хороший» народ и дать ему карт бланш на приемы и методы такой же этнической (партизанской по сути) войны. Бациллу не истребить антибиотиком, ее может истребить только другая бацилла. Но Кремль этим путем не пошел, расформировав даже единственный добровольческий батальон имени Ермолова – партизанский отряд казаков, действовавший с высоким КПД в войне с чеченцами теми же методами, как при Бестужеве-Марлинском, Лермонтове и Льве Толстом, когда мы покорили Кавказ.
Почему Кремль, как до Путина, так и при Путине не хочет взять себе в союзники русский народ? Почему боится развязать нам, русским, руки? Допустить хотя бы в некоторой степени наше русское национальное самоуправление и самозащиту?
Все просто. Весь вопрос в том, кто в доме (в России) хозяин.
«Я», – законно и обоснованно считает русский народ.
«Нет, я!», – говорит народу закусивший удила выборный император Путин.
Налицо противоречие, которое кажется непреодолимым. На деле оно преодолевается очень легко.
Для этого надо только, чтобы Путин захотел стать русским царем.
Но вся беда как раз в том, что Путин не хочет быть русским царем. Он хочет быть российским императором. Он хочет выстроить очереднуюквази-империю за счет русских, но не для русских. Чтоб служила ему золотая рыбка (русский народ) и была у него на посылках.
Полный текст на АРИ.ру
подробнее